Получи документы

Доклад по патриотическому воспитанию «Культура мордвы»

Татьяна Суслина
Доклад по патриотическому воспитанию «Культура мордвы»
▼ Скачать + Заказать документы

Культура мордвы. ]

1. Ювелирное дело.

Важное место в духовной жизни мордовского народа занимала художественная обработка изделий из цветных металлов – ювелирное дело. Это самое древнее занятие мордовских умельцев. Золотоордынское правление явилось тормозом в развитии этого ремесла на территории расселения мордвы.

Временный упадок ювелирного дела имел ряд причин. Вопервых, с приходом монголов практически полностью прекратились торгово-экономические связи с регионами, откуда в мордовский край ввозился цветной металл. Во-вторых, приток иноязычного населения на эту территорию вызвал значительные изменения как в экономический, так и в духовной жизни населения. Потребности и пристрастия людей стали иными.

Публикация «Доклад по патриотическому воспитанию „Культура мордвы“» размещена в разделах

Заметно сократился и ассортимент ювелирных украшений. Среди головных украшений вместо налобных венчиков и височных подвесок появились накосники- пулокерь, которые стали занимать в мокшанском костюме особое место. Это украшение имело вид длинной конусовидной трубки, свернутой из луба. Внутрь трубки вкладывалась деревянная палочка или железный стержень с прядью волос. Снаружи футляр очень плотно обматывался бронзовой или серебряной проволокой. Другим видом головного украшения служили серьги, которые изготавливались техникой ковки и имели форму знака вопроса.

Изменения затронули формы и способы производства сюльгам. На смену «усатым» пришли небольшие застежки с расплющенными концами, с выпуклыми прямоугольной формы лопастями, украшенные гравировкой (ювелирная техника, когда узоры вырезаются). В 15-16 в ювелирами изготавливались сьльгамы с треугольными лопастями. Для производства украшений применялись различные технологические приемы: литье, ковка, зернь (узоры выполняются с помощью напайки мелких металлических шариков, чернь (нанесение узоров на серебряных украшениях способом вытравливания отдельных их участков, скань (узоры выполняются с помощью напайки мелких металлических полосок).

Стало исчезать многообразие браслетов. Преимущество получили витые и плетеные из бронзовой или серебряной проволоки браслеты. Проволока при этом бралась двойная или тройная, или даже четверная. Концы украшались разноцветными стеклами в оправе. В конце 15 в появились браслеты в виде пластинок с гравировкой.

Сложным ювелирным украшением являлись мордовские перстни. Они, как правило. Состояли из круглой основы-дужки. на которую сверху приделывались щитки различной конструкции. Щиток украшался резным узором или имел оправу из разноцветного стекла.

На рубеже 17-18 в производство традиционных мордовских украшений, кроме сюльгамо, прекращается из-за появления большого количества дешевых промышленных изделий. Металлические украшения заменяются вышивкой и бисерным шитьем.

2. Вышивка.

Вышивка занимала у мордвы особое место и имела свои особенности. Узор –орнамент, приемы вышивания и сам материал нередко имели различия даже в соседних селах. Мордовки вышивали узор не по заранее нанесенному рисунку, а по счету нитей., т е они высчитывали количество нитей на самотканом холсте, наподобие того, как при вязании высчитывают количество петель.

Вышивка на мордовских рубахах была мелкой и плотной, она располагалась узкими дорожками по краям одежды, вдоль швов. Это делалось не только для украшения костюма, но и для того, чтобы обезопасить себя и близких от невидимых враждебных сил. Недаром многие узоры вышивки напоминают зубчатые контуры крыш домов (кудо конят) или квадраты засеянных полей. Иногда в рисунке вышивки угадывается схематичное изображение женщины в ладье (богиня воды Ведьавы –покровительница семьи).

Магическим и эстетическим свойствам одежды должен был способствовать и цвет нитей для вышивания. Основными тонами мордовской вышивки были оттенки красного и темно-синего цветов, которые дополнялись желтым, зеленым, коричневым. Использовавшиеся шерстяные нити окрашивались растительными красителями: отваром из корней и трав, почек, листьев, коры деревьев.

Инструменты, которыми пользовались мордовские вышивальщицы: иголка и швейка -кечказ. (морд. крючок). Стальной крючок с острым концом, которым свободно прокалывалась ткань. Нерабочий конец крючка присоединялся тесемкой к небольшому кармашку. Мастерица подлаживала кармашек под себя, зацепляла конец материи крючком и таким образом регулировала натяжение ткани. Работая над вышивкой или шитьем, она старалась делать ровные стежки. Ведь по ее работе окружающие оценивали умение и трудолюбие рукодельницы.

Мордовские женщины бережно хранили исконные приемы вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая ее. Вот почему по цвету и узору вышивки всегда можно определить, где она была выполнена.

3. Деревянная резь.

[/i]

Мордовский край издавна славился мастерами-резчиками. Дерево было и основным строительным материалом, и материалом для выделки орудий труда, мебели, утвари. Тонкий вкус и высокое мастерство позволяли мордовским плотникам и резчикам создавать самобытные резные украшения.

Резьба по дереву прошла длительный путь развития от несложных порезок с помощью ножа и топора до изящной, кружевной.

Контурная резьба выполнялась простым ножом и представляла собой схематичное изображение людей, предметов, а также различных геометрических фигур.

Для трехгранно-выемчатой резьбы обычно применялось долото. Им делались выемки в виде треугольников, из которых создавались различные фигуры. Наибольшее распространение получил зигзаг. Не менее распространенным мотивом являлся круг. Иногда круг делился на четыре, шесть или восемь частей и получалась розетка-символ солнца.

Очень своеобразна у мордвы резьба на донцах прялок, составлявших индивидуальную принадлежность каждой женщины.

Богатая резьба покрывала сундуки –пари, предназначались для хранения одежды. обычно изготавливались для невесты. Знаки нанесенные на стенки паря должны были обеспечивать молодоженам содействие добрых духов. Поэтому мастера-резчики наносили на такие сундуки несколько ярусов узора. В верхнем ярусе содержалось обращение к природным стихиям и их божествам. Резьба принимала форму косых порезов, изломанных линий, круглых розеток, треугольников. Узоры второго яруса были обращены к духам дома, это были фигурки людей (мужа, жены и их детей).

Мордовские резчики с большим мастерством вырезали столовую посуду.

Часто мордовские мастера вырезали фигуру коня или конскую голову, которые были олицетворением силы и достатка.

Резьба на предметах быта и орудиях прядения и ткачества послужила основой для деревянного узорочья дома. Украшались наличники окон и доски, которые предохраняли спилы бревен от попадания на них влаги. Лишь для оформления передней части дома делались более сложные розетки из ромбов и кругов с радиально расходящимися лучами.

Это искусство и традиции сохраняются и сейчас, от нас зависит их сохранение в дальнейшем. И пусть славная история предков, всегда будет служить для нас гордостью и источником силы в любых ситуациях.

Литература.

1. Научно-издательский прект «История и культура мордовского края». Под ред Н. М. Арсентьева. Саранск 2009.

2. «Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль программы дошкольного образования. /О. В. Бурляева и др/

Публикации по теме:

Яичко к Светлой Пасхе.Яичко к Светлой Пасхе. Пасхальные яйца из бисера – отличный подарок к светлому и доброму празднику Пасхи. Яйцами из бисера можно красиво украсить блюдо с куличом.

Выставка детского творчества «Мордовский костюм» (фотоотчёт)Выставка детского творчества «Мордовский костюм» (фотоотчёт) И снова здравствуйте, дорогие коллеги!Извиняюсь за столь длительное молчание и непосещение ваших блогов, на то были свои причины. Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад по патриотическому воспитанию «Культура мордвы»
Опубликовано: 20 октября 2014 в 22:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад по патриотическому воспитанию «Культура мордвы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Суслина (УИ 247462) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД