Манаенкова Лариса
Доклад по теме «В театр играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на семинаре : «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности».
Тема доклада : «В театр играем – речь развиваем»
Как вы все знаете, я веду кружок по театрализованной деятельности, который называется «В гостях у сказки».
Публикация «Доклад по теме „В театр играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сказка - одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. “Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приемов: он помогает себе мимикой, жестами, движениями, интонацией, паузами. И чем талантливей рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приемы”. (И. Карнаухов)
Занимаясь с детьми, главной целью я ставлю развитие речевых и творческих способностей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает речь, личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Моя задача - научить ребенка пониманию прекрасного, умению слышать и слушать, сопереживать, развивать его творческие способности и воображение, от-крыть перед ним тайны музыки, слова, движения.
По данной теме я работаю в течение трёх лет. Свою работу я начала с того, что подобрала музыкальный материал по сказкам, хорошо известным ребятам. На-пример, сказка А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, Ершов “Конек-Горбунок”, русская народная сказка “Волк и семеро козлят”, Андерсен “Дюймовочка”, Чуковский “Муха-Цокотуха” и т. д. Этот материал я разбила на разные виды репродуктивной деятельности и написала “Методические рекомендации”, где учла и возрастные особенности детей.
Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Например:
1) песенное творчество (сочинить песню на знакомые стихи Маршака, А. Барто, русские народные потешки;
2) танцевальное творчество ( придумать танцевальные движения к разножанровой музыке: вальс, русский народный танец, полька, диско и т. д.);
3) элементарное музицирование - сочинение мелодии на одной, двух пластинах металлофона.
Важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достичь. На занятиях дети знакомятся не только с мировой классической музыкой Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, но и с шедеврами живописи Рублева, Васнецова, Билибина и т. д.
В моих рекомендациях знакомые сказки инсценируются детьми. К каждой сказке подобран музыкальный материал по слушанию, элементарному музицированию, пению, танцами и т. д.
Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска я обучаю детей основам актерского мастерства и параллельно знакомлю их с различными видами кукольных театров.
Для этой цели я использую этюдный тренаж, артистические и пальчиковые игры, игры на выразительность движений, их пластичность и координацию.
Цель: Развивать интерес к театрально-игровой деятельности, закреплять умение управлять настольными куклами, поощрять стремление сопровождать стихотворение самостоятельно продуманными жестами, учить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов, вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков “С”, “Ш”.
Упражнение:“Веселые зверюшки” (муз. любая).
Речевое упражнение:“Зверята” (муз. Махтанцева)
Слушание: П. И. Чайковский “Белочка” (опера “Сказка о царе Салтане”).
Пальчиковая игра :“Пальчик-мальчик”, “Пошли пальчики гулять”.
Пение: “Про лягушку и комара”, “Два дружка петушка” (муз. Герчика,
“Веселый музыкант” (муз. Филиппенко).
Танец:
“Русский танец” (русская народная мелодия,
“Светит месяц”.
Инсценирование:
“Теремок” (русская народная сказка).
Элементарное музицирование:
“Мышка, мышка, где живешь” (потешка).
Игра :
“Найди свой домик!” (муз. Ломовой).
Это способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия, выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Например, “Дюймовочка” Андерсена. В сказке использована классическая и современная музыка.
Я стремлюсь объединить спектакль и театрализованную игру в единое целое. Например: сказка “Снегурочка” Островского. Вся сказка построена на музыке Н. А. Римского-Корсакова. Дети во время спектакля исполняли русские народные заклички, мелодии которых сочинили сами. При элементарном музицировании дети передавали ритмический рисунок и мелодии под “Хор птиц” из оперы. В танцевальном творчестве дети самостоятельно смогли передать танцевальные движения под русскую народную музыку. При подготовке к спектаклю дети познакомились с картинами русских художников Васнецова “Берендейки”, “Купава”, “Снегурочка и Лель”; Коровина “Северная идилия”. В спектакле использовались народные игры: “Ой да Масленица”, “У медведя во бору”, “Гори, гори ясно”.
В старшем возрасте дети совершенствуют исполнительские умения в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танце-вальные импровизации. Например: Чуковский “Муха-цокотуха”. Свободная импровизация танцев мухи, бабочки, шмеля на музыку Шопена, Римского-Корсакова, Лядова. Дети сочиняли песни мухи, паука, комара. При подготовке спектакля для понимания эмоционального состояния персонажа использовались речевые упражнения “Ленивый жук” Фишкина, “Прыг-скок, прыг-скок” Боровика, “Бабочка-коробочка” (р. н. п). Это помогало закрепить навыки импровизации диалогов действующих лиц, побуждать детей сочинять новые, изменять характеры героев на противоположные.
В подготовительной группе берутся большие пьесы. На этом материале строится игровая часть занятий. Из игр и этюдов постепенно делается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через “я стесняюсь”, поверить в себя. Например: А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”.
Звучит музыкальный отрывок “Город Леденец” Римского-Корсакова из оперы “Сказка о царе Салтане”.
Ведущий:
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(Звучит тема Лебедя из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”. Лебедь:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Гвидон:
Грусть-тоска меня снедает;
Чудо чудное завесть мне б хотелось.
Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка
Диво, право, не безделка –
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые:
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд:
Но, быть может, люди врут.
Лебедь:
Свет о белке правду бает,
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу.
Ведущий:
С ободренною душой
Князь пошел к себе домой.
. Видит белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
"Во саду ли, в огороде".
(Звучит музыка, показываю иллюстрацию)
Лебедь:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный,
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Гвидон:
Грусть-тоска меня снедает –
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел.
Лебедь: А какое ж это диво?
Гвидон:
Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Лебедь:
Вот что, князь, тебя смушает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай.
Ведущий:
Князь пошел, забывши горе
Сел на башню и на море
Стал глядеть он;
Море вдруг,
Всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя.
(Звучит музыкальный отрывок “Тридцать три богатыря” из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”.
Дядька:
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежедневно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море,
Тяжек воздух нам земли
Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Таким образом, репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем спектакль.
Я стремлюсь к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену и т. д.
Театрализованные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творческие способности в различных видах деятельности.
Сохраняя принцип импровизации, я сознательно делаю наши спектакли менее театральными, менее зрелищными, чем постановки, целиком подготовленные взрослыми, в которых творчество детей сведено к нулю.
От занятия к занятию задания детям меняются, это позволяет сделать занятия разнообразными. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.
Я избегаю назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считаю, что каждый ребенок талантлив от природы, каждому я стремлюсь помочь раскрыть свои способности.
В наших театральных играх, прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе.
Кульминацией всей проделанной работы служит спектакль, где дети стараются не только выучить текст, передать сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев.
Чтобы помочь детям наиболее ярко вжиться в образы сказочных героев, понять и открыть для себя красоту классической и современной музыки, я привлекаю на помощь родителей. Родители охотно готовят костюмы, декорации, пригласительные билеты. С большой ответственностью и желанием родители участвуют в спек-таклях, где они могут сыграть небольшие роли вместе со своим ребенком. Такое единение еще больше сплачивает родителей и детей, и порой непонятно, кому же больше спектакль доставляет удовольствия.