Папки-передвижки

Доклад «Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе»

Елена Подгалая
Доклад «Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Отличительная особенность современной России - её устремлённость в будущее. В наше время первостепенное значение приобрели такие качества личности, как социальная и интеллектуальная компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность.

Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука. Я с этим не согласна. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.

Публикация «Доклад „Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе“» размещена в разделах

Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.

Я поставила перед собой цель вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаю следующие задачи математического развития детей :

Развитие эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

• Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, использую персонаж (игрушку). Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в сказочный лес", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка - лесовичка", "Три медведя", "Теремок".

Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием счетных палочек, развивающих игр : "Сложи узор", "Кубики для всех", "Волшебный квадрат», "Волшебный круг", различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий я учитываю особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Занятия провожу по подгруппам, в количестве 10 - 12 человек.

Каждую образовательную деятельность я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы - материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения - приложения, отношения больше - меньше, выше - ниже, шире - уже).

Использую сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.

Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем дошкольном возрасте - это репродуктивно - мнемические (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника). Проблемно - поисковые вопросы (Как вы думаете) применяю для детей любого возраста. При этом учитываю объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуя индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Особое внимание уделяю развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. В играх и заданиях на развитие логического мышления детей привлекают необычность постановки задачи, способ ее подачи.

В соответствии с программой формирую у детей умение ориентироваться в пространстве, элементарно представлять пространственную размещенность предметов по отношению к себе, например: "Определи, где расположен домик - в самом конце дорожки, идущей от ребенка, впереди или позади, справа или слева" и т. д.

С детьми, которые слабо усваивают материал, провожу индивидуальную работу во второй половине дня.

Считаю важным развивать моторику рук. Для этого использую специальные упражнения. Подготовила картотеку физкультминуток и пальчиковых игр, которую постоянно пополняю новинками из литературы. Во время занятий обязательно применяю физкультминутки.

Чтобы реализовать поставленные задачи необходимо создать в группе развивающую среду, создающая необходимые условия для проявления и стимуляции интереса к обследования предметов : определения формы, количества, расположения, простых зависимостей между объектами. Это достигается наличием занимательных игр и пособий, удобно расставленной мебелью, настенными полифункциональными панно, привлекающими внимание детей и вызывающими желание действовать.

В групповой комнате оформлен уголок занимательной математики, в котором находится большой выбор дидактических и развивающих игр : «Логический поезд», «геометрическая мозаика» и др. игры; счётные палочки, цифры, геометрические фигуры, детская литература.

Необходимый ассортимент игр, учебно – игровых материалов, постоянно обновляется, обогащается развивающая среда.

Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе "Детство" без перегрузок и утомительных занятий.

И я хочу закончить своё выступление словами выдающегося педагога ХХ века В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Наши зимние прогулки.Наши зимние прогулки. Любим мы ходить гулять Свежим воздухом дышать. Солнце, воздух и вода Наши лучшие друзья. На прогулке мы закаливаем свой организм, играем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе»
Опубликовано: 5 марта 2014 в 13:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Развитие элементарных математических представлений через дидактические игры во второй младшей группе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Подгалая (УИ 202816) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД