Светлана Добровольская
Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей качества образования.
Быстрые темп развития ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью ко всем воздействиям социальной среды. Неправильно понятые взрослым потребности малыша или их педагогически нецелесообразное удовлетворение приводит к тому, что атмосфера, в которой не просто растет, а взрослеет ребенок, становится психологически небезопасной для его развития средой. В раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Вхождение ребенка в среду детского сада, уже гласит о систематической работе по формированию его психологической безопасности. Основная задача педагога организовать хорошую психологическую безопасность в группах раннего возраста, поскольку именно в этот период, ребенок особенно уязвим, не имеет механизмов психологической защиты.
Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются : нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей, нарушение режима дня, игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, ограничения самостоятельности, выбор неадекватных форм общения, игнорирование особенностей нервной системы ребенка, слабость эмоциональных контактов с ребенком, бедность или перенасыщенность предметной среды.
Начало образования ребенка дошкольника всегда начинается с адаптации. Любой вид адаптации человека осуществляется при участии специальной функциональной системы адаптационных механизмов, определяется конкретными условиями и целью приспособительной деятельности.
Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезмерно трудным делом. Изменение образа жизни, смена домашней обстановки на отрицательные эмоции, страх, спад речевой активности и даже невротические реакции. Нарушение порядка, к которому привык маленький ребенок может сопровождаться плачем, раздражительностью. У детей нарушается сон, аппетит, они теряют в весе. Привыкание ребенка к детскому саду может затянуться на длительное время, а иногда он не может приспособиться вовсе.
Адаптация – процесс активного взаимодействия со средой (приспособление). Так называемая физиологическая адаптация – это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого – то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация. Если в результате такого напряжения совершается желаемая перестройка, формируется состояние физиологической адаптации нового качества.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новым отношением. Необходимо помнить, что ребенок до 2 – 3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками, не в состоянии играть с игрушками, даже очень привлекательными. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2 – 3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Нередко, эти страхи приводят к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Некоторые дети привыкают к новой обстановке через 2-3 месяца. Для других же переход из домашней среды в детский сад превращается в трагедию. Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательного взаимоотношения между детьми, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка.
Родителям необходимо тренировать буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучить его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо меня формы поведения.
Отправлять ребенка в детский сад можно лишь при условии, что он здоров. Нельзя отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет.
Родителям лучше заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
Очень важно, чтобы в первые дни пребывания ребенка в детском саду все оставалось дома по - прежнему. Это касается и режима дня и правил поведения.
В целях обеспечения психолого – педагогической поддержки ребенка в период адаптации необходимо внимательно относится к жалобам ребенка.
Прежде чем посещение ребенком детского сада станет привычным и радостным делом, пройдет немало времени, ведь период адаптации, одинаково непрост как для малыша так и для мамы.
В дошкольном учреждении в период адаптации, в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым необходимо помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Общая цель – поддержка ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя. Решение задач в период адаптации достигается в процессе использования системы игр и при организации специфических видов детской активности, имеющих психогимнастический характер.
Таким образом, соблюдение психогигиенических требований к организации занятий с детьми раннего возраста направлены на профилактику переутомления и нервно – психического напряжения, повышение работоспособности, поддержания внимания, обеспечение положительного эмоционального фона.