Приложение МААМ

Доклад на тему «Воспитание ловкости у старших дошкольников»

Татьяна Ермакова
Доклад на тему «Воспитание ловкости у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

Воспитание ловкости у старших дошкольников

По мнению специалистов в области физического воспитания дошкольников, ловкость – это показатель уровня двигательного опыта, а его перенос в игровую и самостоятельную деятельность наиболее характерное проявление данного психофизического качества.

Публикация «Доклад на тему „Воспитание ловкости у старших дошкольников“» размещена в разделах

Мы выделяем три группы упражнений, оптимально способствующих воспитанию ловкости у старших дошкольников :

1. Упражнения, способствующие обогащению двигательного опыта детей: на развитие координации, с использованием необычных исходных положений, с изменением скорости или темпа выполнения движения, «зеркальное» выполнение упражнений с предметами.

2. Упражнения на расслабление: с произвольным расслаблением мышц, с быстрым чередованием напряжения и расслабления мышц.

3. Упражнения в статическом и динамическом равновесии.

Обучение движениями, основанное на закономерностях формирования двигательных навыков, осуществляется по методике поэтапного овладения ими. Первый этап обучения – первоначальное разучивание двигательного действия; второй этап – его углубленное разучивание; третий этап – закрепление и совершенствования двигательного действия.

На этапе первоначального разучивания детям демонстрируется чёткий, безукоризненно правильный образец движения в целом, затем происходит подетальный показ выполнения движения в более медленном темпе с пояснением последовательности всех составляющих его элементов.

При таком подетальном показе счё т не используется: он не создаёт необходимой предварительной ориентировки. Воздействовать словом на сознание дошкольников лучше, используя пространственную терминалогию (вверх, вниз, вперёд, назад). Затем следует практическое выполнение движения в целом – дети самостоятельно воспроизводят его, слушая указания воспитателя. Таким образом они проверяют сложившийся у них образ движения, а взрослый следит за тем, как они поняли задание.

Эти приёмы обеспечивают образование временных связей в коре головного мозга и способствуют сознательному запоминанию последовательности элементов, объединению их в целостной, объединению их в целостный двигательной образ с опорой на мышечные ощущения, то есть формированию представления о движении. Если воспитатель замечает несоответствие между образцом и тем, как дети выполняют движения, он вносит коррективы посредством объяснения или повторного показа. Успех начального этапа формирования двигательных навыков определяется в том числе тем, создано ли у детей эмоционально положительное настроение.

Чтобы создать у старших дошкольников представления и о структуре движения, и о технике его выполнения, целесообразно сочетать наглядные и совместные приёмы; при этом последним стоит отдавать предпочтение: они повышают не только скорость овладения двигательным навыкам, но и качество выполнения движения. Сочетание же зрительного восприятия со словесной инструкцией способствует активизации у детей представлений, осознанию предстоящих двигательных действий.

На данном этапе осознанно, по словесной инструкции смогли выполнить движения лишь несколько детей группы. Почему? Быстрота усвоения нового связана с особенностями нервной системы дошкольников. Что не позволяет ребёнку выполнить упражнение правильно? Несоразмерность движений, их несоответствие пространственно-временным характеристикам, наличие «лишних» движений, а также напряжение мышц, не участвующих в данном двигательном действии. Иначе говоря, на данном этапе обучения на проявление ловкости влияют тип нервной системы ребёнка и его индивидуальные особенности. На втором этапе обучение – этапе углубленного разучивания решаются задачи уточнения техники, правильности выполнения деталей движения, постепенного исправления имеющихся ошибок. Учитывая механизм образования условных рефлексов, воспитатель старается в сознании и мышечном ощущении ребёнка восстановить последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений.

Согласно исследованиям, в процессе сознательного повторения упражнения у детей постепенно развивается дифференцированное торможение, повышается роль второй сигнальной системы. Иррадиация возбуждения в коре головного мозга постепенно сменяется всё большей её концентрацией. Возбуждение устремляется к нервным клеткам, которые соответствуют характеру раздражителя. Одновременно все мешающие ребёнку движения постепенно затормаживаются, «отпадают», закрепляются только те, которые соответствуют показу или подкрепляются словом воспитателя.

