Получи документы

Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.

Елена Быкова
Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.

Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители испытывают трудности в воспитании детей. Именно поэтому в последние годы начала развиваться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Публикация «Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО,» размещена в разделах

Цель исследования: оценка содержания, форм и методов применения современных форм работы с родителями в дошкольном учреждении

Объект исследования: взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников

Предмет исследования: формы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников

Задачи исследования:

- рассмотрение психолого-педагогических основ взаимодействия семьи и педагога дошкольного образовательного учреждения;

- характеристика современных форм взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения с семьями

- исследование, направленное на выявление предпочитаемых форм взаимодействия воспитателя детского сада и родителей.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения и семьи детей дошкольного возраста

Исследование проведено в средней группе МБДОУ д/с № 1 " Алёнушка" г. Жердевка, Тамбовской области

Материалы и методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; диагностические методы, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Проблема эффективного взаимодействия с родителями приобрела особую актуальность во второй половине XIX века, когда первая общественно-педагогическая организация - Педагогическое Собрание - начало курировать деятельность Временной комиссии детских садов. После этого общественное и семейное воспитание, задачи, функции и принципы сотрудничества работников дошкольных учреждений и родителей стали объектом пристального внимания ученых и практиков. Тогда и были заложены основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены обществом и проявились в организации родительских кружков. В этот период в педагогической литературе семья рассматривалась как основной фактор положительного воздействия на ребенка. В первое десятилетие XX века семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания, оно было отнесено к важнейшей функции государства, принцип сочетания общественного воспитания с семейным встал на первый план.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е гг.

В настоящее время в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» разрабатываются новые подходы к взаимодействию с родителями, основывающиеся на тесной связи детского сада и семьи.

Формы взаимодействия с родителями подразделяются на коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: в детском саду и вне его. Целью является: охват подавляющего большинства родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или не посещают.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В практике уже известно многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно базируется на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений, которые призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей и способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию, знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей (гость группы, доброволец, оплачиваемая должность). Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада.

Досуговые формы организации общения (утренники, концерты, выставки работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии, благотворительные акции) призваны устанавливать теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Также существуют наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями (уголок для родителей, выставки детских работ, родительские газеты, которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная

информационно-просветительская

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Анкетирование - позволяет выделить три группы родителей - родителей – лидеров, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения; родителей – исполнителей, которые принимают участие при условии значимой мотивации и родителей – критических наблюдателей. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Работа данного блока включает:

- опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медкарт, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, буклеты, фотовыставки и т. д. ;

- творческие домашние задания (предлагаются при первом знакомстве с ребёнком) - заполнить анкету «Это я», которая поможет педагогам поближе узнать о ребёнке; сконструировать домик «Наш семейный теремок»; нарисовать свою ладошку, где на каждом пальчике мама или папа напишут, как дома называют ребёнка члены семьи. Такие творческие задания способствуют развитию интереса ребёнка и родителей к их новым условиям, помогают почувствовать заинтересованное отношение воспитателей к своему будущему воспитаннику. Эти творческие задания станут впоследствии страничками «Семейного альбома» ребёнка;

- в уголках Здоровья родителям предлагается различная информация о детских болезнях и их профилактике в виде информационных листов, различные консультации, памятки, буклеты.

Практический блок предполагает практические мероприятия, которые связаны с включением родителей в единый воспитательный процесс ДОУ, и связанных с развитием детей. Формы и методы работы, используются педагогами ДОУ, зависят от информации, полученной при анализе ситуации первого блока, это:

- мероприятия по оздоровлению детей, изготовление нетрадиционных пособий, организация экскурсий, походов, семейных выставок, фотовыставок;

- «Выходной всей семьёй» - педагоги вместе с детьми готовят приглашения для родителей на какое-либо семейное мероприятие (поход в кино, в библиотеку, лыжная прогулка и т. д.). Кроме того, родителям и детям предлагается «листок путешественника», где предложены вопросы, которые можно обсудить с детьми во время прогулки или экскурсии, какое-то творческое задание и т. д.

Показателем ее результативности являются:

- удовлетворенность родителей работой ДОУ;

- удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада (в количественных и качественных показателях, базовые данные результативности проделанной работы.

Как показал итог работы, - такая система сотрудничества с семьёй эффективно способствует формированию у родителей опыта руководства детской деятельностью.

Однако имеются и проблемы взаимодействия, основная из которых - это занятость современных родителей, что не всегда позволяет им находиться рядом с ребенком в важные моменты его жизни. Это свидетельствует о необходимости интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, активного включения родителей во взаимодействие с воспитателями ДОУ.

Исследование форм взаимодействия проводилось в средней группе. Участие приняли 18 родителей детей.

Цель исследования: выявить предпочитаемые формы взаимодействия воспитателя группы и родителя.

Результаты исследования

Годовой перспективный план работы с родителями воспитателя средней группы включает:

1) Информационно аналитический блок.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Поэтому задачами информационно-аналитического блока организации общения с родителями являются :

- сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника;

- выявление их потребностей в образовательных услугах;

- определение уровня педагогической культуры,

- выявление возможных форм взаимодействия.

В первую очередь, нам необходимо иметь чёткое представление, с какой категорией родителей нам предстоит работать. С целью исследования социального портрета родителей воспитанников нами был проведен опрос, с помощью анкеты «Знакомство».

Результаты анкетирования следующие:

Состав семей воспитанников : полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%.

Социальный статус родителей : служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей воспитанников : высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%. Таким образом, в целом контингент родителей наших воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих, процент полных семей преобладает, 12% составляют мамы – домохозяйки. Более чем в 40% семей один из родителей имеет высшее образование.

Уровень педагогической культуры родителей определялся нами с помощью анкеты. Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что есть необходимость воспитания у них педагогической культуры:

10% - получают педагогические знания из средств массовой информации;

30% - читают педагогическую литературу;

60% семей - получают педагогические знания из жизненного опыта.

Кроме того, 20% родителей ответили, что эти знания им помогают в воспитании детей; 45% - выбрали ответ «скорее нет, чем да» и 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания. Никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет. Родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании :

с непослушанием ребенка - 40% семей;

не поддерживают другие члены семьи – 20%;

испытывают недостаток педагогических знаний - 25% семей;

ребенок неусидчив, невнимателен - 15%.

В общем же, полученные данные позволяют сделать вывод, что на момент исследования педагогической культуры родителей,

с высоким уровнем составили лишь 15%, со средним - 40%, с низким - 45%,

Итак, наиболее приемлемыми формами взаимодействия родителей с воспитателем ДОУ, которые были выявлены в ходе исследования, являются: совместная деятельность с детьми и практические занятия в форме тренинга, дискуссии, круглого стола, семинаров.

2) Практический блок. Основные задачи данного этапа заключаются в непосредственном общении воспитателя с родителями в соответствии с их интересами.

Формы и методы работы зависят от результатов, полученных при анализе проблем первого блока, а именно:

- Повышать педагогическую культуру родителей.

- Приобщать родителей к участию в жизни сада через внедрение наиболее эффективных и предпочитаемых форм работы с семьей ребенка третьего года жизни.

Для этого мы использовали познавательные, досуговые и наглядно-информационные формы работы с родителями.

Представили родителям включенные в образовательный процесс ДОУ компоненты здоровьесберегающей деятельности, которые могут использоваться в семье: утреннюю гимнастику, пальчиковую и дыхательную гимнастику.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предлагать педагогическую информацию. Совместные досуги включают участие родителей и детей в совместных праздниках, в выставках, играх.

Совместные мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребёнка, но и детям увидеть родителей по-новому – как своих друзей,союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их решения, старается проникнуть, понять чувства ребёнка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Мы постоянно сообщали родителям о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении, о развитии детей. Источниками информации, получаемой родителями, являются: выпуск газет, журналов, семейные календари, разнообразные информационные проспекты и буклеты, стенды, организация педагогических мини-библиотек.

Одной из наиболее актуальных форм работы с семьей стали детско-родительские мероприятия : собрания-практикумы, игровые проекты, целью которых являются создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя, ребенка.

3) Контрольно-оценочный блок.

В рамках контрольно-оценочного блока, для определения эффективности проделанной работы, нами использовалась повторная диагностика, наблюдение и учет активности родителей сразу после проведения того или иного мероприятия. Так, работа по взаимодействию с семьей в рамках исследования была направлена на вовлечение родителей воспитанников в педагогическую деятельность, вследствие чего:

1) Родители стали активными участниками выставок и конкурсов на уровне ДОУ:

- «Чудеса с обычной грядки» (поделки из природного материала).

- «Мамины помощники» (стенгазеты ко Дню матери).

- «Витамины и семья неразлучные друзья!» (газеты к Дню здоровья).

- «Самое оригинальное новогоднее украшение» (ДОУ).

- «Наши защитники» (коллажи к 23 Февраля).

- «Мамочка милая, мама моя!» (газеты к 8 Марта).

- «Поздравляем детский сад» (поздравительные открытки ко дню рождения детского сада).

2) Делились опытом семейного воспитания через информационные стенды в группах и холле детского сада: «Семейное увлечение», «Радость творчества», «Мама, папа, я - спортивная семья».

3) Родители стали постоянными участниками праздников и спортивных мероприятий:

- спортивное развлечение «Зарядка вместе с мамой» (40% родителей, «Забавные старты» (50 % родителей, «Малыши и Карлсон», (70% родителей);

- совместными силами, музыкального руководителя, воспитателей, специалистов и родителей были проведены развлечения : «Сердце матери» (ко Дню матери, «Созвездие талантов»;

4) В апреле, в рамках городской акции «Остановим насилие против детей», была проведена родительская конференция «Большие права – маленького человека»,

Таким образом, исследование показало эффективность использования структурно-функциональной модели взаимодействия в работе с семьями, которая способствует более эффективному включению родителей в единый воспитательный процесс ДОУ. Найденные точки соприкосновения, общие интересы, увлечения, атмосфера принятия и творчества, открытости, искренний интерес к личности родителей, знакомство родителей с педагогами – вот те слагаемые взаимных доверительных отношений.

Анализ практического этапа работы показал, что позиция родителей стала более гибкой, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных, воспитательные умения родителей существенно обогатились. Так, если на начальном этапе лишь 10% родителей регулярно читали педагогическую литературу, целенаправленно занимались проблемами воспитания детей, хотели участвовать в работе с дошкольниками в детском саду, то после работы с родителями в соответствии с перспективным планом число таких родителей значительно увеличилось – с 15% до 30%. Родители стали более осознанно относиться ко всем мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком, заметно повысился и педагогический уровень культуры родителей.

В ходе нашего исследования выявлены предпочитаемые родителями формы взаимодействия с воспитателем ДОУ, которые и были успешно реализованы. В результате чего произошло:

- повышение педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей среднего возраста (родительские собрания, консультации, беседы, выставки, наглядная педагогическая информация и т. д.);

- включения родителей в воспитательно-образовательный процесс (организация досуговых и спортивных мероприятий);

Родители стали более осознанно относиться к предлагаемым мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком и создания в семье здорового психологического климата.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Посещать родительские собрания стали все родители, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Таким образом, такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования данной модели работе с родителями.

Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :

• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

• возникновение дискуссий по их инициативе;

• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из личного опыта;

• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

• стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение обсуждаемых вопросов.

Заключение

Проанализировав опыт работы в детских дошкольных учреждениях можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является эффективным в том случае, если происходит внедрение современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно реализуют себя в различных мероприятий, а родители считают себя более компетентными в вопросе воспитания детей. Главной проблемой является привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ. Чтобы проводить такую работу, необходима большая подготовительная работа с родителями детей.

На примере средней группы МБДОУ д/с № 1 «Алёнушка» города Жердевка, Тамбовской области проведено исследование форм взаимодействия воспитателя и родителя ребенка.

Были получены следующие выводы:

- Взаимодействие воспитателей и семьи осуществляется с использованием структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

- В результате использования различных форм и методов общения с родителями как традиционных, так нетрадиционных: очень повысились воспитательные умения родителей, они стали активными участниками выставок и конкурсов, делились опытом семейного воспитания через информационные стенды, принимали активное участие в праздниках и спортивных мероприятиях и т. д.

- Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

- Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей ДОУ и родителей) является обязательным условием успешного решения воспитательных задач, способствует всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка, готовят ребенка к жизни в современном обществе.

Публикации по теме:

«Чем бы дитя не тешилось, лишь бы было занято!» Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей Комитет по управлению образованием муниципального района «Город Краснокаменск и Кранокаменский район» Мастер-класс «Чем бы дитя не тешилось,.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Доклад на педсовете «Формирование экологической компетентности педагогов» Все мы знаем, что воздействия человека на окружающую среду усиливаются не в лучшую сторону, а изменения, происходящие в биосфере, вполне.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства Формирование психолого - педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства Никулина Ирина.

Формирование социально — коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста через создание портфолио ребёнка. Коммуникативная компетентность ребёнка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать,.

Инновационные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания в условиях ДОО В настоящее время в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в вопросах охраны здоровья населения.

Методическая разработка на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в вопросах физического воспитания». Актуальность. В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним.

Проект по работе с родителями «Формирование педагогических умений и этнокультурной компетентности родителей» Цель: • сформировать у родителей представление о необходимости познавательного развития ребенка, этнокультурной компетентности; • познакомить.

Сотрудничество Бдоу с социумом в вопросах духовно-нравственного воспитания В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори-группе Взаимодействие музыкального руководителя с семьей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей в Монтессори - группе в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.
Опубликовано: 11 января 2017 в 21:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД