Ольга Сидорова
Доклад «Проблемы адаптации. Снижение высокого уровня тревожности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №26»
Доклад
"Проблемы адаптации. Снижение высокого уровня тревожности
у детей младшего дошкольного возраста"
через игровую деятельность»
подготовила
воспитатель Сидорова О. В.
(младшая компенсирующая группа №2)
г. Вологда
2012г.
Публикация «Доклад „Проблемы адаптации, Снижение высокого уровня тревожности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Поступление малыша в детский сад – очень ответственный период в его жизни, это новое для него место с незнакомыми людьми. А естественная реакция на новизну – повышение уровня тревожности у ребёнка. В настоящее время на группах раннего возраста отмечается увеличение количества таких детей. Эти дети, испытывают физический дискомфорт (напряжение мышц, учащение дыхания). Эти дети, отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, эмоциональным напряжением. Ребё нок переживает: «Как я без мамы? Не забудут ли родители меня здесь?». Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Главная причина повышения уровня тревожности у детей в период адаптации связана с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей ребёнка, а именно потребность в безопасности и защищённости. Ребёнка тяготит разлука с мамой. Кроме этого причинами увеличения уровня тревожности у детей могут быть излишняя опека, плохая приспособляемость ребёнка к новым для него условиям, то есть его неумение одеваться, есть, спать, а так же высокий уровень тревожности его родителей.
Период адаптации, привыкания к детскому саду – сложный процесс. Легче всего он протекает у тех детей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, такие дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследуют новые игрушки, любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора и, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.
Характерной особенностью детей с высоким уровнем тревожности является низкий уровень предметной деятельности. Они часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Поэтому первая встреча ребёнка с воспитателем чрезвычайно важна для развития последующих взаимоотношений между ними. Главное для педагога на начальном этапе — наладить контакт с ребёнком. Воспитатель приветливо встречает малыша и если он не возражает можно помочь маме раздеть его, затем приводит ребёнка в группу, знакомит с детьми, играет. Ласковые прикосновения воспитателя помогают ребёнку с высоким уровнем тревожности обрести чувство уверенности и доверия к новому для него миру.
Для маленького ребёнка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Наша задача — сделать первые дни пребывания в детском саду максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, разлуки с родителями помогут любимая игрушка, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе, небольшой семейный альбом. Эти вещи ребёнок может хранить в своем шкафчике, играть с ними, когда захочет, засыпать с ними. Итак, самое главное для воспитателя — завоевать доверие ребёнка, его привязанность, дать ему почувствовать, что его понимают и принимают.
Затем, чтобы снизить эмоциональное напряжение, физический дискомфорт, необходимо постепенно переключать внимание ребёнка на деятельность, которая принесёт ему удовольствие, где он получит возможность выразить свои эмоциональные переживания, научится общаться со сверстниками, познакомиться с нормами и правилами новой для него жизни. И эта деятельность – игра, так как именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребёнка.
В первую очередь, необходимо использовать в работе с детьми игровые упражнения, направленные на обеспечение психологически комфортного пребывания ребёнка в дошкольном учреждении. Лучше начинать играть в знакомые пальчиковые игры (например «Сорока – белобока»). Очень полезны игры на снятие напряжения и расслабление мышц туловища. Например, на вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе с ребёнком вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, он похож на ежа. Аккуратно кладёте шарик на ладонь ребёнка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки и чуть дольше задерживаясь на подушечке каждого пальчика. Массажные движения следует выполнять от периферии к центру. Действия сопровождаются стихами:
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Постепенно ребёнок выучит стихотворение и сможет уже самостоятельно его обыграть. Такая игра оказывает на организм ребёнка благотворное воздействие. Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и общеоздоровительный эффект.
С небольшой подгруппой детей можно поиграть в игру «Назови себя ласково», где дети сидят полукругом, а воспитатель даёт каждому ребёнку мяч и просит назвать себя ласково.
Целесообразно использовать с детьми с повышенным уровнем тревожности игры на звукоподражание. Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети).
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку). Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идёт и громко песенку поёт. Как он песенку поёт?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зёрнышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
Необходимо помнить, что игрушки для ребенка — это его слова, а игра — язык. В связи с этим следует выбирать такие игрушки и игровой материал, которые бы облегчали самовыражение ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности.
Игры с песком, который с лёгкостью можно заменить манной крупой или др. помогают детям с высоким уровнем тревожности расслабиться, отвлечься от переживаний. Можно насыпать песок или крупу горкой, можно разровнять. Очень полезно ребёнку выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга. Например: зачерпнуть горсть крупы и пропустить её сквозь пальцы, оставить следы мышки или медведя.
Можно научить ребёнка с высоким уровнем тревожности управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизирует, усиливает мышечное напряжение, выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счёт увеличения времени выдоха по отношению времени вдоха. Всем известна игра «Сдуй снежинку с варежки» и т. п.
В работе с детьми с высоким уровнем тревожности эффективно использовать игры с куклами. Выбор кукол осуществляется, исходя из индивидуального пристрастия каждого ребён А. Он сам должен выбрать «смелую» или «трусливую» куклу. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» – взрослый. Затем надо поменяться ролями. В такой игре у ребёнка можно поинтересоваться его настроением. Можно пощекотать, погладить его. Можно спросить с кем он подружился, как зовут его друзей, в какие игры он хотел бы с ними поиграть. Используя куклу, перенося на неё свои переживания и настроения ребёнок расскажет вам, что его тревожит, поделится с вами как трудно ему в новой обстановке без мамы и папы.
В играх можно обыгрывать как уже происходившие ситуации с ребёнком, так и возможные в будущем. Целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни детей. Например, если ребёнок, плачет, не хочет идти в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора». В такой игре ребёнок сможет отобразить свои негативные переживания. Некоторые дети боятся подстригать волосы, в этом случае можно предложить ребёнку роль парикмахера, поблагодарить за красивую причёску и пригласить его в качестве клиента.
С целью профилактики высокого уровня тревожности у детей младшего возраста в период адаптации можно использовать наглядную информацию для родителей. Например, им предлагается памятка с рекомендациями, благодаря которой родители детей с высоким уровнем тревожности смогут занять правильную позицию в воспитании своих малышей, узнать, что может повышать уровень тревожности и как постараться максимально его снизить. Родителям предлагаются релаксационные упражнения, техники для снятия напряжения, подборка игр, в которые они смогут играть со своим ребёнком дома.
Таким образом, совместная работа воспитателя и родителей поможет ребёнку через игровую деятельность в детском саду и дома снизить физическое и психоэмоциональное напряжение, снизить высокий уровень тревожности у детей и легче пройти период адаптации к новой жизни в детском саду.
Список использованной литературы
1. Краткий психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431с.
2. Прихожан А. М. Психология тревожности : дошкольный и школьный возраст. – СПб. : Питер, 2009.-192с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1991. – 206с.