Папки-передвижки

Консультация «Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей»

Светлана Кирилюк Николаева
Консультация «Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей»

Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей

Содержание

Введение

Психофизиологические особенности леворукого ребёнка

Основные проблемы, связанные с леворукостью у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Особенности подготовки к школе леворуких детей

Заключение

Список используемой литературы

Интернет-ресурсы

Введение

Публикация «Консультация „Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей“» размещена в разделах

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Актуальность проблемы исследования определяется недостаточной изученностью причин феномена леворукости с точки зрения социальных, биологических, психологических аспектов и практической востребованостью технологий эффективной коррекции. Именно поэтому на сегодня актуальна необходимость проведения специальной работы по адаптации леворуких детей к школьному обучению. Начало школьного обучения совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких – тем более, ведь им ещё и нужно приспосабливаться к «праворукому» миру. И нам, педагогам, необходимо чётко осознавать, как необходимо вести себя с таковым ребёнком, как правильно организовать его деятельность, на что обратить внимание, чтобы помочь дошкольнику адаптироваться на следующем этапе развития – в школе.

Целью нашей работы является теоретическое изучение особенностей подготовки леворуких детей к обучению в школе с учётом их психофизиологических особенностей.

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть психофизиологические особенности леворуких детей;

Охарактеризовать основные проблемы леворуких детей дошкольного и старшего школьного возраста;

Постараться раскрыть особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей.

Полученные в ходе работы знания могут быть использованы как педагогами, работающими с леворукими детьми, так и их родителями. А это, в свою очередь, поможет преодолеть таким детям многие трудности, порождаемые необходимостью адаптироваться в «праворуком» социуме.

1. Психофизиологичекие особенности леворукого ребёнка

Леворукость — преобладание в развитии и функции левой руки над правой, обычно врожденное. Различия правой и левой рук при выполнении движении являются прямым отражением неравнозначности и специфичности двух полушарий мозга – правого и левого. У праворуких людей преимущественно левое полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких людей эта функция принадлежит правому полушарию.

Следует помнить, что преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его центральной нервной системы.

Психофизические особенности :

плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;

речевые нарушения. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;

особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;

сложно концентрировать и переключать внимание.

Эмоционально-психологические особенности :

повышенная эмоциональная чувствительность;

ранимость;

быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;

высокий уровень креативности;

ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;

раздражительность и обидчивость;

подверженность различным страхам (боязливость);

низкий уровень самоконтроля;

пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);

конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);

сонливость;

повышенный уровень тревожности;

эстетическая впечатлительность.

2. Основные проблемы, связанные с леворукостью у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе.

Согласно исследованиям М. М. Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.

Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания. Почему?

В период адаптации к школе для ребенка трудно все: следующие друг за другом новые уроки, значительная статическая нагрузка, незнакомые дети, что осложняется характерологическими чертами леворукого ребенка. Этот комплекс отрицательных воздействий школы осложняется нецелесообразным переучиванием, что нередко ведет к появлению ранних детских неврозов. Насильственное переучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но и нарушением психического благополучия детей. Новый коллектив, новые друзья, новые требования – это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого – тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия.

Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов.

Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. И исследователи, и родители, и педагоги часто подчеркивают склонность леворуких детей к уединению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения и воспитания ребенка. Это прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.

Однако следует оговориться: лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых мы отмечаем задержку речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левой зоны коры головного мозга, будут испытывать трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения, у них также будут неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.

Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения : в детском саду или при приеме в школу.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

Сниженная способность зрительно - двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.

Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».

Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно.

Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа.

Кроме того, левши вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, а все остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой левша вынужден жить, а значит, левши находятся в менее благоприятных, чем правши, условиях существования.

Итак, леворукий ребенок может иметь при обучении немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

3. Особенности подготовки к школе леворуких детей

Необходимость индивидуально-психологического подхода к леворуким детям – одно из проявлений гуманизации образования и воспитания. Неучет данного фактора приводит к достаточно значительным изменениям в психофизиологии левшей.

Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики, фонематического слуха, речи.

При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Обучая и развивая леворукого ребенка, следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью.

Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребенка особое внимание нужно уделять развитию движений руки. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т. п.

Учить ребенка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта.

Большинство дошкольников левшей еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в определении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка следует просить поворачиваться спиной к остальным детям при выполнении необходимых действий.

При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.

Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ – раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовке руки к письму используют такие приемы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.

При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребенку выбрать положение руки во время письма. Есть две манеры леворукого письма : первая (более распространенная) – рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой (под строкой, а лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо; вторая (инвертная) – кисть повернута к груди пишущего, рука и ручка находятся над строкой, лист бумаги наклонен влево. Леворукий ребенок должен сам избрать удобную ему манеру письма. В дальнейшем, при обучении в школе леворукого ребенка, учитель должен снизить требования к каллиграфии. Допустимо вертикальное написание букв или их наклон влево.

Во время проведения занятий воспитатель, а потом и учитель в школе, должны обращать внимание на правильную посадку при письме: сидеть прямо, не касаясь грудью стола, голова слегка наклонена вправо, ноги упираются в пол, руки лежат на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигается по строке, правая - придерживает лист.

Карандаш или ручку левши держат как и в правой руке – она кладется на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживается верхней фалангой большого пальца, а указательный палец ложиться сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика. Для облегчения ориентировки в сторонах листа помечают цветным карандашом левую сторону листа и объясняют ребенку, что здесь начинается строка. Можно выделять левую руку ребенка, надевая часы, браслет, это создаст у ребенка дополнительную зрительную опору.

Обучая и воспитывая леворукого ребенка нужно помнить, что ни в какой ситуации он не должен чувствовать негативное отношение к леворукости. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.

Заключение

Итак, действительно феномен леворукости изучен ещё недостаточно полно, однако на основе уже существующих исследований в этой сфере можно сделать вывод, что на сегодня актуальна необходимость проведения специальной работы по адаптации леворуких детей к школьному обучению.

Изучив особенности леворуких детей, проблемы подготовки их к обучению в школе, мы пришли к тому, что при подготовке к школе для успешной адаптации следует учитывать необходимость психологической и коррекционной помощи со стороны родителей, педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой многоуровневой и всесторонней помощи леворукий ребенок сможет успешно адаптироваться в школьную среду.

Необходимость индивидуально-психологического подхода к леворуким детям – одно из проявлений гуманизации образования и воспитания. Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо родителям, чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.

Список используемой литературы

Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007г., с. 132

Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18 февраля 2013 года) / под общ. ред. Л. М. Попова, Н. М. Швецова. – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2013. – 331 с.

Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома : как определить левшество; помогаем хорошо учиться. – М. : Эксмо, 2010. – 160 с.

Ледяева, Е. В. Обучение леворуких детей как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е. В. Ледяева // Вестник Мордовского университета. Серия «Психологические науки». – Саранск, 2011. – № 2. – С. 227 – 231.

Интернет-ресурсы

https://mosi.ru/ru/conf/articles/evstafeva-oyu-psihologicheskaya-podderzhka-levorukih-detey-doshkolnogo-vozrasta

https://manme.ru/psixologiya/levorukost-kak-psixologo-pedagogicheskaya-problema.html

https://vzm3.detsad.27.ru/files/uploads/formirovanie_graficheskogo_navyka_u_levorukikh_det.doc

https://www.levshei.net/

Публикации по теме:

Психологические аспекты подготовки ребенка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Использование метода проектов как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» Р. Эмерсон. В своем опыте педагогической деятельности с.

Консультация «Психологическая готовность родителей и детей к обучению в школе» Психологическая готовность родителей и детей к обучению в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый.

Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Подготовка к школе в детском саду — это содержательный, индивидуально ориентированный.

Презентация «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к обучению в школе» В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность - основное из условий существования системы.

Презентация «Характеристика деятельности детей в период подготовки к обучению в школе» Слайд 1. Приветствие Слайд 2. Дошкольный возраст — один из самых значимых периодов жизни, когда от пассивного, созерцательного взаимодействия.

Семинар на тему «Использование метода сказкотерапии в процессе психологической подготовки детей к обучению в школе» г. Сергиев Посад, 20.04.2016г Сказкотерапия - воспитательная система, органичная внутренней природе человека. Сказкотерапия является самым.

Консультация «Важность подготовки ребенка к школе» в подготовительной группе Проблема подготовки детей к школе всегда актуальна. Все понимают нужность предшкольного образования, но не все важность. Остался позади.

Трудовое воспитание — важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет.

Экскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. ФотоотчетЭкскурсия как форма подготовки дошкольников к обучению в школе. Фотоотчет Экскурсия – как форма подготовки дошкольников к обучению в школе Лучше всего для дошкольника – настоящая экскурсия по школе, с возможностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности подготовки к обучению в школе леворуких детей»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 16:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД