Приложение МААМ

Программы воспитания и развития художественно одаренных детей

наталья соколова
Программы воспитания и развития художественно одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему:

«Программы воспитания и развития художественно-одаренных детей»

Выполнил: Воспитатель Соколова Н. В.

2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

«Главным условием совершенствования изобразительных умений,

пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития

творческой активности стало использование в работе широкого

спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы

свидетельствует : рисование необычными материалами и

Публикация «Программы воспитания и развития художественно одаренных детей» размещена в разделах

оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые

положительные эмоции…раскрывает возможность

использования хорошо знакомых детям предметов в качестве

художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью, способствует развитию творческой

активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем,

что ничего не получится – ведь никто не знает,

что должно получится – «Это все я сам сделал!»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Вместе с тем одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, воспитателей и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Наибольший интерес представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности.

Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.

Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин:

1. В детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь.

2. Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого отталкивает детей от занятий изобразительным искусством.

Рассмотрим более подробно возрастную динамику развития изодеятельности дошкольника, которая возникает у детей на втором году жизни:

1–1,2 года – изодеятельность носит характер манипуляций;

1,5 года – детям доставляет интерес движение карандаша, часто даже, минуя лист бумаги;

1,6–2 года – дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период;

2–2,6 года – малыши с интересом рисуют, не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего. Это период каракуль;

2,6–3 года – увереннее держат карандаш, пытаются сами что-то изобразить. Дают названия рисункам, но наблюдается неустойчивость ассоциаций;

3–4 года – рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения;

4-5 лет – изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен;

5-6 лет – ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией;

6-7 лет – переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования.

Таким образом, художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».

«Хочу стать художником»

(композиция как метод творческого развития одаренных детей)

Срок реализации программы : 4 года

Возраст обучающихся: 12-16 лет

Направленность – художественно-эстетическая.

Является составной частью дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) комплексной программы «Развитие творческих способностей у детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства».

Цель – достижение определенного уровня мастерства по более или менее конкретному направлению, избранному учеником в искусстве. В группе могут заниматься ребята, ориентированные на поступление в будущем в различные учебные заведения.

Задачи:

Образовательные:

• формирование профессиональных навыков и умений через практическое освоение «языков» изобразительного искусства;

• научить постижению «простого» в результате творческого поиска;

• освоение образно-пластических задач;

• активизация творческой инициативы ребенка;

• научить анализировать рисунки, отстаивать свое мнение с позиции красоты.

Воспитательные :

воспитание способности оценивать результаты своего труда;

воспитание трудолюбия;

• формирование личности, способной к восприятию прекрасного и его созиданию.

Развивающие :

• изучение произведений великих мастеров;

развитие эстетических интересов через самостоятельное творчество.

«Изобразительное искусство»

Срок реализации программы : 10 лет

Возраст обучающихся: 6 -16 лет

Направленность – художественно-эстетическая.

Является составной частью дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) комплексной программы «Развитие творческих способностей у детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства».

Цель – раскрытие и развитие творческих способностей детей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные

• обучение навыкам работы с различными художественными материалами и правилам обращения со специальными инструментами;

• создание условий для развития наблюдательности, особенно при работе с натурой и на пленэре;

• создание условий для раскрытия фантазии ребенка – поощрение импровизаций, использование сказочных, мифологических и фантастических сюжетов в заданиях, предполагающих работу воображения;

• создание условий для развития наблюдательности и накапливания зрительной информации;

• ознакомление с некоторыми вопросами по истории и теории искусства, с творчеством известных художников;

• обучение «изобразительному языку» (освоение понятий – линия и форма, цветовые пятна и цветовые отношения, светотень и объем, композиционные построения и т. д.);

• помощь в профессиональной ориентации учащихся и выборе пути дальнейшего художественного образования.

Развивающие :

развитие образного и ассоциативного восприятия окружающего мира и формирование образного мышления;

развитие навыков творческого общения со сверстниками и взрослыми (опыт совместного обсуждения работ);

• оказание профессиональной помощи каждому ребенку в самовыражении с учетом его индивидуального развития и психологических особенностей;

• поощрение познавательной активности ребенка;

• оказание психологической поддержки (особенно неуверенным в себе, необщительным детям);

развитие моторики и речи;

развитие цветового и композиционного видения;

• расширение кругозора, увеличение сферы интересов ребенка;

• увеличение словарного запаса, развитие речи ребенка путем поощрения свободных самостоятельных высказываний в ходе выполнения задания.

Воспитательные :

• создание комфортной психологической обстановки, в которой ребенок будет общаться со сверстниками, а также иметь возможность неформального дружеского общения с педагогом;

• коррекция поведения в условиях группового занятия или работы в соавторстве;

• выявление и развитие положительных индивидуальных личностных качеств;

воспитание навыков восприятия подлинных произведений искусства;

воспитание культурного и внимательного зрителя, способного в дальнейшем воспринимать и анализировать произведения искусства;

• приобщение к коллективным формам деятельности, развитие навыков коллективного творчества;

• создание условий для творческого общения между детьми;

• снятие страхов, неврозов и стрессовых состояний приемами Арт-терапии.

«Волшебные пальчики»

кружковая работа с одаренными детьми в дошкольном учреждении (нетрадиционная техника рисования)

Срок реализации программы : 2 года

Возраст обучающихся: 4 - 6 лет

Направленность – художественно-эстетическая.

Цель: Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

Выявление одаренных детей, с использованием различных диагностик;

Использование в работе с детьми дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности;

Использование различных форм и методов работы;

Организация разнообразной кружковой деятельности;

Основные принципы организации работы с одаренными детьми :

- Обучение на более высоком уровне трудности

- Создание обогащенной предметной и образовательной среды,

- способствующей развитию одаренности ребенка

- Индивидуализация и дифференциация обучения

- Психолого-педагогическая поддержка ребенка

- Использование новых образовательных технологий

"Юный художник"

Срок реализации программы : 2 года

Возраст обучающихся: 7- 13 лет

Направленность – художественно-эстетическая.

Основная цель программы :

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.

Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, воспитывающую часть : (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства, практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т. д.).

«Волшебники»

Срок реализации программы : 2 года

Возраст обучающихся: 4 – 6 лет

Направленность – художественно-эстетическая.

Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: обучать детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая : развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная : формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка первого года обучения:

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

5. Развитие связной речи.

Задачи кружка второго года обучения:

1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Публикации по теме:

Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО. Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как.

Как развивать талантливых и одаренных детей Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения? Одаренность – это свойство личности человека,.

Карты индивидуального развития детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Карты индивидуального развития детей 5–6 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект занятия в рамках программы развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей 3–4 лет Тема: «Овечка на лугу» Цель: Развитие мелкой моторики Программное содержание. Образовательные задачи: 1. Продолжать учить пользоваться.

Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Домашняя игротека» Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания,.

Обобщение опыта работы «Детское исследование как метод обучения и развития одаренных детей» Условия становления опыта. Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей.Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей. Как обманчива погода осенью. Холодные утренники сменяются теплым солнышком к обеду, а к вечеру уже заморосил холодный промозглый дождь.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ «Индивидуально - дифференцированный подход в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Такаева Ларина Рафаиловна, На.

Эссе «Современный ребёнок» (взгляд на современных детей, проблемы, современные задачи воспитания, обучения и развития детей) Получив педагогическое образование в 90-х годах, я длительное время не работала по специальности. Спустя много лет, вернувшись в систему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программы воспитания и развития художественно одаренных детей
Опубликовано: 22 марта 2017 в 19:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программы воспитания и развития художественно одаренных детей» (включая файлы) размещена пользователем наталья соколова (УИ 277723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД