Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника

Сюзанна Аванесян
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника

Психолого-педагогическая поддержка семьи

в воспитании дошкольника

На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизни, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как семья в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др. Отмеченные общие тенденции характеры и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения, нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания.

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребенка.

Психолого-педагогическая поддержка семьи осуществляется на разных этапах деятельности педагога-психолога ДОУ: диагностическом, прогностическом, практическом, заключительном.

Психолого-педагогическая поддержка семьи должна быть направлена на:

• улучшение семейного микроклимата;

• формирование положительных взаимоотношений в семье;

• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;

• формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Реализуя задачу психолого-педагогической поддержки семьи, важно помнить, что приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребенка заключается, прежде всего, в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии». С такой позиции взаимодействие психолога с родителями должно быть направлено, в первую очередь, на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительско-детских отношений. Иными словами, содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а для этого необходима информация об уровне психолого-педагогической культуры родителей, их представлениях и приоритетах в воспитании и развитии дошкольника.

У многих родителей, имеющих разный уровень психолого-педагогической культуры, отмечается недостаточное понимание, принятие ребенка, осознания того, что его эмоциональная сфера – базовая основа личности, необходимости психологической защиты и обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Отсюда неумение справляться с собственными личностными проблемами без вреда для эмоционального самочувствия ребенка.

В МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя наиболее часто используются следующие формы организации психолого-педагогической поддержки семьи:

консультативно-рекомендательная;

информационно-просветительская;

практические занятия для родителей;

организация «круглых столов», семинаров, клубов.

В МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя в рамках психолого-педагогической поддержки семьи на этапе диагностики используются анкета, позволяющая определить родительскую позицию и характер взаимодействия с ребенком; метод беседы, направленный на выявление особенностей воспитания ребёнка в семье, анкета для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы ребенка, тест «Каково моё отношение к моему ребёнку», опросник «Шкала степени отверженности ребёнка в семье», тест «Какой я родитель?», тест «Я и мои дети», опросник А. Я. Варги и В. В. Столина, опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ, опросник «Взаимодействие ребенка с родителем».

Анализ полученных в ходе диагностического этапа данных, позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство воспитанников МБДОУ д/с №23 г. Ставрополя характеризуются частыми подъёмами и спадами настроения, раздражительностью, наличием страхов, нервозностью, болезненностью, плаксивостью, конфликтностью, агрессивностью.

2. 3% родителей внешний вид ребёнка доставляет им неприятные ощущения, 24% - интеллектуальные возможности детей, 59% - их речь. У 43% родителей неприятные ощущения вызывает поведение ребенка, у 3% - его двигательная неловкость. 3% родителей ответили, что их ничего не беспокоит. По всей видимости, это тот небольшой процент родителей, которые не осознают наличие проблем в развитии их детей, или пытаются скрыть их.

97% родителей считают своих детей добрыми и любящими.

35% родителей утверждают, что их дети проявляют свою любовь через ласки, 84% - через поцелуи и объятия, 51% - говорят о своей любви, 3% - делают то, что не нравится родителям (с целью обратить внимание родителей на себя, т. к. они испытывают недостаток внимания, нуждаются в нем).

22% родителей кричат на детей, если они их чем-либо раздражают, 27% - «могут шлепнуть», 38% - пытаются подавить свой гнев, но при этом им самим становится плохо, 3% родителей ведут разъяснительные беседы.

32% родителей испытывают сильное раздражение, когда подавляют свой гнев, вызванный чем-либо в ребенке, 3% - испытывают желание «наброситься» на него и сделать все по-своему, 14% - испытывают слабость, подавленность, 14% - чувство собственной беззащитности, 14% говорят о том, что в таких случаях им хочется плакать, 8% испытывают желание просто оставить ребенка в покое на некоторое время, 35% испытывают потребность побыть одному, 3% родителей не испытывают гнева к своему ребенку ни при каких обстоятельствах.

22% родителей с помощью слов и ласки добиваются любви своего ребенка ; 35% - «просто любят; 8% - «никак»; 3% считают, что все происходит само собой; 8% родителей стараются не обижать ребенка, чтоб добиться его любви; 8% - проводят с ним больше времени; а 5% родителей - покупают что-либо в этих целях.

3. В МБДОУ д/с №23 2% детей практически отвержены в семье и семейная ситуация для них крайне неблагоприятная. 24% детей чаще всего чувствуют себя отвергнутыми и ситуация для них в семье неблагоприятная. 37% детей могут периодически немного раздражать родителей, но ситуация для них в семье средне благоприятная. 37% детей чувствуют себя любимыми, нужными, необходимыми, и ситуация для них в семье благоприятная.

4. 54% родителей считают, что Ребенок – самая большая ценность в их жизни. Они стремятся не только понять, но и узнать его, относятся к нему с уважением, придерживаются наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, они действуют правильно и могут надеяться на хорошие результаты.

Для 46% родителей забота о ребенке – вопрос первостепенной важности. Они обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой они чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Они склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Им следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Среди обследованных семей не было выявлено таких, у которых есть серьезные проблемы с воспитанием ребенка, которым недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью.

5. 10% родителей можно упрекнуть в нерешительности и желании пустить все на самотек. Если они не изменят своего поведения, то могут не дождаться исполнения мечты о дружной семье, где каждый готов помочь другому, способен сочувствовать и сопереживать.

5% родителей слишком активно берут на себя роль старшего, который должен вмешаться во все дела детей, не давая им действовать самостоятельно. Им кажется, что достаточно сказать веское слово взрослого человека, и все конфликты, которые неизбежно возникают между детьми, решаться сами собой. Эта в корне неправильная позиция неизбежно повлечет за собой поистине трагические ошибки.

У 85% родителей отношения с детьми вполне благополучные (или близкие к тому, чтобы ими стать). Конечно, без ссор между детьми в их семьях не обходится, но их гораздо меньше, чем в большинстве других семей. Остается продолжать в том же духе и не терять доверие, которое существует между ними и их малышами.

6. 74% семей нравится их ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы.

26% семей воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку. Зачастую неприятие ребенка сочетается с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. В практике работы подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов.

77% семей стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Если стремление к симбиотическим отношениям выражается в реальности, то данную группу детей можно отнести к гиперопекаемым.

7. 9% обследованных семей характеризуется наличием нервно-психического напряжения в отношениях между родителями и детьми.

2% семей испытывают чувство вины (в плане наличия недостатков в физическом и психическом развитии своего ребенка).

В 2% семей выявлена семейная тревога.

8. 18% родителей показали очень низкую степень суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми. 82% - среднюю степень.

4% родителей выражают контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо следствием любования.

60% родителей испытывают среднюю степень эмоциональной близости к своим детям.

29% родителей сотрудничают со своими детьми, что как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. 4% родителей показали низкий уровень сотрудничества с детьми, что может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений. Непоследовательность родителя (32%) может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности.

4% родителей считают, что их мнение, поступки, действия являются авторитетными для детей. 64% родителей считают, что их поступки не оказывают никакого влияния. 32% родителей думают, что их поступки имеют среднюю силу влияния.

89% родителей показали среднюю степень удовлетворенности, что может свидетельствовать о наличии некоторых нарушений в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

На основе полученных результатов был запланирован прогностический этап психолого-педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника, а именно:

- проведение занятий по предупреждению агрессивности в поведении,

- снижению эмоционального напряжения (комплекс релаксационных упражнений, техники музыко- и арттерапии,

- созданию положительного эмоционального настроения в группе и нормализации степени социально-психологического климата в детском коллективе,

- проведение просветительской работы с родителями,

- в рамках практической работы участие родителей в тренинговых занятиях: (тренинг комфортного общения, семинарах-практикумах, «минутках снятия эмоционального напряжения» - релаксационных упражнениях. Задачей коррекционной работы является нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка.

В целях повышения педагогической и правовой культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; установления доверительных отношений между семьёй и ДОУ осуществляется работа клуба «Мамина школа». Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей на заседаниях клуба «Мамина школа» осуществляется через консультативную работу. При психолого-педагогическом консультировании родителей выделяют конкретные задачи:

1. Выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

2. Определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

3. Выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие-отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);

4. Организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

5. Повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерности развития ребенка;

Можно предложить следующие темы консультаций для родителей:

- Психологический климат в семье – залог психического здоровья ребенка.

- Если Ваш ребёнок берёт чужие вещи.

- 10 правил, как научить ребёнка слушаться.

- Семья и воспитание.

- Ночные кошмары (или Если ребёнку приснился страшный сон).

- Упрямство (родитель - ребёнок).

- Семья как фактор развития у ребёнка способности к сопереживанию.

- Если у ребёнка закрепилась вредная привычка.

- Научите ребёнка делать добро.

- Ссоры в присутствии детей.

- Отцы утратили ориентиры.

- 20 способов утихомирить разбушевавшегося ребёнка.

- Родители + дети = дружба или Как сохранить покой в семье.

Итак, изучение научной литературы по данной проблеме и применение её на практике позволило сделать вывод о том, что родителей, имеющих особого ребенка, следует подготовить к тому, что его воспитание в семье потребует много духовных и физических сил. Несправедливое отношение к ребенку со стороны взрослых может проявляться не только в откровенной неприязни, ненависти, но и в виде безразличного отношения. В результате он становится подозрительным, у него вырабатывается недоверие к людям, переходящее постепенно в озлобленность.

Взрослый выступает по отношению к ребенку важнейшим фактором и условием его физического и душевного здоровья, которое зависит от преобладания определенных жизненных норм в поведении ребенка, а это, особенно на ранних ступенях возрастного развития, полностью зависит от родителей. Чем богаче человеческая личность духовно, тем серьезнее и ответственнее она относится к детям.

Повышение уровня педагогической компетентности родителей помогает оказывать психолого-педагогическую помощь ребенку на качественно новом уровне, со знанием особенностей возрастного развития ребенка, закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. Основанием для оценки результатов труда родителей являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Взрослея, ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности, подготовить его к доступным ему видам деятельности. Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии позволяет не только скоррегировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возрастаПсихолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возраста Я работаю по программе: «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС. Тема приоритетного направления.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника» Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит,.

Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога. В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов. Реализация компетенций происходит.

Педагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к материПедагогическая поддержка родителей в формировании уважительного отношения к матери Иванова Екатерина Викторовна Сидорова Наталья Геннадьевна Тесная эмоциональная связь с матерью начинает формироваться еще во внутриутробном.

Поддержка образовательной инициативы семьи в условиях реализации ФГОС Согласно новому федеральному образовательному стандарту воспитатели оказывают помощь родителям в воспитании детей, обеспечении психолого.

Протокол психолого-педагогического обследования дошкольника Ф. И. ребенка___ Возраст (год рождения)___ Образовательное.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Ф. И. О. ребёнка, дата рождения. Ребёнок от 1-ой беременности, протекавшей с угрозой прерывания в 1-ом триместре. Роды 1-ые срочные с массой.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника I. Информативные сведения 1. ФИО 2. Дата рождения 3. Проживает по адресу 4. В состав семьи входит 3 человека: • мама – • сестра – 5.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Самообразование «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми нарушениями» Муниципальное общеобразовательное учреждение Дмитриево Помряскинская средняя школа (дошкольная группа) План самообразования на 2014-2015.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника
Опубликовано: 16 июня 2016 в 23:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Наши подарки для любимых мам»
Здравствуйте, мои дорогие гости! Представляем вам нашу идею подарка для мамы от деток первой младшей группы. Идея подарка пришла не сразу, как в...
Посткроссинг. Поздравления из Ставрополя
Доброго всем дня, коллеги! Вот и весна не за горами. совсем скоро закончится учебный год. Но время ещё есть, чтобы сказать всё недосказанное, передать...
Конспект занятия «Совушка» по конструированию с использованием нетрадиционных...
Цель занятия: • создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление...
Конспект НОД «Художественно — эстетическое развитие» (Аппликация, старшая группа)
Тема: «Поздравительная открытка к 23 февраля». Цель: Выполнить поздравительную открытку к 23 февраля для папы. Задачи: 1. Формировать у детей представление...
Фотоотчет о прогулке и экскурсии с детьми
Совсем скоро наступит весна. И мы с ребятами наслаждаемся последними деньками зимы. В этот раз мы не просто вышли погулять на территорию садика, а ходили на...