МААМ-картинки

Построение развивающей среды в соответствий с требованиями ФГОС дошкольного образования

Наталья Стан
Построение развивающей среды в соответствий с требованиями ФГОС дошкольного образования

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ.

Публикация «Построение развивающей среды в соответствий с требованиями ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Проанализировав среду нашей группы, мы пришли к выводу, что наша предметная среда не соответствует ФГОС. Это проявилось в таких вопросах как:

- недостаточность оснащенности среды в создании условий для детской самостоятельности, через разные виды детской деятельности;

- не учитывался принцип интеграции детских центров активности;

- нехватка материалов и оборудования для деятельности дошкольников в сюжетно-ролевых играх, для двигательной активности

- коплектация детских центров активности носит формальный характер;

- нерациональное распределение центров активности для разнообразных видов детской деятельности,

- отсутствие единого стиля при оформлении помещения группы;

- не в полном объёме соответствие принципов построения развивающей среды с учётом ФГОС к ООП ДОУ.

Выявив недостатки при построении развивающей среды в группе, мы поставили перед собой цель : Создать ППРС в ДОУ в условиях группы способствующей реализаций ООП с последующим её формированием и доведением до соответствия требованиям ФГОС, через реализацию основных принципов ФГОС.

Прежде чем приступить к созданию предметно-развивающей среды в группе, нами были изучены основополагающие документы:

-Приказ Минобрнауки №1155 от 17.10. 2013г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1. 2660 – 10», утв. Постановлением Главного санитарного врача России от 22.07.2010 №91.;

- обновленная программа «Радуга».

ФГОС дают нам основное понятие ППРС:

«Предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Мы понимаем, что понятие и значение ППРС не является новым, а основывается на фундаментальных трудах таких ученых как В. А. Петровского, М. Н. Клариной, Л. А. Смыгиной, Л. П. Стрелковой, С. Л. Новосёловой и др.

В соответствии с ФГОС ООП ДОУ ППРС должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. ППРС должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому мы стали работать над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды своей группы, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.

В ФГОС раскрыта система принципов построения развивающей среды в ДОУ, именно ими мы руководствовались при реализаций поставленной перед нам цели.

• Принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. Реализация принципа информативности была достигнута нами с помощью разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Данный принцип позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого принципа учитывали, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности. Принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. Наш детский сад работает по программе «Радуга» автор Т. Н. Доронова, которая предлагает при ознакомлении с основными цветами проводить цветовые тематические недели. Вот так проходила наша неделя: «Жёлтый цвет», дети играли жёлтыми игрушками, на НОД при лепке дорожки и строительстве воротиков использовали жёлтый цвет, всю неделю дети ходили в жёлтой одежде. Родители были активными участниками: одевали детей в одежду жёлтого цвета, приносили игрушки, картинки. Из картинок мы с детьми сделали коллаж, который долго рассматривали, обсуждали и разместили в уголке творчества. Также мы используем такой приём как, чудесный мешочек в который дети складывают любимые игрушки взятые в собой из дома, подарки воспитателей, интересные находки. Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих ППРС. По ФГОС с целью полифункциональности использования группого помещения, оно должно быть разделено на три части. Рабочая зона – в нашей группе она используется для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности ей отводиться 30% от общей площади. Зону для спокойной деятельности занимает 20% площади – здесь мы читаем художественную литературу, есть уютное место для отдыха - уголок уединения, мягкой игрушки. Зону для деятельности связанной с интенсивным использованием пространства 50% в нашей группе есть место для катания на машинах, для возведения крупных игровых построек, место для двигательной активности. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Также в играх с детьми используем предметы-заместители, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого принципа учитывали, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности. Принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений ППРС, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В нашей группе для изменения пространства мы используем подвески, для снятия эмоционального напряжения, для двигательной активности детей. При входе в группу детей встречает то выстроенная дорожка из мягких модулей, то нарисованные круги на полу для поддержания интереса к детской деятельности. Активно используем мебель, куски ткани, в зависимости от того какие образовательные задачи мы решаем. Принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей. Если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает ФГОС, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка : физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию. Центр любимой книги и развития речи объединили с музыкально-театральным центром. Потому что мы сначала с детьми читаем сказки, стишки, рассматриваем иллюстрации в книгах, потом мы для детей и вместе с детьми используя разные виды театра показываем сказки, обыгрываем потешки, для этого используем музыкальные инструменты. В центре конструирования проинтегрировали такие ОО как, «Познание» и «Социализация». Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке творчества есть маркеры для рисования на доске, ручки, фломастеры, цветные карандаши. Есть красивые игрушки для любования, цветные пирамидки для знакомства и повторения цвета. В познавательно-исследовательском центре мы интегрируем такие ОО как, «Познание», «Социализация», «Труд». Принцип учёта полоролевой специфики, построение среды предполагает предоставления возможностей, как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. Содержание в группе соответствует интересам мальчиков и девочек. Есть разные по габаритам и назначению машины для мальчиков, коляски и куклы для девочек, есть и общий материал который интересен и девочкам и мальчикам: парикмахерская, кукольный уголок. Принцип учёта зоны ближайшего развития. Для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст. Этот принцип решается нами через использование игрового оборудования в разных вариантах. Играя в дидактическое упражнение «Цветные пробки» мы не только учимся раскладывать по цветам, но и выкладываем из пробок разные фигурки. Используем детские сакровишницы для дальнейшей работы с личными детскими коллекциями.

В заключении следует сказать, что определяющий момент в создании развивающей среды – это то, как наша среда стала работать. При наблюдении за своими детьми мы делаем выводы, что наша ППРС несёт в себе деятельностный характер - это видно потому как наши дети могут самостоятельно учитывая свои желания и интересы действовать во всех центрах развития.

Публикации по теме:

«Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС» Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Построение развивающей среды в соответствий с требованиями ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 5 октября 2014 в 21:11
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД