Получи документы

Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста

Надежда Чернышова
Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад ст. Плавица Добринского района Липецкой области

(МАДОУ д. сад ст. Плавица)

Доклад на тему:

Тема: «Особенности обучения конструированию из строительного

материала детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

воспитатель

Чернышова Н. В.

Плавица-2016. г

Публикация «Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из самых значимым и увлекательным детской продуктивной деятельности является- конструирование из строительного материала. Конструирование является практической деятельностью, которая направлена на получение определенного результата, заранее задуманного продукта.

В процессе конструирования у детей возникают обобщенные представления. Они узнают, что многие предметы в окружающем составляют однородные группы предметов, которые объединены одним понятием: мосты, транспорт, здания и др. Их величина и форма частей разные, но основные части остаются одними и теми же. Структурированность такого рода представлений помогает детям войти в мир социального мира. У детей формируется целостное и единое представление о социальном и предметном мире.

На занятиях, когда происходит сам процесс конструирования дети запоминают верные названия деталей строительного конструктора (кирпич, брусок, цилиндр, конус и т. д., узнают об особенностях геометрических тел, учатся верно различать в словах названия направлений.

Конструирование из строительного материала - это такая форма деятельности, в котором ребенку обеспечен успех. Но к сожалению, сегодня конструированию из строительного материала выделяется незначимое место в занятиях с ребёнком, а конструктор из дерева- очень редко встречается в наборе детских игрушек. Исходя из опыта воспитателей, провести такое занятие в условиях дошкольного образовательного учреждения очень непросто. Детей в группах сейчас очень много. и каждому ребенку выделить необходимое количество разных деталей совершенно трудно. В группах раннего возраста и младших группах дети строят по образцу воспитателя или вместе с ним, и количество деталей используется минимальное.

1. Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста.

Программа конструктивной деятельности предполагает в группе младшего возраста только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию рекомендуют наборы кирпичиков, пластин и трехгранных призм,кубиков, строительного материала, а также строительные наборы.

Сначала малышей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной, с вариантами расположения на плоскости (кубик лежит, стоит, дают представление о том, что устойчивость предмета определяется его расположением на плоскости. Необходимо показать и разъяснить детям, что форма деталей обусловливает их конструктивные свойства. Например, все стороны кубика одинаковы, поэтому он устойчив в любом положении, и его можно ставить на любую грань. Грани кирпичика не одинаковы: две боковые грани значительно больше двух других боковых граней, поэтому кирпичик, поставленный на широкую грань, более устойчив, чем кирпичик, поставленный торцом.

Неустойчивость и не устойчивость разных деталей можно продемонстрировать так: расставить несколько кирпичиков (10-15 шт.) на торцевых гранях друг за другом с промежутком, равным половине длины кирпичика, потом тихонько толкнуть последний кирпичик так, чтобы он упал на самый первый, и делать это до тех пор, пока не упадут все кирпичики.

В последствии воспитатель начинает обращать внимание детей на потребность заранее выбирать материал с учетом его конструктивных свойств. Обучая малышей возведению разных построек, он дает детям объяснения, зачем необходимо использовать эти, а не другие детали, как их нужно располагать и почему. Например, башенку лучше строить из кубиков, тогда она будет высокой и прочной, а лесенку - из кирпичиков, положенных на широкую грань, тогда она будет прочной и удобной для ходьбы.

На третьем году жизни дети учатся сооружать простейшие постройки, располагая их по разному на плоскости: кирпичики, выложенные по горизонтали, - дорожки, поезд, забор для животных; кубики, поставленные один на другой, - башенка, лесенка; кубики в сочетании с кирпичиками -диван, стол, стул, мост, горка, гараж.

Дети учатся верно называть предметы строительного материала (цилиндр, кирпичик, кубик, понимать и правильно употреблять слова (высокий - низкий, широкий - узкий большой - маленький, длинный - короткий); верно выполнять словесные указания (сними, поставь, убери, разбери, принеси, положи и т. д.).

Ребенок постигает такие технические приемы работы со строительным материалом : располагает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд, накладывает 3-5 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка, перекрывает пространство (загородка, забор, домик, строит несложные перекрытия (гараж, заборчик, горка, мост, доми).

Нужно добиваться, чтобы дети одну и ту же постройку возводили разными способами : кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков (больших и маленьких для большой и маленькой кукол, домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться маленькая куколка.

Нужно добиваться аккуратности в работе детей, укладывать детали четко, чтобы, например, сторона одного кирпичика укладывалась на стороне другого, а не выступала над ней. При этом воспитателю необходимо, иногда предложить ребенку самому проверить, как уложены все детали, и хвалить, за то, что постарался, был внимательным и поэтому все хорошо получилось.

В начале учебного года занятия проводят подгруппами из четырех-шести человек. Затем состав подгрупп изменяют до 10-12 человек, а со второй половины года уже занятия проводят со всей группой сразу.

Постройки, с помощью которых проводят обучение с детьми способам конструирования, должны быть очень простыми. Необходимо, чтобы дети старались выполнить их аккуратно, запоминали приемы конструирования и затем могли использовать их в своих играх.

Нужно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики – в зеленые, кирпичики - в красные и т. д.). Необходимо обращать внимание детей на сочетание цветов в постройке (стены домика зеленые, крыша красная; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).

На первых двух-трех занятиях у малышей воспитывают умение располагать кирпичики, пластины в ряд на плоскости, выкладывая дорожки, линии.

Опираясь на представления, полученные детьми во время прогулок, воспитатель предлагает им построить из пластин узкую короткую или узкую длинную дорожку для пешеходов. В это же время воспитатель строит домики, к которым будут подходить дорожки, и показывает, как нужно укладывать пластины. На последующем занятии дети получают задание выложить из кирпичиков или пластин длинную широкую дорогу для автомашин.

Цель таких занятий - научить детей четко соединять детали, выстраивая их в стройную линию, и учитывать (но еще не называть) пространственные признаки «короткий -длинный», «узкий -широкий». (Ребенку нужно давать не менее десяти-двенадцати кирпичиков и четырех-шести пластин.)

Наиболее сложный вид построек – это мебель. Сначала каждый предмет мебели выполняется отдельно и в различных вариантах. Потом малышам предлагают построить две-три постройки сразу (стол и стулья, стол и диван и т. п.).

Содержание предстоящей работы детям уже знакомо, поэтому занятие строится так : потому как тематика повторяется, малыши рассматривают образцы, уточняют, из каких деталей они построены, и затем самостоятельно выстраивают их. Способы выполнения действий и их последовательность воспитатель показывает лишь тогда когда, малыши не могут справиться с заданием самостоятельно. Для обыгрывания построек детям дают посуду, лоскутки кукол (куклы спят, куклы сидят, и т. п.).

На следующем занятии дети возводят башню с домиком для животных из трех-четырех кубиков (ставят кубики друг на друга и сверху кладут трехгранную призму). Затем дети строят лесенку из нескольких кубиков или кирпичиков, упражняясь в сооружении построек в высоту. Эти приемы закрепляются при сооружении горки, для постройки которой нужны шесть кубиков и большая трехгранная призма. Из кубиков строиться лесенка, к ней приставляется призма (скат). К скату пристраивают дорожку из трех-четырех кирпичиков или одной-двух пластин.

Когда дети освоят приемы конструирования перечисленных построек так, чтобы воспроизводить их по слову воспитателя, можно научить малышей строить мост из двух кубиков, двух малых призм (скаты) и пластины (перекрытие). Воспитателю нужно показать, как необходимо выбрать правильное расстояние между двумя кубиками: для начала нужно положить пластину на столе в том же направлении, в каком будет располагаться мост, потом к одной длинной стороне пластины, но с двух концов приставить кубики так, чтобы они не выходили за ее края; затем необходимо поднять пластину и положить на кубики. Для игры с постройкой детям нужно предложить маленькие машинки и фигурки людей или животных.

2. Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала

Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Главное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса сооружения постройки.

Методика конструирования по образцу основывается на том, что воспитатель показывает малышу образец постройки, а только потом учит приемам сооружения не сложных конструкций из не большого количества деталей. Это конструирование заключает в себе действия на основе повторения, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

Предварительно перед тем как начать обучать детей приемам создания постройки, воспитатель знакомит малышей с настоящим предметом, показывает, из каких частей он состоит, подробно объясняет их назначение. Например, рассматривая во время прогулки горки воспитатель обращает особое внимание малышей на то, что у горки есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.

Сначала воспитателю необходимо заинтересовать детей. Подвести к объекту, рассмотреть его, так как ребенок раннего возраста, как правило, не, воспринимает предмет целиком, а замечает лишь немногие детали, чем-то заинтересовавшие его. После этого воспитатель выделяет части постройки (у домика - стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какая у них форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Затем воспитатель останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд).

При обследовании должна соблюдаться последовательность соответствовать последовательности возведения постройки. Детям в последствии легче будет конструировать.

Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

Возведение постройки, хотя и подчиненно при этом игровой задаче, является объектом специального внимания воспитателя. Он обязан вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их воспроизводить. Эта помощь может быть осуществлена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель корректирует постройку, достраивает ее сам в том случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или расстроен, что не получилось самому построить.

При выполнении постройки детьми воспитатель наблюдает за тем, чтобы они точно выполняли постройку по образцу, верно отбирали материал и правильно его использовали; ребенку, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Но если воспитатель замечает неточности, общие для многих детей, то следует повторно объяснить и показать те или иные способы и приемы.

В конце каждого занятия воспитателю необходимо показать детям, как обыграть данную постройку, и уделить для этого несколько минут (2-3 мин). И хотя иногда игрушки отвлекают детей от самого процесса конструирования, именно в обучении младших дошкольников их необходимо использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом воспитателю нужно сказать: «Сегодня вы будете строить для своих куколок кроватки - в них они будут спать» («Сейчас мы построим башенку с домиком для животных, они будут там жить,» и т. п.). Необходимо, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.

Особый интерес к конструированию у детей возникает тогда, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам, сказки, стихи, потешки («Сделаем стол и стулу для Маши из сказки «Маша и медведь»).

После занятия необходимо систематически показывать и напоминать малышам, как разбирать постройки и укладывать материал на место (начинают разбирать постройку сверху, детали сначала группируют на столе - кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем поочередно убирают в ящики стола, на полки). Работа эта приучает детей к порядку, помогает точнее запомнить названия деталей, способствует сенсорному развитию.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Значимым является эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Фотоотчет о НОД по конструированию из строительного материала «Мосты» в подготовительной к школе группеФотоотчет о НОД по конструированию из строительного материала «Мосты» в подготовительной к школе группе Цель: развитие навыков конструктивной деятельности Задачи: образовательные задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении,.

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возрастаКаталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста Конструирование во второй младшей группе тесно связано с игрой. Используя игрушки и игровые ситуации, дети учатся применять строительные.

Конспект НОД по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе на тему «Машины»Конспект НОД по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе на тему «Машины» Конспект НОД по конструированию. в подготовительной к школе группе Цель: создать условие для представления о различных машинах и их функциональном.

Конспект занятия по конструированию из строительного материала «Домики для зверей» в старшей группеКонспект занятия по конструированию из строительного материала «Домики для зверей» в старшей группе Цель. Формировать умение создавать замысел и реализовывать его. Задачи. Развивать у дошкольников интерес к конструированию из строительного.

Конспект занятия по конструированию из строительного материала «Постройка по замыслу»Конспект занятия по конструированию из строительного материала «Постройка по замыслу» Конспект занятия по конструированию из строительного материала «Постройка по замыслу» Программное содержание: Развитие элементарных конструктивных.

Конспект занятия по конструированию из строительного материала в группе раннего возраста «Строим дом в городе»Конспект занятия по конструированию из строительного материала в группе раннего возраста «Строим дом в городе» Цель: развитие элементарных конструктивных навыков; научить самостоятельно выбирать строительный материал; продолжать развивать воображение,.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности обучения конструированию из строительного материала детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2022 в 00:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД