МААМ-картинки

Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»

Елена Замураева
Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»

Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту. рождая непримиримость ко всему пошлому

В. А. Сухомлииский.

Мой опыт на тему «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста, через театрализованные игры и упражнения» обобщен в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада Лоб. Я работаю по программе «Ладушки» под редакцией И, Каппуновой и И. Новоскольцевой В дошкольном учреждении функционирует 4 группы. Я работаю музыкальным руководителем детского сада с 2000г.

Публикация «Опыт „Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения“» размещена в разделах

Актуальность.

Современная педагогика дидактической постепенно становится развивающей.

Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но

и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей

воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого

ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценивать роль родного языка, который

помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является

средством общения. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Чем

выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам»,

Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и

невербальные (мимика, жесты` поза) средства.

В ДОУ для развития выразительности речи необходимо создание

условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции,

чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично,

не стесняясь слушателей, Процесс развития дошкольника

осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с-

миром, поэтому мой девиз, над которым я работаю: «ЧУВСТВОВАТЬ,

ПОЗНОВАТЬ, ТВОРИТЬ»,

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального

развития дошкольника и обеспечивает эмоционально комфортное

состояние ребенка в референтных для него группах общения с взрослыми

и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа

ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного

содержания ЭМОЦИОНЗЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ. СПОСОбНОСТИ Ксопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской

деятельности, поведении, поступках.

Задача рЗЗВИТИЯ ЭМОЦИОНЗЛЬНОЙ ШЗЬПБЧИВОСТИ И гуманности РСШЗСТСЯ В

программе через усвоение детьми идеи единства всего живого (эмоциональные `

переживания и проблемы людей, их поступки, эмоциональные состояния).

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через

приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре, В каждом

разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей

воспитания и образования дошкольников. '

Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной

деятельности и занятия с использованием творческих, театрализованных игр и

упражнений, которые надо проводить каждый день: это игра, и прожить и

порадоваться в ней может каждый ребенок.

Мои наблюдения и результаты проведенной диагностики в старшей и

подготовительной к школе группе показали, что дети не раскрепощены (в старшей

группе-45%, в подготовительной группе-25%, у них в недостаточной степени

развита способность к невербальному и вербальному общению (в старшей группе-

55%, в подготовительной-55%, что так важно для дошкольников. Многие ребята

не МОГуТ как на занятиях, так И В ОбЫЧНОМ разговоре передать СВОИ ЭМОЦИИ,

чувства, желания, фантазии, переживания. Не говоря уже о публичном

выступлении

На музыкальных занятиях мне часто трудно добиться, чтобы ребенок

передал настроение услышанного или исполненного произведения словом,

мимикой, жестами, придумал движения под музыку, дал словесную

характеристику о настроении музыки.

Тк. театральная игра является универсальным средством воспитания и

эффективным инструментом обучения, и ввиду возникшей проблемы

эмоционально-волевого характера у дошкольников, я решила с помощью

театрализованных игр и упражнений помочь детям, педагогам, родителям

преодолеть этот барьер.

Теоретическая база.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее

тематика не ограничена И МОЖЕТ УДОВЛеТВО'РИТЬ любые ИНТЕРЕСЫ И желания

ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные

педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и

обобщения.

Н. Ф. Сор0кина (автор программы «Театр-творчество—дети») утверждает,

ЧТО Театрализованная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯСТСЯ ИСТОЧНИКОМ рЗЗВИТИЯ ЧУВСТВ,

глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным

ценностям, Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что

театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют

его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. <‹ В

процессе этого сопереживания,- как отмечал психолог и педагог, академик БМ. Теплов. - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие

несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и

усваиваемые»,

Эту мысль поддержал известный педагог В. А Сухомлинский. Он ‘

подчеркивал, что если ребенок «не переживает борьбу добра и зла, если вместо

радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение— это значит, что-

то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить

детскую душу». Поэтому перед педагогом встают две основные задачи: во-

первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его

переживания, насколько они глубоки и серьезны, и, во-вторых, помочь полнее

выразить свои чувства.

Таким образом, театрализованная деятельность › важнейшее средство

развития у детей змпатии, те способности распознать эмоциональное состояние

человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в

различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие

проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа Это

помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким

образом, театрализованные игры и упражнения помогают всесторонне развивать

ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) к содержанию и

методам работы в ДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребенка в

театрализованной деятельности». в критериях которого подчеркивается, что

педагог обязан создавать условия для развития творческой активности детей в

театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество,

развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и

интонации и т. д.)

Ведущими педагогическими идеями ЯВЛЯЮТСЯ:

-идея личностного подхода к воспитанию;

- идея индивидуально - дифференцированного подхода.

Цель работы:

развитие эмоционально-волевой сферы у детей через театрализованные

игры и упражнения

Задачи:

-ПОЭТЗ. ПН06 усвоение детьми ВИДОВ творчества ПО возрастным группам; -

СОВСРШСНСТВОВВННС артистических Навыков детей; ераСКРЗПОЩеНИВ

ребенка; -

- работа над речью, интонациями;

-К0ЛЛ8ПИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И Взаимодействия;

- пробуждение В ДСТЯХ СПОСОбНОСТИ ЖИВО ПРЕДСТЗВЛЯТЬ Себе

происходящее,

ГОРЯЧО СОЧУВСТВОВЗТЬ, сопереживать. `

Принципы:

-ИМП|ЭОВИЗЗЦН0НН0СТЬ; .

-учег индивидуальных особенностей каждого ребенка (принцип

минимакса (по Бурениной»;

-ПрИНЦИП ПСИХОЛОГИЧССКОЙ КОМФОРТНОСТИ; -

ПРИНЦИП ВарИаТИВНОСТИ.

С теоретическими вопросами о развитии эмоциональной сферы у детей

дошкольного возраста я познакомилась через изучение методической

литературы: _

- программа Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр—творчество -

дети»;

› Антипина Елена Анатольевна. Методическое пособие

«Театрализованная деятельность в детском саду» — М. : ТЦ Сфера,2003.

-Петрова Т‚И. „ Сергеева ЕЛ, Петрова Е. С‚ Подготовка и проведение

театрализованных игр в детском саду для всех возрастных групп с

методическими рекомендациями- М. : Школьная пресса` 2003.

-Буренина А И. «Театр всевозможного». Вып. 1:0т игры до спектакля :

Учеб. - метод, пособие. - СПб. ,2002.

Махаиева М. Д Театрализованные занятия в детском саду. - Мо: ТЦ

Сфера, 2003.

-Журнал «Ребенок в детском саду» за 2002 год. Статьи <‹ Развитие детей в

театрализованной деятелыюстиж

-Журиал «Дошкольное воспитание» за 2002год. Статьи «Театральные

занятия в детском саду» и т‚д‚ *

Изучив методическую литературу, я выстроила схему своей работы:

Знакомство детей с театральной куклой-бибабо и театрализованными

играми начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят

драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают `

воспитатели и старшие дошкольники‚- это создает радостную атмосферу.

(ПриложениеЛ91зсценарий кукольного спектакля «Как морковку назвали

морковкой»)

Начиная со второй младшей группы, я и воспитатели группы

последовательно знакомим детей с видами театров (пальчиковым, би-ба-бо,

перчаточным, НаСТОЛЬНЫМ ИТ. Д.)‚ ОСНОВЗМИ актерского мастерства. ШЯ ЭТОГО

используем ЭТЮДНЫЙ тренаж, ПОМОГЗЮЩИЙ развить внимание И восприятие;

прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт

характера. Напримерг

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст? -Как

же быть без хруста, Если я `

капуста,

(Руки ОТВВДены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты. Рот

раскрыт, брови и веки приподняты.) Далее см. (Приложение Л'92)

В средней группе кукольный спектакль объединяем с театрализованной

игрой.

«Звонкий день»

(на мотив «Ах вы, сени»)

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не К ЧЕМУ ВОрЧаТЬ И ЗЛИТЬСЯ,

Лучше будем веселиться!»

Тут и волк на поляне

* Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем лиса,

Лиса-пианистка - рыжая солистка!

Старик- барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ежик-дед и Ежик-внук

Взяли балалайки.

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь—дзинь! Трень-брень! Очень звонкий день!

«Самолет»

Поиграем в самолет? (Да)

Вы все крылья, я - пилот.

Получили инструктаж-

Начипаем пилотаж.

(Строятся друг за другом.)

В снег летаем и в пургу, (Учу-у-у)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а)

Рььры-ры - рычит мотор,

Мы летаем выше горо

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж - закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к.

его необходимый атрибут- ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от

зрителей.

Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке

(постановке, инсценирование стихотворений, Например:

Инсценирование стихотворения «Мотылек» Л. Модзялев ского

Последовательность работы:

1. Познакомить детей со стихотворением «Мотылек». Обсудить

его содержание, предложить детям представить себя на месте

мотыльков.

2. Драматизация Стихотворения.

Действующие лица:

Мотыльки - несколько детей

Ведущий- взрослый.

Под музыку С. Майкапара «Мотылек» порхают Мотыльки (импровизация

движений). С окончанием музыки Мотыльки останавливаются в

различных позах. Ведущий по очереди подходит к Мотьшькам.

Ведущий: Расскажи. мотылек,

Чем живешь- ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской все порхать‘.7 1— й :

Могьшек: Я живу средь лугов

В блеске летнего дня.

2-й Мотылек: Ароматы цветов

-Вот вся пища моя!

3-й Мотылек: Но короток мой век -

Он не долее дня.

4-й Мотылек: Будь жс добр, человек,

И не трогай меня!

Снова звучит музыка С. Майкапара «Мотылек», все танцуют и с

окончанием МУЗЫКИ ОСТЗНЗВЛИВЗЮТСЯ В разных позах.

ИНСЦЕНИРОВЭНИЕ ПОДОбНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ предполагает несколько ВСТРЕЧ

педагога С ДЕТЬМИ На ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ ОСНОВНЗЯ наша задача -заинтересовать РЕбЯТ

содержанием НОВОГО Произведения, пробудить у НИХ желание еще раз ЕГО

ПОСЛУШЗТЬ. В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ предлагаю ДЕТЯМ ПОДВИГЗТЬСЯ ПОД МУЗЫКУ,

ПРЕДСТЗВЛЯЯ себя «мотыльками».

В следующий раз мы предлагаем детям придумать, как можно

инсценировать стихотворсние, какие для этого понадобятся костюмы и атрибуты,

как ОНИ ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ` ИЗ ЧЕГО ИХ МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ. На МУЗЫКЭЛЬНЫХ

ЗЗПЯТИЯХ ИДЕТ ПОИСК наиболее выразительных ДВИЖЕНИЙ, ПОЗ, ИНТОНаЦИИ. На

занятиях ПО ИЗОбРаЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО изготавливать ЭСКИЗЫ

КОСТЮМОВ, ДСКОРЗЦИЙ. На КЕПКДОМ ЗЗНЯТИИ МЫ ВНОВЬ И ВНОВЬ обращаемся К ТЕКСТУ

СТИХОТВОРЕНИЯ, стараясь как МОЖНО ВЫРЗЗИТЕЛЬНЕЕ ЕГО ПРОЧЕСТЬ ПОСТЕПЕННО ДЕТИ

начинают ПОДСКЗЗЫВЗТЬ ОКОНЧЗНИЯ СТРОК. ПОТОМ запоминают отдельные фразы

(особенно те, под которые выполняют определенные движения). Так` постепенно

дети непринужденно запоминают все стихотворение. (Литературный материал

для выразительного чтения и обыгрывания см. Приложение МЕЗ)

В СТЗРШЕЙ ГРУППЕ ВСЕ ДЕТИ активно уЧЗСТВуЮТ В театрализованных играх

И ДРЗМЗТИЗЗЦИЯХ. ЭТО И МУЗЫКЗЛЬНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ на РЗЗВИТИЕ песенного

ТВОРЧЕСТВЗ, И МУЗЫКЗЛЬНЫЕ ИМПРОВИЗВЦИИ.

Например: Музыкальная импровизация.

1‚ В руки палочки возьми,

МИШКЗМ СПЕТЬ ТЫ ПОМОГИ,

И мелодию лесную

Ты ритмично простучи.

2. Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т. д. Придумай свой,

3. Изобрази на метаплофоне, Ксилофоне грустный и веселый дождик.

В ПОДГОТОВИ'ГЕЛЬНОЙ К школе ГРУППЕ театрализованные ИГРЫ ОТЛИЧЭЮТСЯ

более СЛОЖНЫМИ характерами ГЕРОЕВ, Трудными ДЛЯ разработки МИЗаНСЦЕНЗМИ.

(ПриложениеМ94 сценарий театрализованной постановки «Теремок на новый

лад», «Спящая красавица»).

Из многообразия средств выразительности использую:

-во второй младшей группе формировать простейшие образно-

выразительные умения (например, имитировать характерные движения

сказочных животных);

- в средней группе обучать элементам образных выразительных средств

(интонации, мимике‚ пантомиме). (Приложение Ме5)

- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

— В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ Группе развивать Творческую

самостоятельность В передаче образа, Выразительность речевых И

пантомимических действий под музыку.

Таким образом. на протяжении всего дошкольного детства ребенок

проявляет себя как активный, так и пассивный (зритель, слушатель) участник

театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности

включат в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры- драматизации (музыкальные игры : музыкальный диалог, на

развитие песенного творчества, музыкальная импровизация).

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развиваюшие игры;

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) (см. Приложение)

- задания для развития речевой интонационной выразительности

( например: «позови меня ласково, тихо, сердито, удивленно и т. д.»).

-игры-прсврашения (учись владеть своим телом, образные упражнения);

- упражнения на развитие детской пластики (Приложение);

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренипг для развития моторики рук, необходимой для

развития свободного кукловождения,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы;

- театральные этюды,

- подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок,

Развитию артистических способностей способствуют следующие

условия, созданные в детском саду:

-специальные помещения (музыкальный зал, комната сказок);

- магнитофон, кассеты;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

т наличие КУКОЛ ДЛЯ театра (НЗГЛЯДНЫЙ материал и ширмы)

(Приложение)

Для большинства игр не нужно специального оборудования. Самое

главное- ЭТО желание играть И пемного фантазии.

Театрализованная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (а ИМЕННО театрализованные упражнения

и Творческие ИГРЫ) организуются В утренние и Вечерние часы В

нерегламентированное время, органично ВКЛЮЧШОТСЯ В музыкальные ЗЗНЯТИЯ, В

совместную деятельность С воспитателями, Воспитатели МОГУТ Обыгрывать

какую-либо тему на занятиях любого содержания (экологическое,

математическое И Др.) В соответствии СО СКЛОННОС'ТЯМИ и интересами ДЕТЕЙ В

вечернее время в подготовительной группе организована работа студии «Клубок

сказок» (где все дети - участники, какого-спектакля).

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но

И родители, КОТОРЫЕ активно помогают В ИЗГОТОВЛЕНИЕ/1 КОСТЮМОВ К постановкам,

различной атрибутики к спектаклям, а еще родители являются активными

участниками развлечений, зрителями и судьями.

Для того чтобы влиять на развитие эмоционально-волевых качеств

ребенка, его артистических способностей изучаем особенности воображения,

мышления, эмоциональной отзывчивости и оцениваем уровень их развития. Для

этого фиксируем результаты:

- Диагностика;

-постановка КУКОЛЬНЫХ СПСКШКЛЁЙ',

-Драматизация сказок;

-проведение праздников (в течение года).

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей. Цели: 1. Образовательная. а) познакомить с основными эмоциями:.

Игры для развития эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей Игры, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы, направленные на развитие эмоционально-волевой.

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей «Путешествие в страну эмоций» Программное содержание: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Обобщение опыта работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6–7 лет» Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7лет» Дошкольный возраст - время активного.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП»Педагогический проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через ФЭМП» Проект на тему: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ через формирование элементарных математических представлений»Место реализации.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы через театрализованную деятельность у дошкольников с ОВЗ» Цель проекта: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств,.

Занятие на развитие эмоционально-волевой сферы «Какого цвета радуга» Тема: «Какого цвета радуга» Задачи: - развивать стремление выражать своё отношение к окружающему; - развитие умения распознавать, понимать,.

Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5–6 лет «На лужайке» Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет Тема: «На лужайке» Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения»
Опубликовано: 13 января 2019 в 14:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД