МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в детском саду по методике доктора В. Ф. Базар (из опыта работы)

Галина Незнанова
Здоровьесберегающие технологии в детском саду по методике доктора В. Ф. Базар (из опыта работы)

Доклад на педагогическом совете из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по методике доктора В. Ф. Базарного», 2017 год.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду по методике доктора В, Ф, Базар (из опыта работы)» размещена в разделах

Базарный Владимир Филиппович – учёный, врач, хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог-новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования. Более 30 лет посвятил судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

Методика В. Ф. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Её целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:

1. Увеличение двигательной активности ребёнка на уроке.

2. Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.

3. Развитие творческого воображения.

Эта программа разработана для начальной школы, однако многие педагоги-дошкольники, и я в их числе, изучила и оценила основные принципы программы, цели и задачи, постаралась максимально приблизить к требованиям дошкольного воспитания и образования.

Цель модели подвижной образовательной деятельности – создание здоровьесберегающих условий обучения через увеличение двигательной активности. Свои занятия я стараюсь строить по принципу высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребёнка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает.

Задачи модели подвижного занятия:

1. Осуществление оптимальной двигательной активности воспитанников на занятии. Такие задачи выполняются при помощи смены деятельности, например, дети подошли к двери, чтобы услышать, как «кто-то их позвал из-за двери и попросил помощи». Потом дети поискали в группе «то, что может помочь тому, кто попросил о помощи». Затем дети сели за столы, или на ковёр, или на стульчики вдоль стены (в зависимости от построения занятия, возраста детей и поставленных задач). Таким образом, дети не сидят на занятии всё время.

2. Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранения работоспособности детей. Это необходимо для сохранения и укрепления телесной вертикали ребёнка, его позвоночника, т. к. осанка – основа энергетики человеческого организма. Часть занятия дети сидят, часть – стоят. Часто – в носочках на массажных ковриках, иногда выполняя движение «перекат» с пятки на носочек, массируя стопы. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает синдром «склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления зрительного анализатора, сохраняя его оптимальную работоспособность и нормальное функционирование. Также стояние на массажных ковриках уменьшает вероятность развития комбинированного плоскостопия. Массаж стоп несёт оздоравливающий эффект на весь организм в целом, так ка известно, что на стопе имеются проекции всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, специально изготовленным мною со сменяющимися поверхностями – меховой, колючей, твёрдой и пр. Дети часто берут их в свободной деятельности и это приносит им большую пользу и удовольствие. Это легко, просто, доступно, результативно.

Также в свободном доступе для детей есть массажные мячики, «Аэробол на столе», лёгкие шарики на ниточках для развития дыхания.

Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности.

3. Организация здоровьесберегающей функции занятия (образовательной деятельности) через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз. Физкультминутки, оздоровительные паузы я подбираю в соответствии с лексической темой по годовому тематическому плану.

Основное направление здоровьесбережения методики В. Ф. Базарного – это профилактик утомляемости органов зрения. Девяносто процентов всей окружающей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, отдыхают они только во время сна. Офтаьмогимнастика (гимнастика для глаз) полезна ВСЕМ в целях профилактики нарушений зрения. В процессе занятия, можно и в процессе совместной или самостоятельной деятельности выполнять упражнения или игры-упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции. Для этого я использую офтальмотренажёры.

1. Основной – это тренажёр-схема зрительных траекторий. Каждая траектория нарисована отдельным цветом, что делает схему яркой, красочной и привлекающей внимание. Для коллективного пользования изготовила плакат, который крепится на стену, для индивидуального пользования изготовлен соответствующий плакат меньшего размера.

Для периодической активации чувства общей, в том числе зрительной координации с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения офтальмо-физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, вправо-влево, по и против часовой стрелки, по «восьмёрке». Детям очень интересно следить или за бабочкой на длинной указке, которая летит или за жучком, который медленно ползёт по заданной траектории. Необходимо, чтобы дети выполняли правильно это упражнение, что после небольшой тренировки у них получается хорошо: голова неподвижна, двигаются только глаза.

Для выполнения упражнения с движением головы я использую в солнечную погоду зеркальце и называется это упражнение-игра «Солнечный зайчик» (по принципу «Бегущих огоньков»). Это упражнение базируется на зрительно-поисковых символах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатом таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе – реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. д.). Его можно предложить детям выполнить, лёжа на ковре и проецировать бег зайчика на потолке, или сидя на стульях, чтобы они следили глазами за передвижениями зайчика на стене. Занимают эти упражнения не более 3-4-х минут и проводятся на материале учебного предмета.

2. Тренажёр «Дорожки». На большом плакате нарисованы дорожки – мягкие зигзаги, волнообразные, с острыми углами, запутанные, в виде лабиринтов. В зависимости от заданий и от того, кто будет двигаться по этим дорожкам (муравей, кузнечик и др.) дети следят глазами за их передвижениями.

3. В средней группе использую плакат с ярко нарисованными геометрическими фигурами.

4. В старшей группе – с печатными буквами, что помогает детям при обучении грамоте запоминать буквы и правильно их писать.

Со средней группы я провожу коррекционно-развивающие упражнения, такие, как:

- упражнения на развитие координации движений и графических навыков. Это – «рисунки в воздухе» каждой рукой геометрических фигур, затем – печатных и прописных букв. Это упражнение направлено на развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц рук, пространственной ориентации, развитие мыслительных процессов. Для овладения графическими навыками, при написании букв и цифр на бумаге я применяю карандаши с ограничителями для пальцев, что формирует и развивает психомоторную систему «глаз-рука».

- симметричные рисунки. Это – упражнение на развитие сенсомоторики, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

5. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира со второй младшей группы я использую изготовленное мною «Экологическое панно «Времена года», расположенное на одной из стен. Панно большого размера (2 м. на 1.5м., со сменяемыми картинами времён года.

Публикации по теме:

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

День рождения в детском саду (из опыта работы)День рождения в детском саду (из опыта работы) Уважаемые коллеги, спасибо, что заглянули ко мне в гости. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом в проведении дня рождения детей в нашей.

Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы)Игровые технологии в работе с детьми по теме «День 8 Марта» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Данный материал может быть полезен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста. Цель предлагаемых.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Праздник в семейном детском саду «Путешествие в Африку доктора Айболита и его друзей»Праздник в семейном детском саду «Путешествие в Африку доктора Айболита и его друзей» Ближе к пяти годам мой сын увлекся сказочными историями Корнея Чуковского о докторе Айболите. Радиоспектакль прослушал многократно, не.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду по методике доктора В. Ф. Базар (из опыта работы)
Опубликовано: 27 мая 2020 в 12:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД