Лучший педагог года

Доклад: «Куклотерапия для детей дошкольного возраста»

Светлана Купцова
Доклад: «Куклотерапия для детей дошкольного возраста»

ДОКЛАД

«Куклотерапия для детей дошкольного возраста»

Подготовила Купцова С. А ДБС 23

Москва 2014

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Они имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребёнок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникант у большинства детей. Иногда она сохраняется и у подростков, причём не только у девочек, но и у мальчиков.

Публикация «Доклад: „Куклотерапия для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол, который помогает ребёнку избавиться от болезненных переживаний, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Куклотерапия – это игра, которая детям близка и понятна. Через неё они могут выразить всё то, что пока не в силах описать словами. Куклы освобождают ребёнка от стыда и неловкости, ведь игрушкам позволено совершать неправильные, предосудительные поступки, за которые ребёнка не накажут, потому что их совершил не он, а куклы.

По сути куклотерапию можно представить как общение взрослого с ребёнком через посредника, то есть куклу. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В зависимости от сложности и эмоциональной насыщенности ситуация разыгрывается в небольших этюдах, мини спектаклях или спектаклях для публики. Ребёнок становится актёром, режиссёром и сценаристом кукольного представления. Взрослые занимают позицию активного наблюдателя, по мере необходимости корректирующего происходящее.

Вопрос реквизита решается довольно просто. Для куклотерапии подходят практически любые привычные детские игрушки, марионеки, а также самодельные, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и верёвочные куклы. Наличие ширмы на начальном этапе желательно: за ней малыш может спрятать, скрыть смущение и неуверенность, остаться на время наедине с собой.

Занятия с дошкольниками следует строить по определённой схеме.

В начале важно настроить ребёнка на позитивную деятельность, объяснить доступными словами суть и необходимость предстоящего:

- выбор или изготовление кукол для занятия;

- церемония «оживления» куклы – обучение «вождению».

При групповой куклотерапии воспитатель должен аккуратно распределить роли, учитывая при этом особенности детей. Затем происходит обыгрывание темы.

Главная роль в спектакле принадлежит выдуманным героям. Однако, их поведение отражает реальную позицию ребёнка в рассматриваемой жизненной ситуации. Ребёнок под руководством взрослого находит недостатки персонажа и помогает ему исправиться. Таким образом, ненавязчиво детям даётся положительная модель поведения. Главное – избегать нравоучительного тона и категоричных оценок.

Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия – это глубокая и серьёзная форма терапии, имеющая свои покозания к применению:

- неврозы;

- повышенная тревожность, страхи;

- низкая самооценка;

- трудности взаимоотношений с окружающими;

- депрессия;

- стрессовые ситуации.

Куклотерапия позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка воссоздать и проиграть травмирующую ситуацию, сняв таким образом травмирующий фактор. Также в процессе куклотерапии происходит изменение отношения ребёнка к себе, т. е. корректируется самооценка, идёт активное накопление положительного эмоционального опыта.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия :

- КОММУНИКАТИВНУЮ – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

- РЕЛАКСАЦИОННУЮ – снятие эмоционального напряжения;

- РАЗВИВАЮЩУЮ – развитие психических процессов (восприятие, память, внимание)

- ОБУЧАЮЩУЮ – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия также может использоваться в разных видах психотерапии: психодрамме, игротерапии, сказкотерапии, арт терапии.

Под арт терапией изначально понимали выражение своих чувств и состояний через живопись, скульптуру, дизайн.

Кукла и страх.

Работа с куклой в арт терапии позволяет отделить страх от конкретного ребёнка. Это не он – маленький трусишка, а, например, зайчик или перчаточная собачка. У ребёнка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. В куклотерапии применяются несколько различных методик, самой эффективной из которых является методика «лечебные этюды».

Например, этюд «Детский мир» (проблема ревности).

Хозяин вместе с собакой и щенком идёт в магазин «Детский мир» и обещает купить им по одной игрушке. Собака выбирает красивый корабль и представляет, как они с хозяином будут играть. Но вдруг она видит, что щенок выбрал классную машинку.

«Я хочу такую же машинку»,- говорит собака.

«Ты же выбрала корабль»,- отвечает хозяин.

«А я хочу и корабль, и машинку»,- говорит собака.

«Хорошо, я куплю тебе машинку, как у щенка, а корабль мы купим потом»,- подводит итог хозяин.

«Нет! Я хочу сейчас,- рыдает собака. - Ты меня не любишь»!

Она начинает кататься по полу, выть, опрокидывает полку с машинками и кричит: «Пусть они не достанутся никому!»

Хозяину становится стыдно за свою собаку. Они уходят из магазина без игрушек, а дома у них начинается разговор…

Что за разговор состоялся дома, дети должны придумать сами.

ДИАГНОСТИКА.

Перед детьми раскладывают разные игрушки: мишку, волка, зайку, девочку, бабу Ягу, бабушку и т. д. Затем ребёнку предлагают выбрать куклу и зайти с ней за ширму. Уже на этом этапе сам выбор игрушки говорит о многом. Например, если ребёнок выбирает зайчика – можно предположить у него наличие страхов; волка – проявления агрессивности и т. д. Когда выбор сделан, за ширмой с куклой разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительные вопросы: ты кто?; где ты живёшь?; с кем ты живёшь?; ты большой или маленький?; чем ты любишь заниматься?. Если ребёнок выбрал животное, то можно добавить и такие вопросы: у вас в лесу живёт кто-то страшный?; тебя кто-нибудь зашишает?; чем ты питаешься?; есть ли в лесу школа? и т. д. Задавая правильные вопросы, можно выяснить, на что необходимо обратить особое внимание, установить с ребёнком более близкий контакт и, может быть, даже обнаружить проблемы, для решения которых потребуется помощь специалистов.

ТЕРАПИЯ НА ПРАКТИКЕ.

Недавно появились обучающие и корректирующие спектакли, во время которых дети знакомятся с забавными кукольными персонажами, с помощью которых усваивают основные моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения, находя и поправляя ошибки этих персонажей.

Куклы также часто служат наглядным пособием, которое дети могут рассмотреть и описать (внешность, одежду, характер, образ действия и т. д.).

При таком обучении воспитанники получают огромное удовольствие от самого театрального процесса, а программный материал усваивается намного быстрее.

Публикации по теме:

Доклад для родителей «Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста» Доклад для родителей на тему «Основы безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста". Безопасное поведение на улице, и на дороге-очень.

Доклад. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,.

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста» Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Доклад «Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Игровая технология как фактор интеллектуального развития детей дошкольного возраста. слайд 2 «Без игры нет и не может быть полноценного умственного.

Доклад «Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста» Содержание 1. Введение 3 2. Актуальность темы 5 3. Общение и коммуникация 6 4. Заключение 10 5. Список используемой литературы 11 6. Приложение.

Доклад «Развитие умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления аппликаций» Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» 1слайд Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии,.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад: «Куклотерапия для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 марта 2017 в 14:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД