МААМ-картинки

Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации

Светлана Добровольская
Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации

Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.

Быстрые темп развития ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью ко всем воздействиям социальной среды. Неправильно понятые взрослым потребности малыша или их педагогически нецелесообразное удовлетворение приводит к тому, что атмосфера, в которой не просто растет, а взрослеет ребенок, становится психологически небезопасной для его развития средой. В раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии.

Публикация «Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах

Вхождение ребенка в среду детского сада, уже гласит о систематической работе по формированию его психологической безопасности. Основная задача педагога организовать хорошую психологическую безопасность в группах раннего возраста, поскольку именно в этот период, ребенок особенно уязвим, не имеет механизмов психологической защиты.

Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются : нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей, нарушение режима дня, игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, ограничения самостоятельности, выбор неадекватных форм общения, игнорирование особенностей нервной системы ребенка, слабость эмоциональных контактов с ребенком, бедность или перенасыщенность предметной среды.

Начало образования ребенка дошкольника всегда начинается с адаптации. Любой вид адаптации человека осуществляется при участии специальной функциональной системы адаптационных механизмов, определяется конкретными условиями и целью приспособительной деятельности.

Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезмерно трудным делом. Изменение образа жизни, смена домашней обстановки на отрицательные эмоции, страх, спад речевой активности и даже невротические реакции. Нарушение порядка, к которому привык маленький ребенок может сопровождаться плачем, раздражительностью. У детей нарушается сон, аппетит, они теряют в весе. Привыкание ребенка к детскому саду может затянуться на длительное время, а иногда он не может приспособиться вовсе.

Адаптация – процесс активного взаимодействия со средой (приспособление). Так называемая физиологическая адаптация – это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого – то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация. Если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется состояние физиологической адаптации нового качества.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новым отношением. Необходимо помнить, что ребенок до 2 – 3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2 – 3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Нередко, эти страхи приводят к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Некоторые дети привыкают к новой обстановке через 2-3 месяца. Для других же переход из домашней среды в детский сад превращается в трагедию. Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательного взаимоотношения между детьми, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка.

Родителям необходимо тренировать буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучить его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо меня формы поведения.

Отправлять ребенка в детский сад можно лишь при условии, что он здоров. Нельзя отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.

Родителям лучше заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

Очень важно, чтобы в первые дни пребывания ребенка в детском саду все оставалось дома по - прежнему. Это касается и режима дня и правил поведения.

В целях обеспечения психолого – педагогической поддержки ребенка в период адаптации необходимо внимательно относится к жалобам ребенка.

Прежде чем посещение ребенком детского сада станет привычным и радостным делом, пройдет немало времени, ведь период адаптации, одинаково непрост как для малыша так и для мамы.

В дошкольном учреждении в период адаптации, в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым необходимо помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Общая цель – поддержка ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Решение задач в период адаптации достигается в процессе использования системы игр и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер.

Таким образом, соблюдение психогигиенических требований к организации занятий с детьми раннего возраста направлены на профилактику переутомления и нервно – психического напряжения, повышение работоспособности, поддержания внимания, обеспечение положительного эмоционального фона.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возрастаПсихолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возраста Я работаю по программе: «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС. Тема приоритетного направления.

Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста Цель нашего взаимодействия создать в группе психологически-комфортную обстановку и условия для пребывания детей. Поступление ребенка в дошкольное.

Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста 1 слайд Адаптация к детскому саду — очень сложный период для многих.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптации Доклад из опыта работы по теме «Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптациик детскому саду». воспитателя.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка старшего дошкольного возраста, направляемого на комиссию ПМПК Предлагаю вашему вниманию пример написания психолого - педагогической характеристики на ребенка старшего дошкольного возраста. Настоящая.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы.

Значение художественно-продуктивной деятельности детей раннего возраста для адаптации ребенка в детском садуЗначение художественно-продуктивной деятельности детей раннего возраста для адаптации ребенка в детском саду оступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации
Опубликовано: 24 сентября 2016 в 16:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД