Папки-передвижки

Доклад на педсовете «Формирование экологической компетентности педагогов»

Лариса Попова
Доклад на педсовете «Формирование экологической компетентности педагогов»

Все мы знаем, что воздействия человека на окружающую среду усиливаются не в лучшую сторону, а изменения, происходящие в биосфере, вполне могут привести к экологической катастрофе. В связи нынешней ситуацией крайне важную роль приобретают экологические знания и применение их на практике.

Публикация «Доклад на педсовете „Формирование экологической компетентности педагогов“» размещена в разделах

Экологическое образование ставит новые проблемы перед человеком, так как требуется новый подход к оценке эффективности обучения, формированию личности, способной в дальнейшем адаптироваться к условиям жизни и применять экологические знания на деле.

Поэтому, в условиях реформы высшего профессионального образования федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) и образовательные программы третьего поколения строятся на оценке конечных результатов обучения, то есть на сформированной компетентности. Компетентность обладает интегрированной природой: она является совокупностью знаний, умений и навыков в отношении реальных объектов и процессов, характеризуется готовностью и способностью их применять.

Экологическая компетентность - это владение системой знаний, взглядов, убеждений соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и направленное на осознание своей моральной ответственности за состоянием окружающей среды во всех видах профессиональной деятельности.

Формирование экологической компетенции предполагает переориентацию всей системы работы на интересы и потребности общества, каждого субъекта с учетом экологии окружающей среды жизнедеятельности.

Формирование экологической компетенции педагогов взаимосвязано с профессиональными компетенциями в виде :

• осознания социальной значимости своей профессии;

• мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;

• способности использовать экологические знания и навыки для решения социальных и профессиональных задач;

• в готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья детей.

Формирование этих компетенций и экологического осознания в целом осуществляется путем решения ситуационных заданий, разрешения профессиональных ситуаций, профессиональных дискуссий, поиску экологических закономерностей, выполнению учебных и исследовательских проектов и др.

Базовой основой овладения человеком любой профессии является экологическая компетентность. Экологическая компетентность выступает как способ переносить и применять знания и умения в новой социально- экологической ситуации.

Современный этап развития экологического образования на основе идей сбалансированного развития природы и общества отражает новый социальный заказ образованию: формировать у педагогов способность проектировать свою жизнедеятельность с учётом её экономических, социальных и экологических последствий для состояния окружающей человека среды, здоровья людей и безопасности их жизнедеятельности.

Основные психолого-педагогические требования к результатам экологического образования могут быть представлены следующим рядом: грамотность – образованность – компетентность – культура.

Грамотность – это наличие соответствующих знаний, умений и навыков в какой-либо области, а также умение излагать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.

Образованность – это опыт творческого применения полученных знаний и умений, а также составляющая часть человеческой нравственности, то есть опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Компетентность – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определённой области.

Культура – это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Экологическая компетентность имеет очень важный социокультурный смысл, который направлен на социализацию людей в условиях нарастания веса социально-экологических факторов. Успешность социализации зависит также от реализации гражданских прав и обязанностей человека, что определяется сформированностью у него экологических ценностей и смыслов жизни, готовности к самоограничению в потреблении благ.

Следует также помнить, что успешная социализация людей напрямую зависит от состояния их здоровья, умения вести правильный и здоровый образ жизни (полный отказ от курения, алкоголя, наркотиков, активные занятия спортом и т. п., обеспечивать свою безопасность к конкретной экологической ситуации. Выработка вышеперечисленных умений – важный результат экологической компетентности.

Таким образом, формирование экологической компетентности педагогов представляет собой непрерывный процесс постепенного включения их в экологическую деятельность посредством приобретения опыта участия в практических делах по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, экологически значимых личностных качеств, таких как гуманность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности, на основе применения технологии активного обучения. Все это способствует приобретению знаний о природной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с природой и умений творчески решать учебные экологические задачи.

Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Работа педагогов в ДОУ должна быть направлена на совершенствование системы работы по экологическому воспитанию на основе возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных личностных способностей и возможностей. Экологическое образование дошкольников должно занимать особое место, т. к. именно дошкольный возрастной период характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплением личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботится о живом, создавать необходимые условия для жизни. Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно- природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Основы экологической культуры, осознанно-правильное отношение к природе, могут быть заложены лишь при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, находящимся в его окружении. Отсюда выступает и специфическая черта экологического образования дошкольников - непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения со взрослыми. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в практической совместной деятельности детей, объединенной достижением общей цели, в ходе чего у дошкольников в условиях развивающей экологической среды формируются элементарные научные знания о природе, поддерживается интерес к познанию окружающего мира, они учится видеть в обыденном чудесное, в привычном - необычное.

Вокруг можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц, животные. Недалеко от детского сада можно найти лес, пруд, где у детей совместно со взрослыми есть возможность проводить практическую исследовательскую деятельность в природных условиях. Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;

- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и так далее;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические;

- по продолжительности: кратковременные (5-15 минут, длительные (свыше 15 минут);

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

- по характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач;

- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; показ только существенных сторон явления или процесса; отчетливая видимость изучаемого явления; возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Ещё одно условие развития основ экологической культуры детей – необходимость ставить их в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Одним из видов практической экологически-ориентированной деятельности является проектная деятельность.

Метод проектов представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты будущей деятельности и прогнозируются ее результаты. В процессе проектной деятельности экологической направленности у детей дошкольного возраста создаются оптимальные условия для развития экологической компетенции дошкольников, обеспечивается повышение их мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, формируются их нравственные качества.

В процессе работы над экологическими проектами в ДОУ можно решать следующие задачи:

• развитие у детей экологических компетенций через приобретение субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой;

формирование бережного отношения к природным объектам посредством расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего природного окружения;

• приобщение дошкольников к трудовой деятельности, формирование навыков работы в коллективе;

формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через игру, наблюдения, экспериментирование, чтение произведений художественной литературы о природе, животных, явлениях в природе.

Реализацию мероприятий проекта лучше начинать с проведения занятий по формированию целостной картины мира. На занятиях происходит последовательное формирование у детей системы элементарных знаний и представлений о многообразии природных явлений, расширение представлений о растениях, как живых существах. Но надо заметить, что интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям, и их познавательные возможности достаточно велики, и одних только специально организуемых экологических занятий недостаточно для реализации стоящих задач. Наиболее всего познавательная активность детей проявляется во время проведения различных наблюдений и экспериментов, а также собственной продуктивной деятельности в природе. Наблюдение – одно из самых значимых средств познания окружающего мира, так как именно наблюдения позволяют показать детям природу в естественных условиях во всем её многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Непосредственное общение с природой, наблюдение за её объектами является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений, эмоционального воздействия на детей, познания связей и отношений в природе. Так как для детей дошкольного возраста характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то работа с детьми должна строиться таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, то есть путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира. Одновременно с проведением занятий, наблюдений и бесед необходимо заниматься опытно-исследовательской деятельностью: проводить опыты по ознакомлению со свойствами почвы, организовывать работу по выращиванию овощных культур на территории детского сада. Наряду с вышеперечисленными формами работы с детьми огромное значение, воспитательное и образовательное, имеет трудовая деятельность, а именно труд в природе. В труде, как нигде, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Кроме того, формируются практические навыки ухода за растениями. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (их строении, потребностях, основных стадиях развития, сезонных изменениях и др.). Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая растения, ухаживая за ними, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный исследовательский материал. В процессе работы у детей формируются элементарные естественно-научные представления, трудовые навыки, происходит воспитание бережного и заботливого отношения к растениям, способность видеть красоту природы, формируются знания о растительном мире природы.

Таким образом, опираясь в большей мере на наблюдения, эксперименты, а также практическую и трудовую деятельность детей в природе, можно решить следующие задачи:

• Повысить уровень экологической компетентности детей.

• Дети будут активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаться оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо», научатся устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения, переносить знания в новую ситуацию.

• У детей сформируются практические навыки экспериментальной деятельности с объектами природы.

• Дети приобретут навыки бережного, созидательного отношения к природе и результатам труда взрослых.

Итогом работы по проектированию станет то, что дети осознают необходимость бережного отношения к природе своего края, станут друзьями природы, а также повысится уровень активности родителей в вопросах охраны природы родного края.

Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволит сочетать интересы всех участников проекта:

- педагоги имеют возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволяет повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом, проектная и экспериментальная деятельность детей - эффективные средства формирования экологической культуры дошкольников.

Публикации по теме:

Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ Слайд 1. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных.

Доклад на педсовете «Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС» Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка.

Доклад (выступление на педсовете) «Пение, как основной вид деятельности дошкольников» С давних времен музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий»Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов в области информационных технологий» Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Методы активизации педагогов на педсовете в период введения ФГОС до Методы активизации педагогов на педсовете в период введения ФГОС ДОЗалогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один.

Проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование» Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование" Автор: Шиваракова Раиса.

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями Автор-разработчик: Старший воспитатель Жданова Анжела Михайловна Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов.

Выступление на педсовете «Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»Выступление на педсовете «Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» Выступление на педагогическом совете "Формирование творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности" Воспитатель Шуванова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на педсовете «Формирование экологической компетентности педагогов»
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 10:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД