Татьяна Калугина
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками. Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к обучению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения, прежде всего таких школьных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Физическая готовность-это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальное антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки, хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которые требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе.
Готовить ребенка к школе-это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности.
Процесс адаптации имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка и во многом зависит от внимательного отношения к нему со стороны взрослых.
Особая проблема-адаптация детей с теми или иными отклонениями в развитии. Родители заинтересованы, чтобы ребенок учился хорошо, рос физически и психически здоровым. Однако известно, что не для всех детей адаптация в школе проходит быстро и гладко: тяжело сидеть на уроках, быть внимательными, собранными, аккуратными.
От чего же зависит длительность и степень «болезненности» адаптационного периода? Возможен ли заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны взрослых?
Переход от дошкольного детства к школьному-качественный скачок в развитии ребенка. Определяется он созреванием систем организма, сформированностью качеств психики и личности. Однако не все дети, переступившие порог школы, психологически являются школьниками. В этом случае говорят о той или иной неготовности к школе. Поэтому осуществление взаимосотрудничества логопеда с родителями детей-логопатов в дошкольном возрасте считаю необходимым и важным условием, обеспечивающим своевременную подготовку детей с проблемами в развитии к школе. Наблюдение и беседы с родителями убедили меня в том, что самое трудное в логопедической работе-это изменение отношения родителей к речевым проблемам своих детей, пересмотр пассивной позиции и формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с детьми в сотрудничестве с логопедом, активное участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Исправление дефектов речи у ребенка будет намного эффективнее в том случае, если логопед станет обучать и просвещать родителей детей.
Традиционно в сентябре проводятся индивидуальные собеседования с родителями, родительские собрания, где говорится о значимости и пользе совместного сотрудничества. Для достижения результатов обучения проводятся практикумы для родителей, которые обучаются системной работе с ребенком по заданию логопеда. В течение года как дополнительный наглядный материал оформляется «Уголок для родителей», а также проводятся индивидуальные занятия с детьми совместно с родителями, где они знакомятся с методами, приемами и формами работы с детьми по различным направлениям развития речи и подготовке к обучению грамоте. К концу года родители становятся не просто пассивными наблюдателями, но и полноправными участниками коррекционно-педагогического процесса. Повышается мотивационная деятельность и образовательный уровень родителей. В итоге адаптация их детей в школе проходит гладко, быстро и легко.
Таким образом, сложная и актуальная проблема подготовки детей к школьному обучению успешно решается во взаимном сотрудничестве логопеда с родителями.