Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

Самарина Марина
Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»

ДОКЛАД

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Подготовила Воспитатель Самарина М. М.

Март 2012

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Публикация «Консультация для педагогов „Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников“» размещена в разделах

Все, о чем шла речь, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Давайте разберемся: что такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует : его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др., глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки:

Личностные качества и установки (личностный компонент) :

1. Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;

2. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;

3. Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;

4. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент) :

1. О семье;

2. О воспитательном потенциале семьи;

3. Об особенностях семейного воспитания;

4. О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;

5. О методах изучения семьи;

6. О современных формах организации общения;

7. О методах активизации родителей.

Умение и навыки (деятельностный компонент) :

1. Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения;

2. Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

3. Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д. ;

4. Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д. ;

5. Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д. ;

6. Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь;

7. Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,

понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными

нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников :

1. Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

2. Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

3. Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

4. Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

5. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества;

6. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

7. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

8. Умеет планировать предстоящее общение : подбирать необходимую

информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

9. Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Профессиональную компетентность воспитателей в общении с родителями необходимо постоянно развивать. И основная нагрузка ложиться на старшего воспитателя ДОУ. С помощью методиста создаются условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне.

Для этого была разработана программа развития профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в сфере общения с родителями «Искусство общения с родителями». Программа адресована заведующим и старшим воспитателем ДОУ, но ее могут использовать воспитатели в целях самообразования. Программа включает двадцать занятий. Вариант вопросника и анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями приводятся Д/В 2007 год стр 111, статья «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников».

Воспитатель должен :

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;

2. Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей;

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе;

4. Давать родителям возможность высказываться, не перебивая их;

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

У педагогов и родителей единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми и общительными. Современное дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижения реального сотрудничества между детским учреждением и семьей.

Публикации по теме:

Мы за мир во всей Вселенной!Мы за мир во всей Вселенной! Педагогический колеектив ГКУЗ "Детский бронхолегочный санаторий № 19 Департамента здравоохранения города Москвы" с большим удовольствием.

Портфолио воспитателя Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»
Опубликовано: 22 марта 2015 в 23:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД