Татьяна Дедловская
Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Несмотря на это, данный феномен мало изучен и противоречиво оценивается в современной педагогике. До сих пор ученые не могут придти к единому мнению о том, в каком возрасте проявляется детская одаренность. На основе анализа психолого-педагогической литературы определили феноменологию развития одаренности в дошкольном возрасте. Она заключается в следующем: для дошкольного детства перспективным является развитие художественно творческой одаренности, так как именно она раньше и ярче других проявляется в этом возрасте. Ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности.
Публикация «Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности,» размещена в разделах
Детская одаренность - это интегральная, динамическая личностная характеристика, которая определяет возможность достижения ребенком более высоких, подчас незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.
Дошкольный возраст — период становления личности в целом и способностей, а также бурных интегрированных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. Характер ее развития в дошкольные годы - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, - взаимодействия, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, художественной, трудовой, а также результат личностной активности самого ребенка, его способности к саморазвитию.
Развитие одаренности ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с формированием нравственных основ его личности. Данный факт предполагает развитие духовно-творческой самореализации ребенка в социуме уже в дошкольные годы, которая охватывает все сферы его личности: мотивационную, интеллектуальную, творческую, эмоциональную, волевую. Данный процесс поднимает становление у ребенка самопознания, саморегуляции и самопонимания личности на новый уровень, а от воспитателей требует нравственного ориентира и компетентности в вопросах духовно-творческой самореализации одаренных детей.
Взгляд на дошкольное детство как на растущий социокультурный феномен помогает объяснить социальную и личностную сущность становления и развития одаренности ребенка. Эта сущность характеризуется, с одной стороны, чрезвычайной социальной активностью ребенка, а с другой — индивидуализацией, выражающейся в создании творческого продукта. Эмоционально смысловой доминантной развития одаренности дошкольников является содержание основных сфер их жизнедеятельности, т. е. познания, деятельности, общения и игры. В связи с этим развитие одаренности дошкольника связывается с формированием социальной компетентности, которая во многом определяет раскрытие потенциальных возможностей ребенка за счет его активного вхождения в социум.
Одним из вариантов решения жизненных и практических задач, по мнению А. Гогоберидзе, может стать выбор в качестве интегративной единицы достижений ребенка его компетентность. Компетентность дошкольника есть результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры и, что чрезвычайно важно, самого субъекта.
В дошкольном возрасте целесообразно выделять социальную компетентность, т. е. способ деятельности, обеспечивающий вхождение ребенка в социум и реализацию его личности на достаточно высоком уровне,- способ, который позволяет достичь хороший результатов в освоении социальных норм, культурных ценностей и в отношениях с окружающими людьми. Социальная компетентность дошкольника предполагает формирование таких компетенций:
Личностная
Приобретаемые умения - умения осознавать свое Я относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относится к себе, осуществлять и понимать свою позицию.
Формируемые качества — Субъективная активность, творческая инициатива, самопознание, самоизменение, саморазвитие, социальный опыт.
Познавательная
У Приобретаемые умения - умения анализировать, сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самооценку на предметном уровне, решать творческие задачи.
Формируемые качества - любопытство, любознательность Познавательный интерес, познавательная активность, усидчивость, произвольность, самостоятельность, креативность.
Ценностно-смысловая
Приобретаемые умения — умения выполнять обязанности, ухаживать за животными, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к людям, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции.
Формируемые качества - социальный опыт, социальная активность, доброта, честность, милосердие, трудолюбие, ответственность.
Коммуникативная
Приобретаемые умения -умения сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
Формируемые качества - коммуникативность, взаимопонимание, взаимоподдержка, дружелюбие, вежливость, эмпатия, сотрудничество, толерантность.
Общекультурная
Приобретаемые умения - умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых.
Формируемые качества - аккуратность, вежливость, бережливость, чистоплотность, самопознание, самостоятельность.
Развитие компетенций обеспечивает становление у дошкольника социальных позиций «Я в обществе», «Я и общество».
На этой основе происходят качественные изменения в личностно- смысловой сфере ребенка, что обеспечивает дальнейшее развитие мотивации мотивационной готовности к раскрытию внутренних задатков и способностей, рефлексии усвоенных знаний и собственной деятельности, системности знаний, средств и приемов деятельности, что определяет его общекультурное, духовно-нравственное, творческое развитие.
Социальная компетентность дошкольника — это приобретаемые им компетенции, необходимые для вхождения в общество (познавательные, общекультурные, коммуникативные, физические, ценностно-смысловые, личностные, ценные для его последующей жизни умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, привыкать к саморегламентации своей активности, ее согласованию с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему формируется социальный опыт и социальная зрелость, развиваются скрытые потенциальные дарования. Личность ребенка дошкольного возраста рассматривается как развивающийся социокультурный феномен, нуждающийся в постоянной поддержке и развитии склонностей и задатков, которые проявляются именно в данном возрасте и накладывают отпечаток на всю жизнедеятельность. Творческие потенциальные возможности, природные качества ребенка дошкольного возраста развиваются лишь в результате целенаправленного воздействия через создание образовательного пространства ДОУ, направленного на вхождение ребенка в социум, где он проявляет свои способности, дарования.