Наталья Избиенова
Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования взаимодействие с семьей рассматривается как одно из приоритетных направлений работы современного дошкольного учреждения [24, с. 8]. Это обязывает коллектив дошкольного учреждения создавать в детском саду необходимые современные условия для развития и совершенствования ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников. Эти отношения должны обеспечивать целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста [15, с. 65].
Публикация «Особенности психолого-педагогической работы с семьей в ДОУ» размещена в разделах
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать ряд принципов. Запишем их в виде схемы.
Принципы, необходимые для совместной работы ДОУ с семьями
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Триада «Ребенок-педагог-родитель» дает семье возможность выбора содержания, формы воспитания ребенка, выбор воспитывающего взрослого, который отвечает за образование и уход ребенка [17, с. 53]. В свою очередь, активное участие семьи, согласие и поддержка родителей помогают организовать успешный процесс оздоровления, обучения и воспитания детей в дошкольной образовательной организации [14, с. 45]. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут
равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов [13, с. 87].
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания [17, с. 23].
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Важно сказать, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами [9, с. 43].
Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве [22, с. 67].
Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. [12, с. 63].
Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия [7, с. 34].
Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева) [8, с. 89].
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям [10, с. 83].
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями [9, с. 76].
Работу с родителями следует строить, придерживаясь определенных этапов. Запишем их в виде таблицы.
Этапы работы с родителями
Этапы Пояснение
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
.
Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;
второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход [4, с. 76].
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
В литературных источниках выделяют несколько форм работы с родителями в ДОУ [5, с. 19].
Традиционные формы взаимодействия детского сада с родителями
1. Наглядность в работе с семьей.
- В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки,
-Создают электронную почта; сайт учреждения (организации, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. [1, с. 76].
- В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.) ;
- Организуется выставка работ детей;
- Эффективной современной формой взаимодействия ДОУ и семьи является родительская газета. Своими истоками родительские газеты уходят в стенды, которые создавались всегда и сейчас на практике называются родительскими уголками. Т. Н. Доронова относит эту форму работы к ежедневной и считает, что именно она обеспечивает систематическую информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.
Правильно организованный процесс информирования родителей позволяет создать прочные доверительные отношения между семьей и детским садом.
2. Индивидуальные формы работы с родителями.
- Беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению.
Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома; [2, с. 32].
3. Работа с коллективом родителей
-Родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка).
В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д. Члены родительского комитета посещают неблагополучные семьи, изучают опыт правильного семейного воспитания, комитет организует дежурства родителей в детском учреждении [4, с. 56].
- Групповые консультации, как правило, организуются выборочно для тех родителей, которые не уделяют времени занятиям с детьми дома.
- Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Можно, например, праздновать «Дни рождения» с чаепитием с приглашением и участием родителей, проводить тематические вечера для родителей на темы: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей». Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей [6, с. 87].
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями [16, с. 90]. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду [18, с. 29]. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [11, с. 39], [23, с. 32].
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные [15, с. 73].
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование Цель использования Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
• Проведение социологических срезов, опросов
• «Почтовый ящик»
• Индивидуальные блокноты
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары-практикумы
• Тренинги
• Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
• Мини-собрания
• Педагогический брифинг
• Педагогическая гостиная
• Устные педагогические журналы
• Игры с педагогическим содержанием
• Педагогическая библиотека для родителей
• Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
• Совместные досуги, праздники
• Выставки работ родителей и детей
• Кружки и секции
• Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
• Информационные проспекты для родителей
• Альманахи
• Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
• Дни (недели) открытых дверей
• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
• Выпуск стенгазет
• Организация мини-библиотек
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. [2, с. 45].
И, думается, что если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Список использованной литературы
1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С. 88-94
2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ- 2002.- № 4. - С. 66.
2. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. – М. : «Учитель», 2009. - 177 с.
4. Глебова С. В. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия. - М. : «Учитель», 2008. - 111 с.
5. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. – М. : «Сфера», 2010. - 144 с.