Елена Александровна Бурова
Доклад на тему «Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребенка. Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении за столами, у телевизора и т. д. В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Движение и активный отдых должны помочь детям избавиться от синдрома гиподинамии.
Публикация «Доклад на тему „Использование нетрадиционного оборудования с целью активизации двигательной активности младших дошкольников“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Таким образом перед педагогами дошкольного учреждения встаёт вопрос организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. А именно- как заинтересовать малышей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для данного возраста.
Что же такое двигательная активность?
Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.
Активизация – это побуждение к более активной деятельности.
При активизации двигательной активности детей младшего возраста необходимо учитывать особенности их физического развития
темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются
опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо
двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны
эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито
кости ребенка эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки
Для того чтобы обеспечить развитие двигательной активности у детей младшего возраста, необходима разнородная предметная среда, которая наряду с традиционными физкультурными пособиям должна содержать и нетрадиционное оборудование.
Целью педагогического воздействие на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, является в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Использование нетрадиционного оборудования позволяет решать следующие задачи:
повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр
способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей
чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью
уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память
Для изготовления нетрадиционного оборудования можно использовать самые разнообразные вещи: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а так же всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча, пуговицы и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы можно превратить в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.
Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику плоскостопия и развитию свода стопы, т. к. стопа на втором, частично на третьем году жизни частично уплощена. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки.
Для профилактики развития плоскостопия мы используем различные профилактические дорожки :
-с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, пробки, карандаши, кусочки поролоновой губки)
-с использованием костяшек от старых счёт в виде змейки, которая также позволяет развивать равновесие и координацию движений. Коврик из пластмассовых трубочек. Массажёр, в качестве которого также используются старые счёты.
Подобное оборудование способствует развитию не только физических, но и сенсорных способностей, а именно, пробуждают интерес детей к исследованию поверхностей и позволяют развивать различные виды зрительной, осязательной активности и тактильной чувствительности, а также массируют активные точки стопы.
Так же в нашей группе есть и другие нетрадиционные пособия, способствующие активизации двигательной активности детей :
Змейка мягкая
Использование : для перешагивания, перепрыгивания для игр и забав.
Змейка из киндер сюрпризов
Используется также для перешагивания, перепрыгивания, построения в шеренгу, колонну, круг
Короткие змейки можно использовать как массажёр
«Кошка»
Цель использования : развивать гибкость, координацию, упражнять в подлезании
Косичка спортивная
Используется для ОРУ, перешагивания, перепрыгивания
Все эти пособия изготовлены при активном участии родителей детей нашей группы.
Варианты нетрадиционных пособий многообразны, так же как и материал, используемый для их изготовления. В дальнейшем мы планируем при помощи родителей изготовить следующие виды нетрадиц. оборудования :
-гантели из киндер-сюрпризов (используются для ОРУ, массажа ног и рук)
-колечки (для ОРУ)
-пособие «Накорми зверюшку» (для метания в цель)
-ведёрки для метания и закрепления цветов
-разноцветные квадраты (для прыжков)
-массажный коврик из камешков и ракушек (для профилактики плоскостопия)
Исходя из всего выше сказанного, были сделаны следующие выводы:
-Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения.
-Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
-Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.