Юлия Невская
Доклад «Основы социально-личностной готовности дошкольника к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдавая ребёнка в школу, все родители, так или иначе, задаются вопросом «созрел» ли ребёнок для школы, достаточно ли он готов к процессу школьного обучения.
Хотя детский сад, и начальная школа работают по своим отдельным программам воспитания и образования, эти родственные образовательные институты должны представлять собой единое целое на пути ребёнка к «школьной зрелости», для реализации мягкого, плавного и безболезненного перехода ребёнка из детского сада в начальную школу.
Публикация «Доклад „Основы социально-личностной готовности дошкольника к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Как правило, дети, не готовые к процессу обучения, освобождаются от школы сроком на один год (в исключительном случае на два года) и посещают подготовительные дошкольные учреждения или остаются в детских садах. Но временное освобождение от школы помогает только некоторым детям.
Задача подготовительной группы детского сада заключатся в том, чтобы подготовить детей, достигших школьного возраста, и готовых к школьному обучению через год. Педагогическая поддержка в детском дошкольном учреждении должна ставить перед собой следующие цели: ориентироваться на обучение в школе, но не дублировать программу первого класса; использовать игровые формы обучения; обеспечивать усвоение необходимых для обучения в начальной школе умений и навыков, а также формировать навыки социального поведения. Последняя целевая установка как раз и является ведущей в формировании социально-личностной готовности ребёнка к школе.
Кроме этого, на социально-личностный аспект школьной зрелости оказывает существенное влияние и общественная обстановка, те изменения, коснувшиеся семьи, условий детства, экологических условий, а также и проблема эмигрантов, не владеющих в должной мере языком страны.
Дошкольное детство на современном этапе характеризуется рядом особенностей:
- Во-первых, увеличение количества семей с единственным ребёнком.
- Во-вторых, высокий процент разводов родителей, что вызывает у детей страх потери, растущее количество семей с одним родителем.
- В-третьих, возросшее количество семей с одним работающим родителем или, наоборот, занятость обоих родителей и недостаточное внимание к ребёнку.
- В-четвёртых, условия жизни, при которых телевидение, видео и компьютеры становятся своеобразными «няньками» для растущего ребёнка; пассивное потребление информации, подаваемой с помощью современных технических средств, что подменяет собой жизненный опыт и ведёт к искажённому восприятию действительности.
Толкование понятия «готовность к школьному обучению» не было стабильным для отечественной педагогической мысли. В разные периоды этот термин трактовался по-своему. Так, вплоть до 1960-х годов бытовало мнение о том, что развитие ребёнка – это лишь результат процессов созревания, которые протекают относительно независимо от влияния социальной среды (например, семьи или детского сада).
В 1960-е годы понятие «готовность ребёнка к школе» сменяет понятие «способность к обучению в школе», что явно подмечает и изменение самого подхода к проблеме «школьной зрелости». Новая концепция опиралась не на возрастную зрелость ребёнка, а на возможность его развития в процессе школьного обучения. Предполагалось, что на развитие ребёнка сильное влияние оказывают качество и разнообразие импульсов, полученных им в дошкольном возрасте. И способность ребёнка к обучению в школе рассматривалась в тесной взаимосвязи с ранним детским и дошкольным развивающим опытом. Следствием этого явилось создание неоправданно оптимистических программ раннего развития: детей должны были заранее готовить к школе, например, с помощью дошкольных тестов. Сторонники этой позиции исходили из того, что трудности, возникающие в начале обучения, будут сглаживаться прежде всего за счёт лучшей подготовленности к школьным требованиям. Руководствоваться при этом следовало программой планового раннего развития в дошкольном учреждении.
Уже вскоре ожидания, связанные с этой программой, не оправдались. Понятие «способность к обучению в школе» было определено как взаимодействие когнитивных, мотивационных и социальных предпосылок у ребёнка. К когнитивным предпосылкам были отнесены, в частности, способность к оптической дифференциации, память, сформированность понятий, понимание языковых ситуаций, их содержания, количественные представления. К мотивационным предпосылкам – готовность прилагать усилия и прилагать выдержку, способность к концентрации внимания и самоуправлению. И, наконец, к социальным – способность к взаимодействию с детьми, умение отодвигать на задний план собственные желания и потребности и согласовывать их с интересами группы, способность самостоятельно выполнять работу и расставаться с родителями на период занятий.
Существует несколько подходов к определению «школьной зрелости». Одни специалисты считают достаточным критерием определённую ступень морфологического развития (например, смена молочных зубов, другие связывают готовность с умственным развитием, и, наконец, третьи считают обязательным условием готовности определённый уровень личностного развития ребёнка.
Важным показателем при определении физиологической готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. У детей старшего дошкольного возраста мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще недостаточно. Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.
Второй компонент – психологическая готовность. И третья составляющая готовности к школьному обучению – социально-личностная готовность ребёнка, которая во многом связано с психологической школьной зрелостью.
Генез личности в дошкольном возрасте включает начало процесса формирования разного рода отношений к социальному окружению, к различным видам деятельности, что означает появление новообразований в плане общего развития. В их первоначальном виде развиваются доброта, справедливость, ответственность и другие нравственные качества. Дети начинают различаться по степени выраженности у них того или иного качества. Индивидные свойства и характеристики личности и субъекта деятельности начинают выступать в старшем дошкольном возрасте в качестве регуляторов поведения, деятельности и поэтому фиксируются как самими детьми, так и их родителями, а также воспитателями детского сада.
В дошкольный период появляется отчетливо выраженная направленность на школу, включающая положительное отношение к ней, заинтересованность процессом обучения и познания, интерес к знаниям, желание стать школьником, что означает формирование нового специфического комплекса, включающего в себя характеристики личности и субъекта учебной, познавательной, коммуникативной, трудовой деятельности.
Сформированность необходимых социально-личностных предпосылок учебной деятельности является, на наш взгляд, важнейшим критерием при определении уровня готовности ребёнка к школе в целом.
На процесс формирования социально-личностной готовности к школе влияет отношение близких взрослых к учению как к важной деятельности, влияет отношение других детей, «сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими, т. е. стремление ребёнка к новому социальному положению».
Состояние дезадаптации, в котором находятся многие учащиеся начальных классов, учёные и связывают, прежде всего со слабо выраженной социально-личностной готовностью к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. А значит будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знание определённых норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке). Наибольшие сложности, как правило, связаны с детьми, не посещавшими детского сада, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками невелик.
На формирование социально-личностной готовности к школе оказывает влияние и осознание ребёнком своей социальной роли. Дошкольник к семи годам уже хорошо усваивает свои основные социальные роли : он – сын или дочь, воспитанник детского сада, друг или подруга и т. д. И ребёнок действительно дома ведёт себя иначе, чем в детском саду, а приятелем не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для разных субкультур, имеющих в данном обществе свои системы ценностей, нормы, традиции. Но если взрослый человек может свободно и осознанно принять ту или иную роль, понимая возможные последствия своих действий и принимая всю полноту ответственности за результат, то ребёнку ещё только предстоит этому научиться.
Принятие или неприятие роли, серьёзность её исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризуют человека как личность. А личность – это отдельное человеческое «Я», индивидуальность. Осознание самого себя приходит к человеку через отношение к нему других людей. Выделение собственного «Я», становление самосознания, как отмечает Т. Д. Пашкевич, «у ребёнка начинается с реакции на других людей, их улыбку, жесты», что происходит уже с самого раннего детства и что позволяет говорить о том, что социально-личностная готовность к школьному обучению начинает формироваться с самого раннего детства.
Однако в отличие от раннего детства к семи годам между ребёнком и взрослым возникают новые взаимоотношения, поскольку их связь значительно ослабевает и видоизменяется. Несмотря на то, что ребёнок уже может действовать самостоятельно, без посторонней помощи, у него сохраняется потребность в совместной деятельности со взрослыми, стремление непосредственно участвовать в их жизни. Не имея возможности принимать участие во всех её сторонах, ребёнок начинает подражать взрослым, воспроизводить их действия, поступки и взаимоотношения в игровой форме. На рубеже дошкольного возраста взрослый начинает выступать для ребёнка в качестве образца, чем определяется не только развитие морально-волевой сферы ребёнка-дошкольника, но степень сформированности социально-личностной готовности к школе.