Папки-передвижки

Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста

Елена Владимировна Коновалова
Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста

Доклад по теме «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

Публикация «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Сформированность фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа способствует успешному обучению чтения и письма.

Чтобы развивать фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста необходимо решать следующие задачи:

1. Развивать способность слышать есть данный звук в слове или нет.

2. Развивать способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

3. Учить детей различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

4. Совершенствование речевого слуха.

К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико- фонематическим недоразвитие речи. А фонетико- фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Типичные нарушения фонематического слуха

Предметом анализа в данной работе явились фонематические ошибки дошкольников, под которыми понимались:

— искажения структуры слова;

— неправильное начертание буквы;

— нарушения основных правил графики.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы.

Итак, как же можно проверить фонематический слух?

Фонематических слух у дошкольников можно проверить с помощью речевых игр и упражнений.

Например:

1. «Найди и назови нужное слово»

Возраст : старший дошкольный.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Где обедал воробей? Хулиганам не до шутки,

В зоопарке у дверей. Если Рекс в собачьей дудке.

Землю роет старый кот, Много снега во дворе,

Под землёю он живёт. Едут танки по горе.

2. «Закончи слово»

Воспитатель предлагает ребенку закончить слово, опираясь на картинки (кошка, рак, лук, колобок, кабачок)

Ко. КАБАЧО…

РА… КОЛОБО…

ЛУ…

3. «Длинные, короткие слова»

4. Сколько звуков в слове

«Роза» «дом» «машина»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.

В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

• Наша речь состоит из предложений.

• Предложения состоят из слов.

• Слова состоят из звуков.

• Звук - это то, что мы слышим и произносим.

• Буква - это то, что мы видим и пишем.

• Звук на письме обозначается буквой.

В работе рекомендуется систематически использовать разные методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. Такие как, словесные игры, игры малой подвижности, фольклорные игры, и конечно дидактические игры. С помощью дидактических игр ребенок может приобретать и новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации

• В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр, как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет: во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разного уровня. Интерес детей к дидактической игре достигается различными приемами. Игра интересна ребенку только тогда, когда он самостоятельно выполняет в ней какие-то действия. В играх на развитие фонематического слуха используются различные задания, которые активизируют деятельность детей : поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; определить букву на ощупь и т. д. Оживляет интерес к игре и ввод новых вариантов, дополнительных заданий ( например: найти картинки на заданный звук и раскрасить их, элементов соревнования (кто быстрее выполнит задание, решит задачу, кто больше назовет предметов и т. д.). Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры должна быть положительной. Вот примеры некоторых дидактических игр, которые можно предложить детям в самостоятельной деятельности.

• Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши (топает ногой, хлопает себя по коленке, подбрасывает мяч.).

• Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

• Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

• Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

• Сложи звуки.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

• Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

• Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

• Шутки-минутки

Взрослый читает строчки из стихотворения, намеренно заменяя буквы в словах, ребенок находит ошибку и исправляет ее.

Хвост с узорами, сапоги со шторами

Тили-бом, тили-бом. Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,

там листочки в бочках спят.

Мальчишек рабостный народ

Коньками звучно режет мёд

• Угадай, что звучало

Проанализируйте бытовые шумы-скрип двери, звук шагов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц. Ребенок должен узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами и удерживать в памяти "голоса" предметов начиная от 1-2 до 7-10 за раз.

• Подбери рифму

ёлка-полка, конфета-газета, сначала по одному слову, затем попробуйте придумывать небольшие стихотворения

• Добавление недостающего слога

коле., поло., пар., каре. ,

• Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

• Деление слов на слоги, определение количества слогов (букв) в слове (слоге).

• Отстукивание ударного слога

• Выстукивание ритмических рисунков после однократного повторения (1-2-1, 2-1-1, 2-2-1, 1-2-2-1.)

“Что лишнее?”

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком. Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю ( указание: обрати внимание на первые звуки)

( например: бабочка, бант, заяц, бочка, кот, ель, козел, колобок, зонт, замок, шар, заяц).

Варианты игры : обратить внимание на последний звук (соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус); на количество слогов ( например: кот, мак, рак, лиса); на гласный или согласный звук начинается слово ( например: азбука, дерево, стол, медведь); на мягкий или твердый согласный начинается слово ( например: зуб, свеча, лампа, лиса);

“Внимательные руки”

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.

Ход игры : внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета).Варианты игры : определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине,конце слова, его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова.

“Путаница”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.

Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово ( например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т. д.)

“Подбери слог и закончи слово”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха. Задание: подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово ( например: ва-за,ня,ся,та; ро-за). Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

“Мячик-смягчитель”

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Ход игры : водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно ( например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т. д.)

“Составь слово по картинкам”

Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.

Ход игры : из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово (коза, облако, топор – кот; лимон, индюк, светофор, арбуз – лиса и т. д.)

Вариант: составить слово на слух, без картинок.

“Цепочка слов”

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ход игры : ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук { например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…} Вариант: можно использовать подбор картинок.

“Кубики”

Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.

Ход игры : играющие по очереди бросают кубики { два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них-слова.

“Найди слова в слове”

Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.

Ход игры : перед играющими, демонстрируется слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые слова”. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Таким образом, дидактическая игра является ценным средством формирования фонематического слуха. С помощью дидактической игры дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры Актуальность: Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей: социально.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры и игровые упражнения с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста Цель: знакомство педагогов с возможностями использования мяча в работе по развитию речи. Подготовительная работа: создание видеоролика.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры: Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель Лушникова Е. С. МБДОУ д\с№30 Консультация для родителей. Тема: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного.

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения» Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает.

Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 19:37
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД