Папки-передвижки

Педагогическая диагностика

Кильчичакова Людмила Михайловна
Педагогическая диагностика
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад в рамках педагогического совета по теме : Педагогическая диагностика (по критериям) и мониторинг в работе воспитателя (занятость детей во внеурочное время, дополнительное образование участие в конкурсах, мероприятиях различного уровня, профилактика негативных состояний за 2018-2019уч. г.

».

Воспитатель Кильчичакова Л. М. Дата 20.05.2019

Публикация «Педагогическая диагностика» размещена в разделах

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в

результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития.

Развитие личности детей с недостатками умственного развития, воспитание у них положительных черт характера – одно из важнейших направлений в коррекционно – развивающей работе учителей и воспитателей специальных коррекционных школ.

Развитие личности умственно отсталого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.

Под уровнем воспитанности подразумевается соблюдение всех норм и правил социального поведения. Рассматривая уровень воспитанности, мы должны учитывать уровень развития таких нравственных качеств личности, как гуманность, вежливость, духовность, честность, способность к сопереживанию.

Критерии уровня воспитанности выступают с одной стороны, в качестве диагностического инструмента, с другой – являются обучающей основой для саморазвития и самообучения реб нка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Критерии уровня воспитанности детей с ОВЗ:

1. Параметры мониторинга по выявлению уровня развития личности воспитанников.

2. Параметры мониторинга по выявлению уровня сформированности трудовых умений и навыков и выявление иждивенческой направленности.

Проводя диагностические процедуры с целью выявления индивидуальных психологических особенностей, использую работы Е. Д. Худенко.

Методики по диагностике уровня воспитанности предложены Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция», под руководством Е. Д. Худенко и модифицированные специалистами «Специальной (коррекционной) школы-интерната» (Шпаловой Л. А., Маслий А. Г., Сенокос О. В.)

Мониторинг воспитанности составляется исходя из результатов на начало и конец года по 5-ти бальной шкале.

(1-низкий, 2(25%) – ниже среднего, 3(50%) – средний, 4(75%) – выше среднего, 5(100%) – высокий)

Параметры мониторинга по выявлению уровня развития личности воспитанников:

Ведущие черты Признаки и уровни, формирующихся качеств

личности

Отношение к учебе 5. Учится охотно, стремится получать прочные знания, способствует

активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно

помогает товарищам;

4. Учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, но под

контролем педагогов и наставников или только по интересующим его

предметам, помогает товарищам лишь по поручению или просьбе;

3. Учится не в полную меру сил, сам не проявляет интереса к учению,

требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей;

2. Не проявляет особого интереса к приобретению знаний,

познавательная активность крайне низкая, школьную программу

усваивает слабо;

1. Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует.

1. Груб и эгоистичен.

Отношение к младшим 5. Добрый, заботливый, охотно помогает, кто нуждается в его помощи,

отзывается на просьбы младших товарищей, организует полезные дела;

4. Добрый, заботливый, отзывается на просьбы младших товарищей, но

самостоятельно не организует полезные дела;

3. Помогает младшим товарищам, если поручает педагог;

2. Не всегда уважительно относится к младшим, требует контроля со

стороны педагогов, посильную помощь оказывает неохотно;

1. Недоброжелателен, груб с младшими товарищами, посильную помощь

не оказывает.

Отношение к своим 5. Чувствует ответственность за свои проступки, соблюдает

проступкам общепринятые нормы поведения, побуждает к этому товарищей;

4. Чувствует ответственность за свои проступки, но не требует этого от

других;

3. Чувствует ответственность за свои проступки лишь под давлением

взрослых и только после специального разъяснения;

2. Чувства ответственности за свои проступки не имеет, использует

нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко

задумывается над необходимостью работы над собой;

1. Не отвечает за свои поступки, неуравновешен, часто использует

нецензурную лексику, неуважителен и несдержан в выборе средств

самовыражения.

Отношение к 5. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, разъясняет

проступкам товарищей необходимость соблюдения норм поведения среди товарищей;

4. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, но

инициатором соблюдения общепринятых норм поведения сверстниками

не выступает;

3. Чувствует ответственность за поступки своих товарищей, только после

специального разъяснения и по требованию взрослых;

2. Часто равнодушен к поступкам своих товарищей;

1. Не чувствует ответственности за проступки своих товарищей, сам

нарушает общепринятые нормы поведения.

Отношение к 5. Бережет школьное имущество, всегда старается привести его в

имуществу школы порядок, побуждает к этому других;

4. Бережет школьное имущество, помогает приводить в порядок

школьное имущество (мебель, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности, не

побуждает к этому других;

3. Не портит школьное имущество, равнодушен по отношению к тем, кто

портит школьное имущество;

2. Не бережет школьное имущество, наблюдаются случаи порчи

школьного имущества;

1. Не бережет школьное имущество, при случае, не задумываясь портит

его.

Отношение к личному 5. Бережлив, аккуратен, всегда содержит свои личные вещи в порядке,

имуществу способствует развитию этих качеств в товарищах;

4. Бережлив, аккуратен, содержит свои личные вещи в порядке, по

просьбе педагога побуждает к этому других;

3. Не всегда аккуратен, бережно относится к личному имуществу,

если чувствует контроль со стороны педагога;

2. Неаккуратен, небережлив, требует контроля со стороны педагога;

1. Неаккуратен, небережлив, допускает порчу личного имущества.

Дисциплинированность 5. Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в

повседневной и учебной ситуации, требует этих качеств от других;

4. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но

не требует хорошего поведения от других;

3. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и

контроля со стороны взрослых или товарищей;

2. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны

педагогов и товарищей, слабо реагирует на внешние воздействия;

1. Нарушает дисциплину, даже при наличии требований со стороны

педагогов и товарищей, не реагирует на внешние воздействия;

Коллективизм 5. В коллективе явный лидер, легко контактирует с окружающими, умеет

создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в

коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых;

4. В коллективе лидер, умеет находить контакт с окружающими,

поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко

выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди

большинства воспитанников;

3. Неровен в отношениях с окружающими, может стать источником

межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные

отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого

количества воспитанников;

2. Конфликтен, часто безразличен к состоянию взаимоотношений в

коллективе, уважением среди сверстников практически не пользуется;

1. Часто осложняет отношения в коллективе, безразличен к их состоянию,

не способен к адекватному анализу ситуаций, уважением в коллективе не

пользуется.

Активность 5. Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных

мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач,

стремится к вовлечению одноклассников в общественно значимые

мероприятия;

4. Ответственно относится к порученным заданиям, но безынициативен,

не старается проявлять организаторские способности;

3. Активность в делах коллектива ситуативна, организаторские

способности развиты слабо, не стремится довести начатое дело до конца,

старается не участвовать в общественно значимых мероприятиях;

2. Пассивен. Характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель»,

«зритель»;

1. Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто

мешает выполнению поставленных задач.

Организованность 5. Самоорганизован, всегда правильно распределяет свою работу

по времени и выполняет е согласно плану;

4. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок

выполняет свою работу;

3. Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу,

только если за каждый е этап надо отчитываться;

2. Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени;

1. Не умеет распределять свою работу по времени, тратит время

зря.

Настойчивость 5. Умеет ставить перед собой цель и всегда добивается выполнения

намеченного, даже если требуются длительные усилия, не

отступает перед трудностями;

4. Может поставить перед собой цель, старается выполнить

намеченное, даже если при этом встречаются трудности;

3. Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его

выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий,

доводит начатое дело до конца под контролем взрослых;

2. Не способен ставить перед собой цели, очень редко доводит до

конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными

трудностями;

1. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток

выполнить намеченное.

Честность 5. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами,

призна тся в своих поступках, говорит правду и тогда, когда ему

это невыгодно, требует честности от других;

4. Верен своему слову, правдив с педагогом, товарищами, может

признаться в своих поступках, но не требует этого от других;

3. Выполняет данное обещание при наличии требований со

стороныпедагогов и товарищей;

2. Часто говорит неправду ради собственной выгоды, не всегда

выполняет обещания, не сразу призна т свои ошибки;

1. Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно, нечестен,

обманывает старших.

Скромность 5. Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг;

4. Иногда, по просьбе, рассказывает о своих действительных

достижениях, достоинствах;

3. Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных

достижениях, достоинствах;

2. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень

малое участие, к чему имеет мало отношения;

1. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными

достоинствами.

Справедливость 5. Активно борется с тем, что считает несправедливым;

4. Не всегда борется с тем, что считает несправедливым;

3. Редко выступает против того, что считает несправедливым;

2. Не добивается справедливости;

1. Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

Вежливость 5. Все поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям;

4. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;

3. Часто бывает невежлив и нетактичен;

2. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры;

1. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и в

общении со старшими, в ссоре оскорбляет других, грубит.

Аккуратность 5. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, всегда одет опрятно,

подтянут;

4. Содержит в надлежащем порядке свои вещи, следит за своим внешним

видом;

3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг

себя, иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым;

2. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих вещей;

1. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в

надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив.

Общительность 5. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и

отдыхать с другими;

4. Как правило, с удовольствием общается с людьми;

3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей;

2. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;

1. Замкнут, необщителен.

Воздержание от 5. Вредных привычек не имеет, способствует искоренению

вредных привычек вредных привычек у товарищей, внимательно прислушивается к

советам взрослых;

4. Вредных привычек не имеет, но безразличен к имеющимся

вредным привычкам товарищей, способствует искоренению

вредных привычек у товарищей, прислушивается к советам

взрослых;

3. Имеет вредные привычки, но может преодолеть свои негативные

наклонности, прислушивается к советам взрослых;

2.. Имеет вредные привычки, пассивен в работе над собой, редко

прислушивается к советам взрослых;

1. Имеет стойкую зависимость к вредным привычкам, не понимает

последствий вредных привычек, не прислушивается к советам взрослых.

Параметры мониторинга по выявлению

уровня сформированности трудовых умений и навыков и

выявление иждивенческой направленности:

Формируемые навыки Признаки и уровни, формирующихся качеств

Знания о профессиях 5. Имеет разносторонние знания о профессиях и способен

распространенно рассказать о них;

4. Способен перечислить пять-шесть профессий и рассказать

об их особенностях;

3. Называет четыре профессии и может определить их

характерные черты;

2. Может назвать две-три профессии, но затрудняется о них

рассказать;

1. Не имеет представления о профессиях.

Понимание значения труда в 5. Хорошо сформировано представление о значении труда в

жизни жизни человека, самостоятельно и осознанно применяет

данные знания в своей жизни, оказывает помощь педагогу в

распространении данных знаний среди одноклассников;

4. Имеет представление о значении труда в жизни человека,

способен применить данные знания в практической

деятельности;

3. Имеет некоторые представления, но не всегда применяет

данные знания в практической деятельности;

2. Слабо владеет знаниями о значении труда в жизни

человека, требует контроля со стороны педагогов;

1. Не владеет знаниями о значении труда в жизни человека,

не применяет данные знания, даже под контролем педагога.

Мотивация к труду 5. Всегда охотно трудится, предлагает свою помощь,

контроль взрослого не требуется;

4. Трудится с желанием, проявляет инициативу, но

необходим эпизодический контроль взрослого;

3. Трудится по настроению, необходим контроль взрослого;

2. Желание трудиться возникает крайне редко, краткосрочно, эпизодически;

1. Не желает трудиться, коррекционные мероприятия воздействия не имеют.

Простые навыки трудовых 5. Прочно владеет трудовыми навыками, способен

операций самостоятельно выполнить элементарные трудовые

операции, умело организует труд других;

4. Владеет трудовыми навыками, может выполнить простые

трудовые операции, но других на общественно полезный

труд не организует и не побуждает;

3. Владеет трудовыми навыками, но самостоятельности при

выполнении, даже простых трудовых операций, не

проявляет;

2. Трудовыми навыками владеет слабо, требуется

постоянный контроль со стороны педагога, даже при

выполнении простых трудовых операций;

1. Не владеет трудовыми навыками (даже элементарными);

Отношение к труду и 5. Понимает общественную значимость труда, проявляет

исполнению бытовых дел интерес к нему, самостоятельно ориентируется во всех

бытовых ситуациях, всегда сам применяет трудовые умения

и навыки на практике, оказывает помощь другим;

4. Понимает общественную значимость труда, проявляет

интерес к нему, ориентируется во всех бытовых ситуациях,

способен применить, имеющиеся трудовые умения и

навыки, в практической деятельности;

3. Готов к бытовому и производственному труду, но

интереса и активности в труде не проявляет, трудится при

наличии соревнований, требований со стороны педагогов и

товарищей;

2. Участвует в трудовых операциях без особого желания,

слабо ориентируется во всех бытовых ситуациях, требует

постоянного контроля со стороны взрослых;

1. Участие в труде не принимает, не участвует в полезных

делах даже по принуждению, не владеет, даже

элементарными, бытовыми навыками.

Выполнение поручений 5. Выполняет поручения взрослых сознательно,

старших добросовестно, проявляет творчество, делает любое дело

своевременно, бескорыстно, добровольно;

4. Всегда ответственно относится к выполнению поручений

взрослых, выполняет поручение бескорыстно, своевременно,

но проявляет творчество только тогда, когда интересно;

3. Выполняет поручения, когда напомнят или после

предъявления требований педагогов, делает вс кое-как;

2. Выполняет поручения взрослых, когда это ему выгодно

или обещана награда, не всегда ответственно относится к

выполнению поручения, не доводит начатое дело до конца;

1. Уклоняется от выполнения поручений, забывает, если

бер тся за дело, то делает кое-как, неряшливо,

безответственно.

Навыки самообслуживания 5. Владеет навыками самообслуживания прочно, не требует

контроля со стороны педагогов;

4. Владеет навыками самообслуживания, но выполняет по требованию педагогов;

3. Навыки самообслуживания развиты слабо, к их развитию не стремится;

2. Навыки самообслуживания развиты крайне слабо, требуется постоянный контроль со стороны педагогов;

1. Совершенно не владеет навыками самообслуживания.

В работе с трудными детьми и детьми с низким уровнем воспитанности

воспитателям следует придерживаться следующих психолого – педагогических рекомендаций.

1. Единообразие требований всех педагогов, работающих с трудными детьми. Для этого коррекционную работу с детьми необходимо строить с учетом мнения каждого педагога, чтобы предъявлять к учащимся единые требования.

2. Адекватность требований. Соответствие требований возможностям ученика.

3. Обеспечение эмоционального комфорта воспитаннику.

Нежелательно, чтобы воспитанник воспринимал воспитателя как чужого человека, настроенного против него. Поэтому важно педагогу воспринимать трудных детей такими, какими они есть, спокойно, проявлять сдержанность при каждом новом негативном высказывании и поступке.

4. Усиление контроля.

В нем особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется всеми средствами вызывать у подростков чувство раскаяния трудного ребенка за содеянное. Необходимо реже прибегать к наказаниям, чаще использовать такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация чувства огорчения за поступки учащегося. Отказ от похвалы.

5. Поощрение активности.

Рекомендуется загружать гиперактивных и неорганизованных детей полезной и увлекательной работой, не оставляя им свободного времени для безделья.

6. Избегать приклеивания ярлыков.

Пересмотр воспитателем своих негативных суждений о трудных воспитанниках как о неисправимых, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по преодалению своих недостатков в поведении, общении.

7. Использовать похвалы и поощрения. Трудных школьников хвалят за все: улучшение учебы, поведения, за творческие усилия.

8. Применение наказания в ограниченных, но необходимых случаях.

Формирование нравственных положительных привычек у детей с ОВЗ должно строится на уважении личности ребенка, умении педагога операться на его положительные качества. Педагог должен убедить ребенка в том, что при желании и старании он сможет стать настоящим воспитанным человеком.

Решение проблемы повышения уровня воспитанности школьников обеспечивает подготовку ее воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.

внеурочное время Одно из важных мест в системе занятости во принадлежит развитию творческих способностей и социальной активности учащихся через организацию досуговой деятельности. Детям предоставляется возможность реализации своих интересов и потребностей, развития индивидуальных способностей, общения, самовыражения и самореализации в среде сверстников.

Учащиеся принимают активное участие в деятельности школы, выступают на общешкольных мероприятиях,, как День знаний, Новый год, 23 февраля, 8 марта,Чыл пазы. что способствует сплоченности классного коллектива, позволяет ребятам раскрыть свои творческие способности. В совместной работе над мероприятиями формируются навыки сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самореализации.

На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

Результатом работы является положительная динамика умений и навыков детей по всем направлениям коррекционно-воспитательной работы: трудовых навыков, навыков самообслуживания, основ жизнеобеспечения, охраны здоровья, физического и творческого развития учащихся нашей школы.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Диагностика выполнения программы в малом бассейне Диагностика выполнения программы в малом бассейне Определение физической подготовленности учеников в воде в рамках программы по обучению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая диагностика
Опубликовано: 2 октября 2022 в 21:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая диагностика» (включая файлы) размещена пользователем Кильчичакова Людмила Михайловна (УИ 3060412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД