Лучший педагог года

Педагогическая деятельность в условиях специализированного дома ребенка

Ольга Лебедева
Педагогическая деятельность в условиях специализированного дома ребенка

«Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд…возвышается до

творчества»

М. Горький.

В доме ребенка проживают дети с различными нарушениями развития, всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Поэтому именно на сотрудников дома ребенка возложена ответственность за их гармоничное развитие.

В связи с этим основной целью педагогической деятельности в доме ребенка является создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физиологических качеств ребенка.

Публикация «Педагогическая деятельность в условиях специализированного дома ребенка» размещена в разделах

Данная цель позволяет сформулировать общие задачи педагогической деятельности :

- поиск оптимальных путей повышения качества воспитания и обучения детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей;

- создание благоприятной для развития детей предметно-развивающей среды;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- осуществление сотрудничества со всеми специалистами дома ребенка, направленного на развитие детей.

Проведена работа по оптимизации интегративного взаимодействия со специалистами дома ребенка по планированию работы, направленной на развитие детей на основе активного общения, взаимодополнения, сотрудничества и сотворчества.

Резервные возможности взаимодействия специалистов дома ребенка уже имеются – изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволяют выстроить схему интегрированного взаимодействия, устанавливают меру личной ответственности всех участников, создают атмосферу заинтересованности в результатах труда.

Одна из основных задач всего учреждения в целом – это максимально приблизить уровень развития ребенка к возрастной норме и обеспечить движение воспитанников в учреждения образования или в семью. В связи с этим одним из качественных показателей педагогической, медицинской и социальной деятельности учреждения является взаимодействие всего персонала дома ребенка в единой системе. Поэтому так необходимо конструктивное взаимодействие педагогов, узких специалистов и медицинского персонала дома ребенка. Для успешного взаимодействия специалистов важно поддерживать положительную психологическую атмосферу внутри учреждения. В связи с этим в доме ребенка регулярно проводятся семинары, собрания, медико-педагогические советы, организуются совместные мероприятия, например, в виде конкурсов.

В основе результативности педагогической работы дома ребенка лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Для этого, в первую очередь, важно, чтобы образовательная программа учреждения отвечает современным требованиям. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в педагогической деятельности дома ребенка. Отсюда возникает потребность в новом научно-методическом обеспечении, соответствующем современным требованиям в сфере системы образования.

Свою работу педагоги дома ребенка строят творчески, регулярно повышают и совершенствуют уровень профессиональной компетентности через изучение научно-методической литературы, курсы повышения квалификации, знакомство с инновационным опытом коллег как внутри дома ребенка, так и других специализированных и дошкольных учреждений.

Педагоги дома ребенка планируют занятия, игры и другие виды деятельности с учётом специфики данного учреждения и групп нервно-психического развития детей.

В работе с детьми постоянно реализуется индивидуальный, комплексный и дифференцированный подход к развитию личности ребенка с учетом его особенностей, потенциальных возможностей на основе личностно-ориентированного взаимодействия.

Квалифицированные специалисты дома ребенка направляют остальных педагогов в их профессиональной деятельности. Это знакомство педагогов с современными требованиями к планированию своей профессиональной деятельности, современными образовательными технологиями и методиками, без использования которых снижается качество воспитательно-образовательной работы.

Это, в первую очередь, такие технологии, как:

1) Технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку (Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, К. Роджерс). С помощью технологии сотрудничества педагогами реализуется принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый-ребенок».

2) Игровые технологии, так как игровые приемы, используемые в различных видах деятельности, повышают интерес и мотивацию к обучению, в игре ребенок учится общаться с миром, начинает лучше понимать его.

3) Здоровьесберегающие технологии, целью которых является укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому педагоги свою работу в этом направлении выполняют в сотрудничестве с медицинским персоналом, т. е. укреплять физическое и психическое здоровье своих воспитанников, используя разнообразные методы и приемы. Например: четкое соблюдение режима дня; регулярное проведение утренних гимнастик; упражнения на снятие нервного напряжения у детей, на развитие эмоциональной сферы; точечный массаж по А. А. Уманской; пальчиковую гимнастику; дорожки здоровья; игровой массаж по А. А. Уманской и К. Динейке «Поиграем носиком»; босохождение; проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по графику; купание в сухом бассейне; воздушные ванны в облегченной одежде по рекомендациям врачей и т. д.).

4) Технология уровневой дифференциации и индивидуализации является обязательным моментом в педагогической деятельности в доме ребенка, так как здесь необходимо планировать свою деятельность с учетом специфики данного учреждения и групп нервно-психического развития детей.

Воспитательно-образовательная работа с детьми строится с учетом образовательных потребностей каждого ребенка, индивидуальных и возрастных особенностей, с учетом уровня нервно-психического развития детей, которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования, проводимого в начале учебного года, а также по мере поступления нового воспитанника в дом ребенка. Опираясь на результаты диагностирования, педагоги выстраивают маршрут индивидуальной воспитательно-образовательной работы, определенный прогноз, делят детей на подгруппы, в зависимости от уровня их развития по тому или иному направлению, следят за динамикой развития. Составив четкое представление о воспитанниках, осуществляют индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строят график работы, планируют индивидуальную работу с каждым из них.

Разделив детей на группы нервно-психического развития, планируется работа с каждой из групп с учетом их индивидуальных различий (их склонностей, интересов, состояния здоровья, темпов развития и т. д.). Таким образом, педагоги осуществляют в своей деятельности дифференцированный подход.

Одним из важных моментов в реализации основной цели педагогической деятельности является совершенствование предметно-развивающей среды, соответствующей современным требованиям. Поэтому среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную активность детей. Предметно-игровая среда группы организована так, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Таким образом, постепенное совершенствование предметно-развивающей среды в группе носит личностно-ориентированный характер и направлено на обеспечение каждому ребенку развития его способностей, понимания собственных физических и психических возможностей. Это согласуется с целями и задачами педагогической деятельности в доме ребенка.

Благодаря совершенствованию и оснащению предметно-развивающей среды уровень психологической атмосферы в группе более комфортный, у детей будет более оптимистичный и позитивный настрой. Если в свободной деятельности дети дружно играют, позитивно контактируют друг с другом, умеют договариваться друг с другом, тогда в группе царит атмосфера доверия и непринужденности так необходимая им.

Таким образом, эффективность педагогической деятельности, направленной на развитие воспитанников дома ребенка, заключается в тесном взаимодействии и сотрудничестве всех специалистов дома ребенка, в постоянном совершенствовании и внесении инноваций в педагогический процесс, в самообразовании и творческом развитии самих педагогов, а самое главное, в создании у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности, ведь мы для них самые близкие люди. Как говорил великий педагог В. А. Сухомлинский: «…Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним, можно сравнить с блужданием в потемках».

Публикации по теме:

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка» Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Доклад на педсовете «Значение развивающих игр в познавательно-речевом развитии детей в условиях реализации ФГОС» Одним из важнейших разделов дошкольной педагогики является познавательно - речевое развитие и он направлен на умственное развитие ребенка.

Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.

Доклад «Профориентация несовершеннолетних в условиях центра» «Слава в руках труда» - говорил Леонардо да Винчи. И был прав. Ведь от того, как успешен будет в труде человек, зависит вся его жизнь. А.

Доклад «Влияние сюжетно-ролевой игры на личность ребенка». «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях введения ФГОС»III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях введения ФГОС» 23.03.2016 года в МБДОУ № 13 «Рябинушка» г. Железногорск, Красноярский край состоялась III Педагогическая мастерская «Формирование профессиональной.

Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.

Педагогическая мастерская «Технология проектирования в работе музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС» Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической.

Развитие навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Развитие коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Дошкольный возраст – уникальный период.

Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая деятельность в условиях специализированного дома ребенка
Опубликовано: 11 октября 2016 в 18:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД