Лучший педагог года

Из опыта работы воспитателя «Воспитание художественным словом»

Елена Афанасьева
Из опыта работы воспитателя «Воспитание художественным словом»

«Воспитание детей художественным словом».

1 Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Публикация «Из опыта работы воспитателя „Воспитание художественным словом“» размещена в разделах

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

2. Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок ритмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Уже к двум годам дети - талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с лёгкостью их запоминают.

3. Основные задачи по воспитанию интереса к художественному слову :

- привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

- предоставление возможности наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

- помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;

- обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Работу по ознакомлению детей с произведениями детской литературы я начинала с анализа художественных произведений рекомендованных Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.

Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития детей.

5. Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке, НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов деятельности в любой группе ДОУ.

В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при привитии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.

В младшей группе к потешкам, попевкам, сказкам, добавляются загадки. Ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

6. Воспитание интереса у детей к художественному слову мною осуществлялось и осуществляется не только на специальных занятиях по художественному чтению и рассказыванию, но и в:

- утренние часы, например, для подержания у детей радостного настроения.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

(А. Барто)

- на прогулке, например, для того, чтобы обратить внимание на красоту пейзажа, можно использовать стихотворение Плещеева «Осень наступила»;

7. - во время наблюдения за птицами прочитать детям стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка»

Работала не только над тем, чтобы привлечь внимание ребенка к книге, но и вызывать у него потребность прикоснуться к ней, рассмотреть, узнать содержание. Очень хорошо в этом помогает грамотно оформленный в группе книжный уголок.

Правило читать детям ежедневно оставалось и остаётся, в силе с нами и по сей день, для того, чтобы содержание сказки, поэтические образы лучше усвоились и не забылись.

8. Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения. Они нуждаются в наглядной основе – рисунках. Вот почему так важны иллюстрированные издания.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Начиная с младшей группы, я подвожу детей к различению жанров, то есть, при знакомстве с художественным произведением, мы называем жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю вам рассказ (стихотворение)». Также стараемся избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Только чётко - сказка, рассказ, стихотворение.

Когда работа с художественным текстом становится для детей привычным делом, я предлагаю детям найти на картинке любого понравившегося героя произведения лисичку, воробья, мишку, зайчика. Картинки для работы подбираю сама. Они должны отвечать следующим требованиям:

- быть яркими, красочными,

- максимально реалистично изображать персонажей,

- быть подлинно художественными.

9. В своей работе я придерживаюсь такой методики проведения рассказывания сказок:

1. Предварительное разъяснение непонятных слов.

2. Подготовка воспитателя к рассказыванию (рассказ воспитателя является образцом, которому дети будут следовать).

3. Обстановка должна быть естественная, непринуждённая.

4. Первое знакомство с новой сказкой обязательно сопровождаем показом иллюстраций.

5. Одну и ту же сказку можно рассказывать несколько раз.

10. Наравне со сказкой, как фактор воспитания интереса к художественному слову поставлено стихотворение, с помощью которого ребёнок познаёт красоту русской природы, напевность и богатство выразительных средств русского языка.

11, 12. При заучивании малышами стихов учитываются возрастные особенности восприятия и памяти детей. Малыши быстро запоминают короткие стихи в которых много глаголов, существительных, где конкретность образов сочетаются с динамикой действия. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршак и других.

13, 14. В своей работе я также не выпускаю из вида такой раздел художественной литературы, как – загадки. Загадки – полезное упражнение для ума. С помощью загадки можно проверить усвоение детьми значения слова. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идет мохнатый, да бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» и т. д. дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится у них перед глазами. Также всегда обращаю внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки.

15. В своей работе по воспитанию интереса к художественному слову я не только воспитываю и развиваю самих детей, но и убеждаю, просвещаю и настраиваю родителей детей на то, чтобы оно заняло достойное место в жизни, сердце каждого ребёнка.

Для родителей была организована выставка литературы с аннотацией книг. На ней были представлены и книжки-малышки, и сборники сказок для малышей и хрестоматии для детей 2-4 лет.

На родительском собрании мы провели небольшой практикум по обучению родителей чтению книг своим малышам. Они увидели, какие приемы мы используем при заучивании, при работе над интонационной выразительностью.

В конце занятия родителям были предложены памятки «Как правильно читать детям книгу».

Когда наши дети подрастут, мы планируем привлекать родителей к участию в литературных развлечениях, праздниках, в семейных театрах.

16. Таким образом, создание необходимых психолого – педагогических условий в ДОУ : организованная развивающая среда, соблюдение методических рекомендаций при организации занятий при ознакомлению с художественной литературой, взаимодействие с родителями, индивидуальный подход к каждому ребенку помогут воспитателю сформировать интерес у малышей к художественному слову.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Система работы воспитателя по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Система работы педагога ДОУ по формированию безопасного поведения дошкольников через ознакомление с ПДД (из опыта работы) Воспитатель Ильяшенко.

Представление педагогического опыта «Игра со словом всегда и везде» Шалаганова Татьяна Владимировна, республика Хакасия, город Черногорск, воспитатель МБДОУ «Журавушка» Тема представления педагогического.

Из опыта работы по самообразованию воспитателя Деятельность дошкольного учреждения имеет свою специфику, поскольку весь образовательный процесс поставлен не на обучение детей дошкольного.

Из опыта работы воспитателя «Растим духовно-нравственную личность» Для этого были разработаны: Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в группе: Основной целью духовно-нравственного воспитания является.

Фотоотчет «Я педагог! Описание опыта работы воспитателя»Фотоотчет «Я педагог! Описание опыта работы воспитателя» Я педагог! Описание опыта работы воспитателя. Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли.

Представление опыта работы воспитателя 1 Меня зовут Мариет Азаматовна Хуако. Я работаю воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Наглядный материал и дидактические игры из опыта работы воспитателя НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. Выступление Зимкиной Л. Ю. воспитателя МДОУ «Детский сад «Солнышко».

Из опыта работы «Секрет успеха воспитателя»Из опыта работы «Секрет успеха воспитателя» Своё выступление я начну со слов выдающегося советского педагога-новатора и писателя Василия Александровича Сухомлинского: Как сказал.

Подвижные игры с художественным словом Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А. М. Горький Подвижные игры с художественным словом.

Из опыта работы воспитателя детского сада «Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе» Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Цель: развивать у детей познавательный интерес к школьному обучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы воспитателя «Воспитание художественным словом»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 10:40
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД