Папки-передвижки

Доклад «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»

Наталья Черных
Доклад «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Алданского района детского сада общеразвивающего вида «Журавлик». 678940. Республика Саха Якутия Алданский район, п. Нижний Куранах, 1 микрорайон дом 17.

Воспитатель второй категории Черных Натальи Романовны

ДОКЛАД НА ТЕМУ : «ИГРА – КАК ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Публикация «Доклад „Игра как средство всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах

В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра - сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий. Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола. Тихонов в своих письмах «Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причём их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложнятся и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения. Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом «что такое». Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль - как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях- социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства – игра отсутствует.

Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит прежде всего в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связала с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка. Это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации. Когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить её и поиграть. Если такие чувства происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно. Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком. Он вызовет отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина. Для того, чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Между работой и игрой нет такой большой разницы, как многие думают. В каждой хорошей игре есть рабочее усилие мысли. Игра доставляет ребёнку радость. 1. Следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка.

2. Чтобы в игре воспитывались навыки для работы. Некоторые родители не интересуются игрой своих детей. У таких дети играют как хотят и когда хотят. Другие много уделяют внимания игре. Тогда детям остаётся только слушаться родителей. Другие считают, что главное заключается в количестве игрушек. Дети у таких родителей становятся коллекционерами. Детская игра проходит несколько стадий развития :

*** 1. Это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте 5-6 лет. Эта стадия характерна тем, что ребёнок предпочитает играть один. В этой стадии нужно дать ему свободу в индивидуальной игре.

***2. Эта стадия труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет. Здесь ребёнок выступает как член детского общества.

***3. На этой стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом не только игрового, но и делового, учебного. Н а всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов: Игрушка готовая, механическая или простая. Это- автомобили, пароходы, лошадки, куклы. Игрушка полу готовая- картинки, кубики. Игрушка материал- глина, песок… Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами. Второй тип хорош тем, что ставит перед ребёнком задачу. В игрушке есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии. Какой тип самый лучший? Наилучший способ комбинировать все три типа, но не в избыточном количестве. Самое главное в игре добиваться следующего:

* Чтобы ребёнок действительно играл, сочиняя строил, комбинировал. * Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

* Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг.

Особое внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. На третей стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами детей. На всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки. В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более ценным удовлетворениям, чем простое глазение, удовольствие; воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третей стадии вы всегда должны иметь в виду, что здесь ваш ребёнок уже вступил в общество. что от него уже требуется не только умение играть, но и правильно относиться к людям.

ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ. 1. игра осуществляет узко- дидактические цели.

2. игра как средство разностороннего гармоничного развития. Ребёнок через игру познаёт себя. Фребель не отрицал, что игра развивает ребёнка физически, обогащает речь, мышление, воображение. что игра – это типичное для детей явление, но методика руководства отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли по указке взрослых, самостоятельности и творчества в играх не было. Представителем другого направления был Я. А. Коменский. «Игра- это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка». Игра расширяет и обогащает круг представлений об окружающем мире, развивает речь, ребёнок сближается со сверстниками. Игра- это условия радостного детства и средство всестороннего гармоничного развития. ИГРА – СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. * отражает знания об окружающей жизни, закрепляет их.

* играя, ребёнок практически проверяет знания. * игра является своеобразной формой активного познания окружающего мира, которая выражается в детских вопросах. *во время игры развивается речь детей *совершенствуется память, мышление, воображение.

ИГРА - СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

*Это своеобразная школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения. * формируются личностные качества: смелость, честность, скромность, выносливость и т. д * ребёнок играет в коллективе, учится выполнять требования коллектива, правила поведения.

ИГРА - СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

*во время игры дети чувствуют себя спокойно, не принуждённо.

* игра сопровождается радостным, бодрым настроением, а радость- залог полноценного физического и психического развития.

*во время игры дети выполняют разные движения, которые способствуют лучшему кровообращению, дыханию, отрицательно влияют переутомления и ссоры. ИГРА – СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. * К примеру готовятся к дню рождения куклы, убирают комнату, накрывают стол, учатся это делать красиво, аккуратно, правильно согласно с этической и эстетической точки зрения.

* Играя, в различные сюжетно- ролевые игры (строительные) учатся подбирать детали по цвету, величине. Видят гармонию, симметрию и ассиметрию. * во время настольно – печатных игр (мозайка) учатся красиво составлять узор, что способствует развитию эстетического вкуса.

* в подвижных и хороводных играх учатся красиво и грациозно двигаться.

ИГРА- СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ. *игра отражает труд взрослых. *элементы трудовых действий отражаются в игре.

*трудовая деятельность осуществляется ради игры.

* игровые действия включаются в процесс труда.

ВЫВОД: Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.

Публикации по теме:

Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни. Образовательный проект «Крепыш» Образовательный проект "Крепыш" (Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни). Разработан на базе МБДОУ "Детский сад.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»
Опубликовано: 5 января 2014 в 06:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Черных (УИ 172099) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД