Папки-передвижки

Доклад из опыта работы «Совместная игровая деятельность в режиме дня»

Светлана Акова
Доклад из опыта работы «Совместная игровая деятельность в режиме дня»

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоение им первоначальных представлений социального характера и включение его в систему социальных отношений т. е. вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей, природы, общественной жизни.

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость, и познание, и творчество.

Дошкольник учится воспроизводить быт и труд взрослых, разные события из жизни семьи, отношения между людьми. В игре он подчиняет свои желания определенным требованиям, что является важнейшей предпосылкой воспитания воли.

Публикация «Доклад из опыта работы „Совместная игровая деятельность в режиме дня“» размещена в разделах

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Значительное место в реализации области «Социализация» - занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные – игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческие способности.

В игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.

Игра - источник развития моральных качеств личности.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду. Дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.

Перед мною, воспитателем детского сада, стояла задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Малышей впервые привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга : молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для ребят группа детского сада, является первым детским обществом, где они приобретут первоначальные навыки коллективных отношений. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Педагогическая работа по решению данных задач определяется Федеративными Государственными Требованиями к структуре Основной Общеобразовательной Программы Дошкольного Образования, концептуальными положениями Программы Дошкольного Образовательного Учреждения, учётом комплексно – тематического принципа её построения.

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:

1. Создание необходимой игровой среды.

2. Непосредственное руководство играми детей.

Для того чтобы развитие детей в игре проходило успешно, создала соответствующие условия: отвела играм достаточное время; организовала предметно-развивающую среду, отвечающую 4 принципам: доступность, разнообразие, зонирование, эмоциональная привлекательность; выбрала методы работы с детьми. Групповую комнату разделила на игровые зоны : кукольный уголок, книжный уголок, познавательно-дидактическая зона, уголок рисования, уголок конструирования, физический уголок. Каждый вид игрушки и пособий разместила в определенном уголке на доступной высоте для самостоятельного пользования детьми: куклы, посуда - в кукольном уголке; книжки, картинки - в книжном; пирамидки, шнуровки, настольно-печатные игры - в познавательно-дидактическом; овощи, фрукты, камни, игрушки животных - в уголке природы; мячи, веревки, дуги - в физическом; крупный и мелкий, деревянный и пластмассовый строительный материал - в уголке конструирования. Постепенно меняла игровой материал для поддержания интереса к той или иной игровой ситуации. Например: поменяла в книжном уголке картинки с петушком и его семьей на картинку лошади с жеребенком, соответственно сменили подвижную игру «Курочка и цыплята" на игру «Лошадки» ; в кукольном уголке меняла продукты для приготовления пищи: каши, пельмени, яичница, овощи, фрукты, выпечка; в конструирование использую разнообразный строительный материал.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, мед. сестры организовала целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.

Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду.

В играх-имитациях учу передавать характерные движения и звукоподражания.

Слушая текст, учу выполнять соответствующие игровые действия.

Разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов - веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, - способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра.

Использую игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила (Зайка беленький сидит, Мишка косолапый, поезд,самолет). В зависимости от воспитательной задачи выбирала игры, помогающие развить определенные навыки: если стремилась научить согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели играли в сюжетные игры, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот»; если же ставила задачу по развитию у детей равновесия – то «По тропинке», «Через ручеек». Учитывала и общее состояние группы. Если дети возбуждены, проводила спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют определенного внимания: «Кто тише?", «Найди флажок» ; или водила хороводы: «Колпачок», «Каравай».

Для усиления воспитательной и образовательной стороны подвижных игр, при повторении их несколько раз, видоизменяла и усложняла их, немного изменяла правила, повышала требованиям к их выполнению, включала новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или перелезть, изменив их темп, меняла местоположение гнездышек - в одном месте, по периметру группы, пособия - стулья, скамейка, шнуры.

При проведении сюжетных подвижных игр для ребенка, выполняющего ответственную роль (волка, медведя) водящего, использую маски для подчеркивания особенностей персонажа.

Сюжетные игры совместные и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: готовим мишке обед, купаем куклу, лечим зайчика, принимаем гостей.

Для игр подбирала простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее на стройку, мама катает в коляске дочку, кормит ее. Широко использую стихи А. Барто, потешки.

Активно действую в разных ролях (в роли шофера, строителя, матери, дети закрепляют такие ценные привычки и чувства, как вежливое обращение друг к другу, заботу о товарище, аккуратность в обращении с предметами обихода др. Они учатся действовать последовательно и организованно. Это очень важно для развития у них волевых разумных действий, для формирования основных черт, складывающегося характера.

В игре направляю детей на развитие сюжета (перенос действий из одних условий в другие, разное сочетание событий, их планирование, на совершенствование способов решения игровых задач (игра с игрушками, предметами - заместителями, воображаемыми предметами, обозначение словом роли, ролевые взаимодействия, ролевой диалог, на формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми.

Провожу наблюдения за окружающим, связываю их с игрой. Например, труд няни: давайте, и мы помоем посуду! Где у нас губка, таз?". Или переношу в игру собственный опыт ребенка. Что ты делаешь по утрам, когда просыпаешься? И куколку тоже надо умыть, вытереть полотенцем, причесать. Куклу мы и мыли, и спать укладывали, и гуляли, и кормили. Реальная жизнь и игровая деятельность тесно связаны, в представлении ребенка, поэтому играли с куклой, обучаясь, расширяя багаж знаний детей об окружающем мире.

Большое внимание уделяю сюжетным играм со строительным материалом.

Знакомлю детей со строительным материалом - кубиками, кирпичиками, формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (кирпичик лежит, стоит) и разной устойчивостью в зависимости от положения. Учу размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка, накладывать один на другой, комбинировать различное размещение, образуя простейшие перекрытия (ворота, домик) или замыкая пространство (загородка). А также учу малышей находить сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

В конце каждой конструктивной занимательной деятельности показываю детям, как играют с данной постройкой, и предоставляю эту возможность (2-3 мин). Тем самым формируется интерес к игровой деятельности. И хотя игрушки первоначально отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении младших дошкольников их используют очень часто. Игрушка побуждает ребенка строить. Поскольку дети не могут учитывать при конструировании размеры, игрушка соответствовала размерам деталей.

Чтобы дети усвоили названия деталей строительного материала, использую не только непосредственную образовательную деятельность, но и процесс уборки материала после занимательной деятельности или игр (разбирая постройку, детали группируем на столе: кубики, кирпичики, пластины т. д., а затем убираем со стола, использую дидактические игры: «Чего не стало?", Чудесный мешочек" и др.

Конструктивная деятельность становилась более интересной, если в работе с детьми я использовала стихотворения, потешки, сюжеты знакомых сказок.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.

Игра привлекает детей, позволяет осуществить свои стремления. В игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности.

Публикации по теме:

Нравственно–патриотическое воспитание как один из аспектов социально-личностного развития дошкольников Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему.

Социализация детей через игру. Сообщение на методическом объединении Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Совместная игровая деятельность в режиме дня»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 21:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД