МААМ-картинки

Статья на тему: «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей».

Надежда Бакулина
Статья на тему: «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей».

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития детей в поликультурном пространстве ДОУ.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, толерантность, поликультурная личность, национальная культура и традиции.

В центре современной образовательной системы находится человек - ребенок, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Начиная с дошкольного возраста важно формировать способность взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и готовности принять других людей, такими, какие они есть.

Публикация «Статья на тему: „Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей“,» размещена в разделах

Формирование поликультурной личности необходимо начинать с раннего девства, так как – это сложный и длительный процесс. Чтобы в будущем сформировалась поликультурная личность необходимо сформировать следующие чувства :

- патриотизм - чувство долга, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народом;

- любовь к природе - восхищение красотой природы, чувство прекрасного, сочувствие всему живому;

- любовь к родным и близким - сопереживание, сочувствие, терпимость и правдивость;

- чувство свободного общения (чувство удовлетворенности от понимания правильной, устной речи собеседника);

- художественно-эстетическое (чувства прекрасного, эстетические переживания).

Так как, дошкольное учреждение является основой воспитания и обучения ребенка, овладения им родной речью, становления его мировоззрения, а также принятие им моральных норм и ценностей, то именно дошкольное учреждение остается базовым учреждением поликультурного образования. И именно здесь ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности.

К одной из задач поликультурного образования детей дошкольного возраста относится приобщение к национальной культуре и традициям, которое осуществляется в ДОУ через следующие направления.

- Окружение ребёнка предметами народного быта. Русская изба – наличие предметов старины: чугуны, ухваты, рушники и др. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа, который с момента рождения привыкает к природе и культуре своей страны, к быту своего народа. С народными обычаями и традициями можно познакомить детей в ходе режимных моментов, в рамках проведения тематической недели, во время экскурсий по городу, на природу, различными наблюдениями за трудом взрослых, в которых ребенок начинает замечать, как труд сближает и объединяет людей. Знакомство с народными умельцами, народными промыслами вызывает у детей гордость за родной край. Во время знакомства с историческими местами города Арзамаса, необходимо подчеркнуть, что из других городов и сел приезжают посмотреть музеи, исторические памятники и другие достопримечательности нашего города.

- Использование произведений фольклора, таких как сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, способствуют развитию у детей нравственно-ценностных представлений о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, так как, именно они, вмещают в себя ценности русского языка.

Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, так как художественные произведения раскрывают перед дошкольниками внутренний мир героев, их характеры. Это учит их сопереживать не только героям произведений, но и замечать настроение близких и друзей. А так же художественное слово учит ребенка эстетическому восприятию окружающего. На формирование навыков социального поведения оказывает влияние и театрализованная деятельность, так как каждое литературное произведение является носителем определенных нравственных ценностей (дружба, доброта, честность, смелость, поэтому дети во время драматизации не только познают мир, но и выражают свое отношение к добру и злу, приобщаясь к фольклору и национальной культуре.

- Народные праздники и традиции непосредственно связаны с трудовой и общественной жизни человека, во всем их многообразии. Во время прогулок мы знакомим детей с народными обычаями, которые помогают детям освоить элементарные правила поведения в природе, элементами экологической культуры. Формируя понятия о временах года, погодных изменениях, поведении птиц, насекомых, растений, мы воспитываем гуманное отношение к природе, которое проявляется в добром, отзывчивом, заботливом к ней отношении. Данные наблюдения формируют понимание того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

- Ознакомление детей с народной декоративной росписью (дымковская, филимоновская, гжель и др.) увлечение их национальным изобразительным искусством развивает эстетическое восприятие, например знакомство с ремеслом дымковской игрушки, выделение характерных особенностей элементов узора позволяет закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек, которые передают быт и жизненный уклад многих поколений.

Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, играет огромную роль в развитии и воспитании. В игре ребенок не только развивается, но и познает очень важный этап человеческой культуры - взаимоотношения между сверстниками и взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения. У них вырабатываются нравственные качества и чувства. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

В своей работе мы используем различные дидактические и хороводные игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы родного края, "Национальные жилища народов России", "Что это и откуда". Народные хороводные и подвижные игры: русские, чувашские, татарские, и др. Проводим с детьми беседы: "Народные промыслы Арзамаса", "Мы живем в красивом городе, богатом достопримечательностями", рассматривание наборов открыток «Город Арзамас»;

Воспитание уважения и любви к своей Родине, доброжелательного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителя мы начинаем с отношения к семье, близким. Семья (мама, отец, бабушка, дедушка) - это корни, которые связывают его с родным домом, с улицей, где он родился и где живут друзья. Любовь к своей малой родине переходит в любовь к государству, его истории, его прошлому и настоящему. В своей работе мы использовали:

цикл тематических занятий: «Моя семья», «Дом, в котором мы живем», «Мои друзья»;

– защита детских проектов «Древо моей семьи»;

развлечения с детьми: «Русские народные игры», «Игры разных народов»;

консультации для родителей: «Диалог с ребёнком» (деловая игра, «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;

– конкурс народных игр (педагоги – дети – родители).

- мастер- класс «Дымковская игрушка»(педагоги, родители)

Для создания, интереса к культуре родной страны и народов других национальностей мы проводили – развлечение «Сказки разных народов»; «Народные игры».

Родители принимают активное участие в воспитании детей, и жизни детского сада. Участвуют в собраниях, совместных праздниках, тематических выставках, мастер-классах, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, родители своим примером воспитывают в детях толерантность. Например: Мастер- класс на тему «Дымковская игрушка». Цель: Создание необходимых условий для доброжелательных взаимоотношений между родителями и детьми в процессе совместной деятельности - роспись народной игрушки. В ходе мероприятия дети шепотом рассказывали о последовательности, элементах росписи, ярких красках, учили своих мам промывать кисточку, набирать на нее краску, пользоваться тычком. В результате получились уникальные, праздничные игрушки, которые можно подарить друзьям.

Наши дети дружные, уважают и трепетно относятся к сверстникам другой национальности. Я верю, что детские навыки общения воспитанники перенесут во взрослую жизнь.

Проведенная работа, позволила убедиться нам в правильности избранного пути, который ориентирует педагогов, родителей и детей детского сада на поликультурную компетентность.

Приобщение детей к социальным ценностям (как направление поликультурного образования) – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, в процессе которой осуществляется данное направление педагогической работы. Происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно-волевой сферах личности, в самой структуре деятельности детей, во взаимоотношениях друг с другом.

Приобщение детей к социальным ценностям (как направление поликультурного образования) – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, в процессе которой осуществляется данное направление педагогической работы. Происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно-волевой сферах личности, в самой структуре деятельности детей, во взаимоотношениях друг с другом.

Литература:

1. Балицкая И. В. Поликультурное образование. М., 2001 г.

2. Ежкова Н. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста:

Аксиологический аспект: Учеб. -метод. Пособие / Н. С. Ежкова, М. В. Филатова. – Тула: Изд-во Тул. Гос. Ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.-101с.

3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников.»- М. :Академия. -1999.

4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.

5. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. - №2.

Публикации по теме:

Формирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства МордовииФормирование творческой личности ребёнка в условиях поликультурного пространства Мордовии Подготовили воспитатели: Белорунова С. В, Мудрецова Е. Ю. В рамках инновационной деятельности "Формирование творческой личности ребёнка в.

Гражданское воспитание личности в условиях поликультурного общества Музыкальные руковидители: Муратова Эльвира Юсуфовна, Мустафаева Гульнара Асановна. Фольклор является составной частью музыкальной деятельности.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Формирование нейропсихологического пространства ребенка с ОВЗ. Значение игр с мячом в развитии речи детей. МЯЧ И РЕЧЬ Формирование нейропсихологического пространства ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Значение игр с мячом в развитии.

Формирование положительной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством образовательного пространства. Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Статья на тему «Формирование безопасного поведения дошкольников» «ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила: воспитатель МБДОУ "Детский сад № 83" г. Чебоксары Соловьева И. В. Чебоксары,.

Статья на тему «Формирование здорового образа жизни У Детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Статья «Влияние изобразительного искусства на процесс адаптации детей к ДОУ» С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья на тему: «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей».
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 10:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД