Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства

Ирина Никулина
Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства

Формирование психолого - педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства

Никулина Ирина Леонидовна, старший воспитатель, НДОУ Детский сад № 126 ОАО «РЖД»

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие в целом всего общества.

В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Любая информация, которую несет родитель, даже без слов, остается в чувственной сфере ребенка, закрепляя у него навык определенного стиля поведения и общения.

Воспитательный потенциал семьи - это неотъемлемая часть психолого - педагогической культуры. Это способность семьи реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально – типологическими особенностями родителей.

Семья и ДОУ – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Именно от согласованных действий взрослых, умения найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависит личностное развитие ребенка. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания и доверия друг к другу.

Поликультурное общество предполагает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для формирования у детей национальной идентичности и представлении о многообразии культур в городе, стране и мире, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур.

Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию? Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Мы разные, но мы вместе». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Целью взаимодействия нашего ДОУ и семьи в поликультурном образовании является воспитание гражданина, человека, осваивающего культурное богатство своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающего их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Задачи:

- формировать у детей дошкольного возраста навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, национальной идентичности;

- расширять знания о культуре народов России, Урала, зарубежных стран для развития эстетического и нравственного сопереживания;

- воспитывать положительное отношение к представителям других национальностей.

Эта цель и задачи реализации данного проекта в нашем ДОУ до 2018 года.

Реализация проекта в 2015- 2016 учебном году.

Цель: психолого - педагогическое просвещение родителей в рамках поликультурного образования для привлечения в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

- формировать у детей дошкольного возраста навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, национальной идентичности;

- формировать личностную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

- развивать стремление всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Формы работы:

Родители Педагоги Воспитанники

1. Анкетирование

родителей по теме

«Традиции нашей

семьи…»;

2. Создание

фотоальбома «Моя

семья»;

3. Родительское

собрание «Детский

сад и семья - единство

требований»;

4. Наглядная

информация,

консультации,

рекомендации по

тематике народных традиций;

5. Круглый стол

«Наша дружная семья»;

6. Мастерская Деда Мороза (совместное с детьми изготовление елочной игрушки в народных традициях);

7. Фольклорные праздники в ДОУ:

- «Осенины»;

- Театрализованное святочное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота!»;

- Масленица;

- «Весенняя ярмарка».

8. Конкурс рисунка «Малахитовая шкатулка».

1. Информационный стенд для организационной и методической работы по тематике поликультурного образования;

2. Проектная деятельность:

- «История города Екатеринбурга»;

- «Моя деревня»;

- «Наша Родина - Россия»;

- «Урал - кладовая земли»;

- «Коллекция народных костюмов»;

- «Русские народные игры»;

- «Игры народов мира»;

- «Малахитовая шкатулка».

3. Педагогические часы, круглые столы, тематические консультации.

4. Фольклорные праздники:

- «Осенины»;

- Театрализованное святочное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота!»;

- Масленица;

- «Весенняя ярмарка».

1. В каждой группе ДОУ создание центров поликультурного воспитания:

- герб Российской Федерации;

- карта;

- флаг Российской Федерации;

- портрет президента;

- глобус;

- дидактические игры и пособия;

- художественная литература;

2. Фестиваль национальных культур «Солнечные лучики».

3. Сюжетно – ролевые игры.

4. Создание

фотоальбома «Моя

семья».

5. Мастерская Деда Мороза (совместное с родителями изготовление елочной игрушки в народных традициях).

6. Фольклорные праздники в ДОУ:

- «Осенины»;

- Театрализованное святочное представление «Пришла Коляда, отворяй ворота!»;

- Масленица;

- «Весенняя ярмарка».

7. Конкурс рисунка «Малахитовая шкатулка».

Цели и задачи поликультурного воспитания в нашем ДОУ реализуются также через дополнительное образование:

1. Фольклорный центр «Красная горка» (театрализованные занятия по национальной культуре с мастер- классами).

2. Свердловская государственная академическая филармония. Цикл «По ступенькам музыкальной лесенки: история балалайки и ее друзей».

Планируемый результат поликультурного образования в НДОУ № 126 на 2016- 2017 учебный год:

1. Создание условий для детей дошкольного возраста, способствующих формированию навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе, национальной идентичности;

2. Заинтересованность родителей в организации семейных традиций, досуга.

3. Повышение профессиональной компетенции и уровня креативности педагогов в вопросах организации духовно- нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, решение задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры в контексте поликультурного образования возможно в условиях тесного взаимодействия семьи и ДОУ, в культурно-досуговом творчестве (в форме детских фольклорных праздников и развлечений, где используются виды детской деятельности, в процессе организации которых решаются программные образовательные задачи.

Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие.

«Создание модели информационно-образовательного пространства ДОУ (О) как условие повышения ИКТ-компетентности педагога» Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны.

Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО Известно, что ранее в стране широко практиковалась организация педагогического всеобуча. Для родителей организовывались лекции, составлялись.

Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы Кризисное состояние духовно – нравственной сферы общества и семья, безусловно, отражаются на духовно – нравственном здоровье современных.

Формирование положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательного пространства. Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой.

Формирование профессиональной компетентности в условиях сетевого взаимодействия (из опыта работы)Формирование профессиональной компетентности в условиях сетевого взаимодействия (из опыта работы) Инновации в сфере образования, внедрение ФГОС ДО предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности как педагогов ДОО, так.

III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях введения ФГОС»III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях введения ФГОС» 23.03.2016 года в МБДОУ № 13 «Рябинушка» г. Железногорск, Красноярский край состоялась III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной.

Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей.

Статья на тему: «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей». Аннотация: в статье рассматривается проблема развития детей в поликультурном пространстве ДОУ. Ключевые слова: поликультурное воспитание,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
Автор публикации:
Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в условиях поликультурного образовательного пространства
Опубликовано: 20 октября 2016 в 15:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пластилинография «Ёлочка зимой» для детей 4–5 лет
Цель 1) Развивать у детей мелкую моторику. 2) Развивать творческие способности с помощью нетрадиционной технике работы с пластилином. 3) Воспитывать...
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время»
Сценарий новогоднего утренника в старшей группе «Праздничное время» Цель праздника: - формировать всесторонне развитую, целостную личность; - развивать...
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...