МААМ-картинки

Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе

Олеся Акпарова
Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе

На сегодняшний день, одной из актуальных проблем дошкольного образования является изменения базы знаний ребенка. Ребенок является активным субъектом образовательного процесса, который сотрудничает как партнер, осуществляя взаимодействие с педагогом и с другими детьми.

Реализация данной задачи возможно только при использовании в воспитательно – образовательном процессе разнообразных форм взаимодействия по типу сотрудничества [Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина - М. : «Просвещение», 2004. - 336 с].

Публикация «Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

Анализ современной психолого – педагогической литературы показал, что современные исследователи выделяют огромные приимущества формирования у детей навыков сотрудничества.

Во – первых, возрастает объем усваимого материала, во – вторых, растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, в – третьих, наименьшая затрата времени на формирование знаний, умений и навыков, в – четвертых, снижается дисциплинарные трудности. Также, согласно исследованиям авторов у детей появляется возможность приобретения социальных навыков : ответственность, умение строить свое поведение согласно ситуации, такт [Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72].

Формируя навыки сотрудничества педагог получает возможность индивидуализировать воспитательно – образовательного процесса, учитывая при этом индивидуальные возможности детей, их интересы, уровень подготовки, ритм работы [Комаров, В. П. Культура межнационального общения [Текст] / В. П. Комаров // Народное образование. – 2004. - № 5.- С. 8 – 12].

Так что же такое сотрудничество и какова его роль в современном дошкольном образовании?

Анализируя современные источники литературы, мы отметили наиболее приемлемые для нас, определения по данному термину.

Согласно М. И. Швыревой, сотрудничество – стремление понять и поддержать друг друга, с целью достижения результата, способность учитывать интересы другого как свои, а также проявлять добровольную активность. Акцент уделяется на отношения детей: умение обмениваться мнениями, договариваться, понимать, оценивать себя и других [Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72].

М. В. Ермолаева определяет сотрудничество детей дошкольного возраста как совместную деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду [Ермолаева М. В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольника. //Дошкольное воспитание. 1995, 9, с. 21-27].

Н. А. Косослапова утверждает, что сотрудничество это позитивное взаимодействие, при котором цели интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников совпадают с интересами и целями других [Косолапов Н. А. Педагогическая психология. – М. : Академия, 2012. - с. 106]

Сотрудничество – непосредственное обращение детей за советом или помощью. В данном процессе дети учатся помогать, обращаться за помощью, формировать и отстаивать свою точку зрения, пытаться научиться разрешать конфликтные ситуации [Т. Б. Санжиева. Педагогический словарь. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011. – 100 с. ]

Основными характеристиками формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста являются: единство цели, распределением выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение, а также наличие позитивных межличностных отношений [Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72].

Формирование навыков сотрудничества со свретниками необходимо и для становления способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение других, учитывать и понимать эмоциональное состояние партнера [Демидова И. Ф. Психология развития и возрастная психология. — Таганрог, 2013. – 261 с].

Рассатривая психолого – педагогическую литературу, мы отметили основные признаки формирования навыков сотрудничества.

1. Целенаправленность – стремление детей к общему достижению цели.

2. Мотивированность – заинтересованное и аткивное отношение к совместной деятельности.

3. Целостность – взаимосвязанность участников взаимодействия.

4. Структурированность – четкое распределение функций, обязанностей, ответственности, прав.

5. Согласованность – согласованность действий участников процесса, низкий уровень конфликтности.

6. Организованность – способность к управлению и самоуправлению, планомерность деятельности детей.

7. Результативность - способность достигать наивысшие результаты

Публикации по теме:

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком с ДЦП в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на декабрь 2014 года ФИ ребенка Дата рождения. Тема.

Консультация «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Представляю примерный образец написания характеристики на ребенка дошкольного возраста для ЦПМПК. Психолого-педагогическая характеристика.

Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад. Для меня это не только помощь другим,.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ Сегодня достаточно часто воспитателям ДОУ приходится писать характеристики на воспитанников для различных целей, в том числе и для представления.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ. Продолжение Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ГБОУ детского сада №, группы № … ФИО ребенка, дата рождения …Продолжение Описать.

Проблема формирования математических представлений о мерах измерения детей подготовительной к школе группе Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер еще в 20–30 годы указывали на необходимость.

Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня главное направление государственной политики в области.

Родительское собрание «Воспитание добром». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Родительское собрание «Воспитание добром» «Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас всех на нашем собрании. Мы предлагаем вашему.

Теоретические аспекты и принципы патриотического воспитания дошкольников в научно-педагогической литературе В прoекте «Национальная дoктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 14 января 2016 в 14:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД