Светлана Купцова
Доклад: «Куклотерапия для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
«Куклотерапия для детей дошкольного возраста»
Подготовила Купцова С. А ДБС 23
Москва 2014
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Они имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникант у большинства детей. Иногда она сохраняется и у подростков, причём не только у девочек, но и у мальчиков.
Публикация «Доклад: „Куклотерапия для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол, который помогает ребёнку избавиться от болезненных переживаний, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Куклотерапия – это игра, которая детям близка и понятна. Через неё они могут выразить всё то, что пока не в силах описать словами. Куклы освобождают ребёнка от стыда и неловкости, ведь игрушкам позволено совершать неправильные, предосудительные поступки, за которые ребёнка не накажут, потому что их совершил не он, а куклы.
По сути куклотерапию можно представить как общение взрослого с ребёнком через посредника, то есть куклу. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В зависимости от сложности и эмоциональной насыщенности ситуация разыгрывается в небольших этюдах, мини спектаклях или спектаклях для публики. Ребёнок становится актёром, режиссёром и сценаристом кукольного представления. Взрослые занимают позицию активного наблюдателя, по мере необходимости корректирующего происходящее.
Вопрос реквизита решается довольно просто. Для куклотерапии подходят практически любые привычные детские игрушки, марионеки, а также самодельные, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и верёвочные куклы. Наличие ширмы на начальном этапе желательно: за ней малыш может спрятать, скрыть смущение и неуверенность, остаться на время наедине с собой.
Занятия с дошкольниками следует строить по определённой схеме.
В начале важно настроить ребёнка на позитивную деятельность, объяснить доступными словами суть и необходимость предстоящего:
- выбор или изготовление кукол для занятия;
- церемония «оживления» куклы – обучение «вождению».
При групповой куклотерапии воспитатель должен аккуратно распределить роли, учитывая при этом особенности детей. Затем происходит обыгрывание темы.
Главная роль в спектакле принадлежит выдуманным героям. Однако, их поведение отражает реальную позицию ребёнка в рассматриваемой жизненной ситуации. Ребёнок под руководством взрослого находит недостатки персонажа и помогает ему исправиться. Таким образом, ненавязчиво детям даётся положительная модель поведения. Главное – избегать нравоучительного тона и категоричных оценок.
Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия – это глубокая и серьёзная форма терапии, имеющая свои покозания к применению:
- неврозы;
- повышенная тревожность, страхи;
- низкая самооценка;
- трудности взаимоотношений с окружающими;
- депрессия;
- стрессовые ситуации.
Куклотерапия позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка воссоздать и проиграть травмирующую ситуацию, сняв таким образом травмирующий фактор. Также в процессе куклотерапии происходит изменение отношения ребёнка к себе, т. е. корректируется самооценка, идёт активное накопление положительного эмоционального опыта.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия :
- КОММУНИКАТИВНУЮ – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- РЕЛАКСАЦИОННУЮ – снятие эмоционального напряжения;
- РАЗВИВАЮЩУЮ – развитие психических процессов (восприятие, память, внимание)
- ОБУЧАЮЩУЮ – обогащение информацией об окружающем мире.
Куклотерапия также может использоваться в разных видах психотерапии: психодрамме, игротерапии, сказкотерапии, арт терапии.
Под арт терапией изначально понимали выражение своих чувств и состояний через живопись, скульптуру, дизайн.
Кукла и страх.
Работа с куклой в арт терапии позволяет отделить страх от конкретного ребёнка. Это не он – маленький трусишка, а, например, зайчик или перчаточная собачка. У ребёнка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. В куклотерапии применяются несколько различных методик, самой эффективной из которых является методика «лечебные этюды».
Например, этюд «Детский мир» (проблема ревности).
Хозяин вместе с собакой и щенком идёт в магазин «Детский мир» и обещает купить им по одной игрушке. Собака выбирает красивый корабль и представляет, как они с хозяином будут играть. Но вдруг она видит, что щенок выбрал классную машинку.
«Я хочу такую же машинку»,- говорит собака.
«Ты же выбрала корабль»,- отвечает хозяин.
«А я хочу и корабль, и машинку»,- говорит собака.
«Хорошо, я куплю тебе машинку, как у щенка, а корабль мы купим потом»,- подводит итог хозяин.
«Нет! Я хочу сейчас,- рыдает собака. - Ты меня не любишь»!
Она начинает кататься по полу, выть, опрокидывает полку с машинками и кричит: «Пусть они не достанутся никому!»
Хозяину становится стыдно за свою собаку. Они уходят из магазина без игрушек, а дома у них начинается разговор…
Что за разговор состоялся дома, дети должны придумать сами.
ДИАГНОСТИКА.
Перед детьми раскладывают разные игрушки: мишку, волка, зайку, девочку, бабу Ягу, бабушку и т. д. Затем ребёнку предлагают выбрать куклу и зайти с ней за ширму. Уже на этом этапе сам выбор игрушки говорит о многом. Например, если ребёнок выбирает зайчика – можно предположить у него наличие страхов; волка – проявления агрессивности и т. д. Когда выбор сделан, за ширмой с куклой разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительные вопросы: ты кто?; где ты живёшь?; с кем ты живёшь?; ты большой или маленький?; чем ты любишь заниматься?. Если ребёнок выбрал животное, то можно добавить и такие вопросы: у вас в лесу живёт кто-то страшный?; тебя кто-нибудь зашишает?; чем ты питаешься?; есть ли в лесу школа? и т. д. Задавая правильные вопросы, можно выяснить, на что необходимо обратить особое внимание, установить с ребёнком более близкий контакт и, может быть, даже обнаружить проблемы, для решения которых потребуется помощь специалистов.
ТЕРАПИЯ НА ПРАКТИКЕ.
Недавно появились обучающие и корректирующие спектакли, во время которых дети знакомятся с забавными кукольными персонажами, с помощью которых усваивают основные моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения, находя и поправляя ошибки этих персонажей.
Куклы также часто служат наглядным пособием, которое дети могут рассмотреть и описать (внешность, одежду, характер, образ действия и т. д.).
При таком обучении воспитанники получают огромное удовольствие от самого театрального процесса, а программный материал усваивается намного быстрее.