Людмила Анатольевна Берлизова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука (Ц) в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)
Задачи: закреплять навык автоматизации звука (Ц) в слогах, словах и фразовой речи, навыки словообразования, составления рассказа с опорой ан схему; продолжать учить согласовывать существительные с числительными суффиксальным способом; развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление; воспитывать аккуратность, уважение к труду.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: книга с текстом сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», простой карандаш, дидактические игры «Путаница с полотенцами», «Рукавицы», «Ласковая Цоколочка», «Блюдца для Цоколочки»; картинка для цепного текста «Цветы для девицы».
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди!
«В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, да за дело принималась… А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась…»
II. Основная часть.
- Ты узнал сказку? (Сказка «Мороз Иванович».)
Развитие фонематического слуха
Послушай и скажи, чем похожи слова «Рукодельница» и «Ленивица»? Есть ли в этих словах одинаковый звук? (Ц). Какой это звук? (Всегда твердый согласный, глухой). Будем стараться произносить звук (Ц) и помнить, что кончик языка стоит за верхними зубами, а воздушная струя при этом выходит с большим напором.
Игра «Поймай звук»
- Я буду читать тебе веселые стихи, а ты, как только услышишь слово со звуком (Ц, хлопни в ладоши, поймай звук. (Читать в медленном темпе.)
На Садовом кольце
Буква С и буква Ц
У прохожих на виду
Заигрались в чехарду.
-Эй, баран, подай овса! –
Просит белая овца.
Я не притронусь к сену,
Ему я знаю цену.
Видала я лису,
Ей рыжий цвет к лицу.
Окрась меня, мой свет,
В такой же рыжий цвет.
- Молодец! Все звуки поймал. Рукодельница такая же внимательная, как и ты. Когда есть свободное время, они с ленивицей любят играть в такую игру: одна произносит ряд слогов, а другая – повторяет. Давай и мы с тобой так поиграем.
Игра «Эхо».
Цва – цву - цво – цвы цма – цмо – цму - цмы
Цво – цвы – цву – цва цмо – цму – цма – цмы
Цву – цвы – цва – цво цму – цмы – цма - цмо
Цвы – цва – цво – цву цмы – цма – цмо – цму
ацм - оцм – уцм – ыцм
оцм – уцм – ыцм – ацм
уцм – ыцм – ацм – оцм
ыцм – ацм – оцм - уцм
Автоматизация звука (Ц) в слогах
- Рукодельница – девочка аккуратная, а Ленивица – нет. (Логопед достает картинку для игры из книги со сказкой.)
Дидактическая игра «Путаница с полотенцами».
- Посмотри на полотенца. Среди них есть грязные и чистые. Помоги найти, где – какие. Прочитай все слоги под полотенцами. Под грязными полотенцами написаны слоги ца, нарисуй на них пятнышки.
Молодец, все полотенца нашел! Теперь Ленивица будет учиться стирать полотенца.
Дидактическая игра «Рукавицы».
- Рукодельница – девочка трудолюбивая и умелая.
Логопед достает картинку для игры из книги со сказкой.
- Она вяжет варежки на зиму. Помоги ей довязать большой палец на рукавицах. Прочитай все слоги. На рукавицах со слогом, где Ц – в начале, обведи палец справа, а на рукавицах со слогом, где Ц – в конце, обведи палец слева. Посчитай, сколько пар рукавиц связала рукодельница.
Хорошо мы с тобой помогли рукодельнице, пора и отдохнуть.
Автоматизация звука (Ц) в словах
Дидактическая игра «Ласковая Цоколочка».
Логопед достает картинку для игры из книги со сказкой.
- Внимательно посмотри на картинки и назови их ласково.
Например, так: платьице.
Словарь : платьице, оконце, одеяльце, креслице, корытце, маслице, болотце, мыльце, копытце, зеркальце.
Автоматизация звука (Ц) во фразовой речи
Дидактическая игра «Блюдце для Цоколочки».
- Однажды ленивица решила помочь Рукодельнице помыть посуду и разбила при этом все блюдца. (Логопед достает картинку для игры из книги со сказкой.) Помоги девочкам склеить разбитые блюдца. Внимательно посмотри и найди к блюдцам недостающие осколки. Проведи линию от блюдца до соответствующего осколка.
Посчитай, сколько получилось целых блюдец. Считать нужно так: одно целое блюдце,. . (два целых блюдца, три целых блюдца, четыре целых блюдца, пять целых блюдец, шесть целых блюдец, семь целых блюдец). Вот мы и помогли Ленивице и Рукодельнице склеить все разбитые блюдца.
Вдруг послышалось цоканье лошадиных копыт. Как они цокают? (Цок, цок, цок.) правильно. Это к нашей Рукодельнице приехал добрый молодец.
(Логопед достает картинку для игры из книги со сказкой.)
Цепной текст «Цветы для девицы»
Послушай, про это рассказ, а потом, опираясь на картинки и стрелочки, перескажи его:
Добрый молодец увидел красну девицу.
На девице было цветное платьице.
На платьице были красивые пуговицы.
Пуговицы сделаны как цветы.
Цветы подарил молодец.
III. Заключительная часть.
- Какой звук сегодня на занятии ты старался правильно произносить? Ленивице надоело быть неаккуратной и ленивой девочкой. Она тоже хочет стать Рукодельницей. Давай ей поможем в этом.