Светлана Коптева
Дополнительное образование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для развития дошкольника имеет организация си-стемы дополнительного образования в ДОУ. Дополнительное образова-ние в детском саду дает возможность выявить и развить творческие спо-собности детей. Помогает каждому ребенку удовлетворить свои познава-тельные, эстетические и творческие запросы.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, кото-рый направлен на всестороннее удовлетворение образовательных по-требностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физи-ческом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровожда-ется повышением уровня образования».
Публикация «Дополнительное образование в детском саду» размещена в разделах
Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образова-тельного процесса и удовлетворения запроса общества.
Организация дополнительных образовательных услуг в нашем дет-ском саду осуществляется в форме кружков на бесплатной и платной ос-новах.
Бесплатные Платные
Кружок технической направ-ленности «Техноландия» (ру-ководитель Рогова Т. Н.)
Кружок спортивной направ-ленности «Спортивная кару-сель» (руководитель Ярис Н. В.)
Кружок социально-гуманитарной направленности «Веселый язычок» (руководитель Лобеева О. Н.).
Кружок социально-гуманитарной направленности «АБВГДейка» (руководитель Коптева С. Н.)
Кружок художественной направ-ленности «Акварелька». (руково-дитель Пархоменко Е. В.)
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноцен-ного развития ребенка. Программа кружка «Спортивная карусель» направлена на формирование положительного отношения к занятиям спортом, укрепление здоровья воспитанников, на приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие физических качеств дошкольников. Обеспечивает физическое развитие детей в возрасте 5-8 лет с уч том воз-растных, индивидуальных психологических и физиологических особен-ностей. В прошедшем учебном году кружковые занятия посещали 56 детей старшей и подготовительной к школе групп. Воспитанники с удо-вольствием выполняли физические упражнения, прыгали, бегали, играли в спортивные игры. Руководитель кружка Ярис Н. В. учитывала инди-видуальные особенности развития каждого ребенка, формировала ком-фортную атмосферу во время занятий.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, ком-пьютеризации и роботостроения. Технические объекты окружают нас по-всеместно: в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспорт-ных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки.
Программа кружка технической направленности «Техноландия» позволяет формировать у детей старшего дошкольного возраста умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач.
Для работы в кружке «Техноландия» по программе «Успех каждого ре-бёнка» нами получены 63 комплекта конструкторов трех видов. Воспи-танникам подготовительной к школе группы интересно строить разные модели автомобилей, создавать своих необычных роботов. В конце учебного года руководитель кружка Рогова Т. Н. организует выставку конструкторских поделок детей.
Из года в год прослеживается положительная динамика роста коли-чества детей, получающих дополнительные платные образовательные услуги. В нашем детском саду функционируют три платных кружка:
Кружок социально-гуманитарной направленности «Веселый язы-чок» (руководитель Лобеева О. Н.);
Кружок социально-гуманитарной направленности «АБВГДейка» (руководитель Коптева С. Н.);
Кружок художественной направленности «Акварелька». (руководи-тель Пархоменко Е. В.).
Занятия кружка «Веселый язычок» направлены на создание условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирова-ние умения пользоваться речью как средством коммуникации для даль-нейшей успешной социализации. В структуру занятий включены различ-ные виды деятельности: развитие общей и мелкой моторики, дыхатель-ная гимнастика, упражнения на релаксацию, пальчиковая гимнастика, иг-ры на формирование звукопроизношения.
Наиболее востребован среди родителей и воспитанников старшего возраста кружок «АБВГДейка».
Эта образовательная программа рассчитана на 2 года обучения: в старшей и подготовительной группах.
Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому раз-витию детей и подготовки их к усвоению грамоты, ознакомление детей со звуковым анализом слов, развитие интереса и способности к чтению, подготовка детей к школе.
Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении де-тей
звуковому, звуко-буквенному анализу, подготовке к чтению и руки к письму.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Особое внимание уделяется игровым приемам, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом обуче-ния и развития. Словесные игры включаются в каждое занятие, и их вве-дение дается с учетом постепенного усложнения содержания в зависимо-сти от программных задач.
Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психоло-го-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие гра-фических навыков; развитие фонематического восприятия и формирова-ние устной разговорной речи.
Родителей детей младшего возраста заинтересовал кружок по обу-чению детей нетрадиционным видам рисования «Акварелька». Цель про-граммы развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Дети освоили такие техники рисования, как рисование ладошкой, ватными па-лочками, отпечатки, рисование пером, вилкой, расческой, ватными дис-ками, ниткой, кляксографию.
Доходы от оказания дополнительных платных услуг используются для развития и функционирования детского сада, что является особой воз-можностью совершенствования материально-технического обеспечения образовательного процесса, создания комфортных и безопасных условий для обучения и воспитания. Приобретены игровое оборудование, 2 пы-лесоса, детские сценические костюмы, стулья для методического кабине-та.
В этом году планируем открыть ещё один кружок «Занимательная мате-матика» для детей 2-ой мл. группы.
Дополнительные образовательные услуги позволили детям повысить свой уровень развития. Они стали более физически развиты, активны, коммуникативны. Это подтверждают результаты участия наших детей в различных конкурсах. Например, воспитанники кружка «Спортивная ка-русель» ежегодно принимают участие в традиционном муниципальном конкурсе «Звездочки ГТО» и неоднократно становились призерами.
Воспитанники кружка «АБВГДейка» к концу учебного года освоили технику чтения, что поможет им в освоении программы начального об-разования. За время обучения у детей были сформированы умения по-нимать и выполнять учебную задачу, был привит интерес к учебной дея-тельности и желание учиться в школе.
Обучающиеся воспитанники кружка «Акварелька» принимают активное участие в творческих конкурсах на разных уровнях и становятся победи-телями. Победителями творческих конкурсов в период с 2020 -2022 год стали 24 воспитанника.
В детском саду для родителей организовываются посещения занятий по дополнительным платным образовательным услугам с целью ознакомле-ния с ходом образовательного процесса.
Для родителей организовываются выставки детских творческих работ по изобразительной деятельности в фойе детского сада, в приемных группо-вых комнат.
В детском саду создана система дополнительных платных услуг, которая работает и развивается. В последние годы отмечается рост заинтересо-ванности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных совместных мероприятиях и возрастает их активность. Предоставляемые ДОУ платные услуги востребованы родителями и детьми.
Таким образом, оказывая спектр платных услуг, детский сад успешно адаптировался к современным условиям, предоставив воспитанникам и их родителям свободу выбора дополнительных образовательных про-грамм на основе собственных интересов и увлечений из широкого спек-тра предложений. Дополнительное образование дает не только матери-альную прибыль, но и повышение качества дошкольного образования в целом и имиджа дошкольного учреждения.