МААМ-картинки

Доклад из опыта работы «Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность»

Лариса Ашихмина
Доклад из опыта работы «Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность»

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Об этом нам указывают документы, такие как «Профессиональный стандарт» и «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикация «Доклад из опыта работы „Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность“» размещена в разделах

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» разработан с учетом принципа : -реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности,.

Так же прописаны 5 областей развития и обучения детей, одно из которых познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, наблюдательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. и т.  д.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является познавательно-исследовательская деятельность.

Я работаю в группе с детьми с нарушением речи. Наблюдения за детьми показали, что у них слабо развит познавательный интерес.

Слайд № 1 Для обеспечения системы работы по данному направлению я выбрала тему по самообразованию:

«Развитие познавательного интереса детей через познавательно-исследовательскую деятельность».

Слайд № 2

Цель.

Развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

Задачи.

Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям,

Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.

Знакомить с различными свойствами предметов.

Учить детей делать выводы на основе опытов.

Участвовать в посильной практической деятельности.

Слайд №3 Свою работу по данному проекту я начала с подборки методической и детской литературы, которую я покажу позже.

Слайд № 4 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд № 5 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это китайское изречение надо помнить, потому что усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практике моей работы с дошкольниками.

Слайд № 6

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребё нок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям.

В нашей группе сформирован уголок экспериментирования.

приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

Слайд№ 7 Различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.

Слайд № 8 Подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Слайд № 9 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются: -опыты. эксперименты

Слайд №10 А у нас в саду дела - эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Эксперименты провожу в совместной деятельности с детьми и в режимных моментах Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям.

Слайд №11 - Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.

Считаю, что многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. Заметила, что целенаправленная работа по развитию познавательного. интересов меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это?", в вопросу "Как это происходит? " не к 5=6 годам, а даже раньше.

Слайд№ 12 Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Слайд№ 13 Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.

Слайд № 14 Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Сделали подборку познавательных мультфильмов. Сейчас предлагают свои услуги научные шоу. Это является очень хорошим подспорьем в развитии познавательной. активности.

проектная деятельность.

На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Слайд № 15 Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях, педсоветах. Участвовала в мастер-классе по развитию познавательных интересов.

Тема моего мастер -класса «Экспериментирование с молоком». Заняла призовое место

Слайд№16 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проводятся родительские собрания (тематика) ,

-оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

-издается общесадовский журнал «Светлячок», в котором есть рубрика «Это интересно…;

-привлечение к работе над проектом.

В этом году реализован проект «Мальчишки и девчонки, а так же их родители….» Была выпущена «Кулинарная книга» и альбом

«Я как мама, я как папа»

В результате совместной работы воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития детей. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Слайд№17 Промежуточные результаты

-Ребёнок самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в исследовательском центре (весы, лупа, микроскоп, песок, камни);

- Выполняет инструкции педагога;

Использует схемы для проведения самостоятельных опытов

Отражает опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности;

Осознаёт и доказывает необходимость бережного отношения к природе

Слайд №18 Литература

Слайд № 19 Спасибо за внимание!

В заключении.

Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Каким быть дошкольному детству?» Консультация для родителей подготовлена воспитателем группы №8 Гибановой В. В. на тему: «Каким быть дошкольному детству?» Родители могут.

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Развитие познавательного интереса через исследовательскую деятельность»
Опубликовано: 4 сентября 2014 в 22:34
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД