Лучший педагог года

Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений

елена руденко
Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Доклад

Тема: «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

Выполнила воспитатель

БДОУ№ 366

Руденко Е. В.

2016 г.

Я работаю по Технологии Программы Натальи Михайловны Крыловой «Детский сад – Дом радости» с 2006 года, где главной задачей является воспитание индивидуальной, творческой личности.

Публикация «Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах

Заинтересовавшись проблемой использования системы ТРИЗ на занятиях с дошкольниками, я прошла курсы «ТРИЗ в детском саду». Формируя элементарные математические представления у воспитанников на основе этой системы я убедилась в том, что

ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, развиваются способности к изобразительной деятельности);

ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, найти выход из затруднительного положения.

Метод Мозгового Штурма я использую при решении задач на смекалку (головоломки) со счётными палочками.

1 тип - это задача на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.

• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

2 тип – это задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата

3 тип – это задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В своей работе я использую словесные игры. В игре «Наоборот» хорошо усваивается приём «противоположные значения»

Высоко – низко

Далеко – близко

Впереди – сзади

День – ночь

Вверху – внизу

Мало – много

Узкий – широкий

На противоречия задаю вопросы:

• Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)

• Что или кто бывает сначала маленьким, а потом большим (люди, животные, овощи, деревья и т. д.)

• Что бывает маленьким и большим (шарик, тесто, пузырь)

• Длинным и коротким (резинка, указка, нож складной, складная линейка)

• Твёрдое и мягкое (хлеб, яйцо, человек и т. д.)

• В каких сказках было чего то мало, а затем много («Цветик – семицветик», «Горшок каши»)

На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений я использую задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

• На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?

• На платье у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?

• На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)

• На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?

Ещё я в своей работе использую прием дорисовывания. Дети должны дорисовать элемент до фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?

• Также предлагаю детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»

Предлагаю из геометрических фигур нарисовать девочку, зайца, робота и др.

• Ещё одно задание с готовыми геометрическими формами – это выложить ёлочку, лису и др.

Со старшими дошкольниками на воссоздание фигур – силуэтов можно использовать фигуры – силуэты из наборов к играм «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

Так же в своей работе я использую такой приём, как сочинение сказок, направленный на формирование элементарных математических представлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметы встретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили.

При использовании в работе с детьми метода активизации мышления я использую дидактическую игру «Город загадок», которая очень нравится детям. Я по таблице показываю детям какой формы данный предмет, какого он цвета, размера и из какого материала он сделан. Таким образом дети одновременно закрепляют не только форму, но и цвет, величину и материал из которого сделан предмет.

Публикации по теме:

Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в страну математических знаний» Тема: «Путешествие в страну математических знаний» Программные задачи: Закрепить знания детей о последовательности дней недели; продолжать.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Программное содержание: - закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5; -Упражнять в умении называть и различать.

Конспект занятия по «формированию элементарных математических представлений»Конспект занятия по «формированию элементарных математических представлений» Задачи: Учить детей действию построения моделей количественных отношений, на счётах, используемых для сравнения двух групп предметов. Упражнять.

НОД по формированию элементарных математических представленийНОД по формированию элементарных математических представлений Воспитатель: Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Посмотрите, сколько гостей у нас сегодня гостей! Давайте им улыбнемся и поздороваемся.

НОД по формированию элементарных математических представлений «Время и знаки» Задачи: 1. Закрепить знания детей о временных понятиях. 2. Закреплять знания детей о признаках геометрический фигур, пространственных отношений:.

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: Различие предметов по форме; решение логических и математических задач; работа с геометрическими фигурами; развитие сенсорных способностей.

НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в космос» Задачи: Образовательные: - закрепить счёт в пределах 10; -закрепить умение различать геометрические фигуры; - закрепить умение соотносить.

Отчёт по теме «Логико-математические игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений» Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая.

Подборка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений Подборка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ Дидактическая задача. Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ТРИЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 09:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД