Вера Загорулько
Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Задача же педагога привлечь родителей к сотрудничеству, повысить их педагогическую компетентность. Проблема педагогического общения, психолого-педагогической компетентности интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А. А. Бодалева, В. А. Кан-Калика, С. В. Кондратьевой, А. А. Леонтьева, А. У. Хараша, Л. М. Митиной, Н. В. Кузьминой и др.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников» размещена в разделах
Эффективность взаимодействия воспитателя дошкольного образовательного учреждения с родителями обеспечивают следующие условия:
• Выстраивать свое общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;
• Относиться к детям и родителям искренне и доброжелательно;
• У педагога должна быть заинтересованность в решении проблем дошкольников;
• Работа должна вестись систематически.
Как семья, так и детский сад, по-своему дают ребенку социальный опыт и их согласованная работа, взаимопонимание, взаимопомощь создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Основной целью взаимодействия педагога с родителями является создание комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОУ, поддержка важной социальной функции семьи : воспитательной, досуговой, коммуникативной;
Психолого-педагогическая поддержка семьи, повышение педагогической компетентности родителей подразумевает проведение различных мероприятий, в рамках которых проводится диагностика, профилактика, просвещение и консультирование родителей.
Согласно программе Вераксы Н. Е. «От рождения до школы» основные направления и формы взаимодействия с семьей следующие :
• Взаимопознание и взаимоинформирование.
• Непрерывное образование воспитывающих взрослых.
• Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
• Пособия для занятий с ребенком дома.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, что позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.
Каждое направление реализуется через различные формы и методы работы:
• Родительские собрания.
• Дни открытых дверей.
• Мастер – классы.
• Совместные проекты.
• Совместные развлечения.
• Взаимное консультирование.
• Тренинги (проводит педагог – психолог).
• Встречи за круглым столом.
• Семейные художественные студии.
• Семейные праздники.
Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.
• «День знаний» (1 сентября)
• «День ребенка» (20 ноября)
• «День матери» (27 ноября)
• «Новый год»
• «День защитника Отечества» (23 февраля)
• «Международный женский день 8 Марта»
• «Пасха»
• «День труда» (1 мая)
• «День Победы» (9 мая)
• «Международный день защиты детей»
• «День России» (12 июня)
Для взрослых и детей праздник – это всегда яркое, незабываемое событие. Праздники направлены на решение различных задач. Это развитие у взрослых способности различать эмоциональные состояния детей, облегчение общения между детьми и взрослыми. Приобретение опыта родителями для проведения праздников семейных, учитывая рекомендации специалистов и педагогов.
Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач:
• Преодоление препятствий в общении взрослых и детей.
• Развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей.
• Приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов и специалистов.
Семейный театр как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателя, музыкального руководителя) может быть создан при поддержке работников культуры.
Традиции.
В первую очередь в сознании маленького ребенка откладываются традиции отношений, которые существуют в семье между родителями, у ребенка формируются вкусы, привычки, подобные взрослым задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь поведение детей идет по принципу копирования.
Совместные акции.
Например: «Посади дерево к празднику 1 Мая»
Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей и доброе отношение сотрудников ДОУ.
Информация, предоставляющая наибольший интерес включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе.
Предоставляются материалы по вопросам воспитания и развития детей, материалы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на улице, дома, в транспорте. В рубрике «Рекомендации» — предоставляются советы-подсказки, помогающие в воспитании и развитии дошкольников. Темы выбираются по запросу родителей.
Создание сайта дошкольного учреждения считается наиболее эффективной информационно- просветительской формой работы коллектива. Наличие у детского сада своего сайта, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Такая система работы дает возможность повысить педагогическую компетентность родителей. У них формируется понимание того, что для благоприятного развития ребенка надо пробовать, искать, учиться, меняться самим.