С учётом физиологического механизма, лежащего в основе постепенного усвоения разучиваемого движения, отбираются соответствующие методические приёмы. Воспитатель обращает внимание ребёнка на правильность выполнения двигательных действий, поощряет его, предупреждает возможные ошибки, направляет и корректирует действия детей, обращая особое внимание на точность выполнения движения.

Сначала дети стремятся выполнить упражнение сразу после показа, не дослушав указания воспитателя. Объяснение этому видится нам в преобладании наглядных, методов и приёмов обучения в ущерб словесным, в сформировавшейся у детей привычке выполнять движение по образцу.

Двигательные действия на данном этапе обучения детям уже знакомы, поэтому при выборе методов и приёмов учитывается сложность каждого движения. Простые по содержанию и структуре движения воспитатель только напоминает, не прибегая к последнему показу. Более сложные движения требуют показа в сочетании с пояснениями.

В некоторых случаях к показу привлекаются дети. Воспитатель объясняет последовательность отдельных элементов и подчёркивает необходимость точности их выполнения.

Этап углубленного разучивания требует различных методов и приёмов, которые должны активизировать мыслительную деятельность ребёнка, его представления о структуре движения и способствовать осознанию техники. Для закрепления упражнения дети должны выполнить последовательность его выполнения и рассказать, как оно выполняется. Обозначение словом двигательных действий повышает эффективность обучения, способствует осознанию последовательности их выполнения, что исключает механическое воспроизведение.

Важность осознания последовательности движений обусловлена тем, что возможностями нашему мышления гораздо богаче возможностей опорно-двигательного аппарата.

Когда есть точный мысленный план движений, то мышцам и суставам гораздо легче выполнить то, что запрограммировано в головном мозге – аппарате мышления.

Итак, применение описанных выше методических приёмов помогает полноценно воспринимать разные способы выполнения движений, создаёт точное представление о каждом из них, позволяет осмыслить и технически правильно выполнить упражнение. По мере совершенствования двигательного навыка, его автоматизации исчезает необходимость в уточнении последовательности выполнения физических упражнений, пространственного положения частей тела.

На третьем этапе – на этапе закрепления и совершенствования двигательного навыка - задача педагога заключается в том, чтобы не только развить уже приобретённые навыки, но и стимулировать детей детей к самостоятельному выполнению движения и создать возможность для его творческого применения как в играх, так и в повседневной жизни.

С учётом уже имеющегося у детей опыта и освоенной техники выполнения упражнений воспитатель предлагает им с его помощью выполнить творческие задания, внести изменения в известное упражнение, скомбинировать из знакомых элементов новое движение или придумать своё, оригинальное упражнение.

В процессе изучения и выполнения упражнений с использованием указанных выше методов и приёмов у детей складывается и уточняется идеомоторный образ движения, устанавливается взаимосвязь между контролирующей частью (кора головного мозга) и исполняющей (опорно-двигательный аппарат).

Наличие представлений о физических упражнениях, осознание структуры движения и пространственного расположения частей тела, знание терминологии помогают детям описывать упражнения, самостоятельно использовать, двигательные навыки в подвижных играх и повседневной жизни.

Что же касается ловкости, то наблюдается положительная динамика её развития: по слову движение выполняют все дети; при этом более половины могут объяснить последовательность его элементов, быстрота усвоения нового у всех на одном уровне, координация движений улучшилась, однако по-прежнему носит индивидуальный характер. Значительно расширяет фонд двигательного опыта детей.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Оздоровление детей дошкольного возраста» Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчетности 2010/2011 Повышение уровня компетентности родителей в воспитании детей.

Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на тему «Воспитание ловкости у старших дошкольников»
Опубликовано: 22 марта 2014 в 17:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на тему «Воспитание ловкости у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ермакова (УИ 110525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД