Наталия Высоцкая
Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: Слушание классической музыки на музыкальных занятиях
(парциальная программа О. П. Радыновой
«Музыкальные шедевры», из опыта работы)
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детского сада общеразвивающего вида №11» с. Сватково Сергиево-посадского р-на Московской области
Высоцкая Наталия Владимировна
Публикация «Слушание классической музыки на музыкальных занятиях (из опыта работы по программе О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“)» размещена в разделах
Музыка. какой разной она бывает: ласковой, нежной, грубой, злой, спокойной, умиротворенной и взволнованной. Музыка может повышать настроение, раздражать и доводить до слез, а может наоборот улучшить плохое настроение, успокоить, развеселить, например: дети пришли с прогулки - они возбуждены, и чтобы их привести в такое состояние, чтобы они могли воспринимать материал, который я им лаю на занятия, то я провожу первым слушание, соответственно подбираю для этого произведение. Или же наоборот, чтобы как-то пробудить ото сна можно провести музыкально-ритмические движения, а можно дать слушание^ но опять таки учитываю состояние детей и соответственно подбираю репертуар, например: чтобы детей успокоить, дать для слушания : П. Чайковского «Ноктюрн», Ф. Шуберта «Аве Мария», Вивальди «Зима», или же наоборот, произведения с более ярко выраженным контрастным по настроению характером, Р. Шумана «Порыв», «Дед Мороза», Баха «Шутку» и т. д.
Музыка, как и люди, может появиться и исчезнуть со временем, состариться и умереть. И даже умереть молодой, а может прожить вечно и тогда эта музыка становиться шедевром. Почему, когда человек слушает музыку не остается равнодушным, она всегда вызывает какие-то чувства и эмоции. Да потому, что музыка -это интонационное искусство, через интонацию она выражает огромное богатство эмоций, центром которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик музыковедения Б. В. Асафьев подчеркивал связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в речи, как и в музыки, есть определенный тонус звучания, который он назвал речью чувств, состояния тонового напряжения. Б. В, Асафьев отмечал, что в каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций, что в музыке разных времен существовал свой интонационный словарь эпохи.
Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив, у него еще не сложились интересы, привычки, вкусы. Именно сейчас - в дошкольном возрасте у детей формируются представления о красоте, И очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто мог показать, рассказать, что музыка бывает не только развлекательная, но и та настоящая которую человечество отобрало: сохранило и донесло до нашего времени.
Я очень рада, что отношусь к тем людям, которые дают возможность детям изучать наследие мировой культуры. По программе О. П, Радыновой, я работаю тринадцатый год, а с ее книгой «Слушаем музыку» все мы знакомы еще раньше, но там рекомендации только для старшей и подготовительной группы. Уже тогда, сравнивая репертуар, рекомендуемый программой Васильевой и репертуар Рады новой, я пришла к выводу, что, давая детям слушать классическую музыку, добиваюсь большего успеха в развитии эмоциональной отзывчивости, внимания, воображения, образного мышления, развития речи (обогащение словарного запаса).
Вся работа нашего сада основывается на образовательной программе «От рождения до школы», а также парциальной программе «Экология в детском саду» Николаевой С. Н., и «Добрый мир» Шевченко Л. Л.
Ведь не секрет, если ребенок будет здоров и у него будет хорошее настроение, то он успешнее и эмоциональнее воспримет окружающий мир. На своих занятиях я использую еше и парциальную программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
Детям с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Поэтому уже впервой младшей группе я даю для слушания музыку П. И. Чайковского, Майкапара, Шуберта, Шумана. Ведь образ деревянного солдатика, лошадки, мотылька, они могут передать и в движении. Детям среднего возраста доступны более сложные произведения такие как: Дюкамен Л. К «Кукушка», С. Майкапар «Раздумье»,С. Прокофьев «Раскаяние». когда они могут не только определить характер, настроение, но и слышать изобразительность, а потом все это передать в рисунках. Слушая и сравнивая «Шутку» Баха, «Юмореску» Чайковского,
«Скерцо» Чайковского и «Юмореску» Щедрина дети сравнивают разные оттенки шутливого настроения (добродушную шутку, насмешливую или злую) и они говорят, что добрая шутка- это хорошо, а вот сарказм, издёвка- это обидно, и что дразниться, обзываться, злорадствовать - плохо. И, действительно, в группе дети стали более по доброму относиться к друг другу. В старшей и подготовительной группах дети могут ответить на вопрос: «Как музыка рассказала? О том или ином образе», например: при сравнивании произведений: Чайковского «Зимние утро», Г. Григ «Утро», дети давали полные ответы на мои вопросы: сколько инструментов звучало, какие, где происходило действие, какое настроение в музыке, и потом все свои эмоции они перенесли на лист бумаги.
Развивая эмоции, интересы, мышление, вкусы ребенка я формирую основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культуры, именно в детстве накапливается опыт деятельности, от которого В целом зависит их последующее музыкальное и обшее развитие. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни. С воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Дети имеют ограниченное представление о чувствах человека проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. После того как дети прослушали «Болезнь куклы» Чайковского3 воспитатели больше не увидели кукол лежащих на полу; прослушав «Подснежник» Чайковского дети стали более бережно относиться к цветам.
Все слова-характеристики как «нежное», «задумчивое», «мягкое», «колючее» - это всё слова образы и применять их по отношению к музыке детям затруднительно, т. к. они привыкли к другим значениям. Например: «колючая иголка» или «мягкая подушка» или «светлая бумага» и т. д. Тогда я придумала такую подсказку: на маленьких карточках нарисовала (графически) разные
образы. кактус, туча, солнце смеётся, солнце грустит, мячик, подушка, снежинка, лента и т. д,. Слушая музыку, дети смотрят на карточки и подбирают образные характеристики, например. Мусоргский «Слеза», подходят карточки: солнце грустит, дождик, туча и т. д., потому что когда капает дождик, то хочется плакать, настроение грустное, печальное, ненастное, плаксивое и т. д. Таким образом,я помогаю обогатить, расширить словарный запас детей.
Вспомним замечательные слова В. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца., объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке»,
Б. М. Теплов доказал факт сопровождения музыки двигательными реакциями (вокализация, мелкие движения пальцев и т. д.)» поэтому движения очень хорошо и успешно использовать как прием активизирующий осознание детьми характер мелодии, качество звуковедения, средств музыкальной выразительности, например: при слушании Грига «Утро» дети показывали руками как восходило солнце, как первые лучики скользили по горам, просыпались птицы, деревья, цветы. Когда слушали Д. Кабалевского «Ёжик» дети пальцами показывали, какие у ёжика колючие иголки; К. Сен-Сане «Слон» они расхаживали по залу как слоны, тяжело ступая, но не топая.
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю- узнаю; когда делаю-запоминаю». Таким образом, ребёнок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания, например: Если только прослушать «Деревянных солдатиков» Чайковского, дети могут запомнить и композитора, и произведение, но если они прошагают, как солдатики, то через движения музыка
останется у них в сердце.
Конспекты, которые предлагает О,П. Радынова, объединяют различные виды музыкальной и художественной деятельности - слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, изобразительное творчество, театрализацию, пение. Моя задача активизировать детей, чтобы они выражали свои впечатления от музыки, прежде всего в музыкально-ритмических движения, а также в оркестровке, инсценировках, театрализациях, рисовании - в различных видах музыкальной и художественной деятельности. Что бы дети накапливали положительный эмоциональный опыт её восприятия и творческой деятельности. В этом мне помогает образовательная программа «От рождения до школы» Веракса, в которой предусмотрены комплексные занятия.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации-способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Накопление опыта впечатлений детства это важно не только для музыкальной, но и обшей культуры.