Валентина Донченко
Развитие игровой деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детская игра- это творческая деятельность, которая направлена на конечный продукт. В отличие от рисования и лепки в игре ничего не создают. Однако игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости, позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания. В игре развиваются творческие способности. А чтобы их совершенствовать следует:
а) поощрять игровое действие с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или конем).
б) предлагать, кроме игрушек, коробки, бруски, картон, шарики, бумагу и т. д.
Публикация «Развитие игровой деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
в) поддерживать творческие умения ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.
Профессор П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основании его привычек и обычаев».
В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитывать у детей волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, свое поведение. Академик И. П. Павлов установил в коре головного мозга наличие двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребенок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением. И поэтому, в ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Кроме того, необходимо проводить чаще игры малой подвижности. Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание. У них развиваются тормозные процессы, воспитываются моральные качества («Перемени флажок», «Совушка» и др.).
В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными, дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях. Веселое настроение является существенным элементом игры, и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребенка. Радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме, повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают её эффективным средством воспитания.
Игра должна проводиться воспитателем живо, интересно, эмоционально. В играх малышей отсутствует элемент соревнования. Их захватывает сам процесс движения, а не результат. Количество ролей в играх малышей незначительно. Правила игры должны быть совсем просты. В число игр для малышей включаются игры, которые сопровождаются словами. Слова являются сигналом, помогают выполнять правила, раскрывают содержание игры. Так слова «По ровненькой дорожке» помогают идти ритмично.
У детей среднего возраста игры включают рассказы, картинки. В играх детей средней группы вносится элемент соревнования, сначала индивидуального, а затем коллективного («Чья колонна (звено) скорее соберется»). Правила в играх усложняются: вводятся ограничения действий. В некоторых играх вводится распределение ролей между детьми («Гуси – лебеди» - пастух, волк, гуси).
Игры детей старшей группы усложняются. Выполнение правил требует от детей торможения, выдержки, наблюдательности, ловкости. Планируя ту или иную игру, воспитатель должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить : в одной игре бег, в другой метание и т. д.
При подборе игр необходимо учитывать особенности детей данной группы, их интересы и подготовленность. Необходимо принимать во внимание время года, состояние погоды, температуру воздуха. Воспитатель должен выбирать игры на участке, в которых активно участвуют все дети. В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности. Если группа недостаточно организована лучше, в первое время, проводить более спокойные игры. Выбирая игру необходимо принимать во внимание её место в режиме дня. Когда дети утомлены, проводить игру лучше в конце дня. Важно не только правильно подобрать игру, но и провести её таким образом, чтобы она принесла пользу как в отношении укрепления здоровья детей, так и в отношении приобретения ими положительных навыков и качеств.
Участок, где проводится игра, должен быть очищен и красиво оформлен. Все пособия, материалы, которые требуются, должны быть приготовлены до начала игры. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, каков её общий план. Собрать детей можно различными приемами. Так, еще до начала игры воспитатель договаривается, что как только он ударит в бубен, дети собираются около воспитателя в определенном месте. Длительный сбор снижает интерес к игре. Дети собираются, и воспитатель сообщает название игры, её содержание. Изложение содержания игры, объяснение её правил должны быть краткими, четкими. В процессе игры воспитатель следит за поведением группы в целом и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре, педагог поддерживает радостное настроение. Участие воспитателя в игре поднимает интерес, придает игре живость. Особое внимание уделяется выполнению правил. Важным моментом при проведение игры является распределение ролей. Нужно учитывать её особенности и возможности. Нельзя поручать ответственные и интересные роли всегда одним и тем же детям. Закончить игру можно по разному. Можно подвести итог: отметить, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила. Желающим можно разрешить воспользоваться игровым материалом. В младшей группе игра проводится в течение 5-6 мин., в средней -8-10 мин., в старшей и подготовительной 10-15мин. Не следует за один раз давать больше двух игр, они должны быть различны по характеру движений, по настроению (одна более подвижная, другая более спокойная; одна –круговая, другая—врассыпную).
Игровые приемы способствуют развитию фантазии детей.
а) «Оживление предмета».
Дошкольники склоны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся. Предлагаемые игры позволяют ребенку четко различать мир реальный, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.
б) «Перевирание сказки».
Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.
в) Игра в «волшебника».
Взрослый предлагает ребенку стать волшебником.
г) «Салат» из сказок.
Из нескольких сказок составляется новая. Это может быть и режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная где участвует несколько детей. Участие взрослых обязательно.
При создании «салата» из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеры героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, шапку - и невидимку и др. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует стремление ребенка к самовыражению. Это является целью. А гибкость сюжета – цель подчинения. Младший дошкольник при разыгрывании сюжетов будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший – начнет обговаривать сюжет.
д) Прием овеществления.
Живое наделяется свойствами неживого.
Игры –смешинки.
1. Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие. Поэтому следует поощрять детей к показу.
2. Дети придумывают правила, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени.
3. Игры в заданном ключе.
Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть её предложение.
4. Игры с числами.
5. Сказка-калька.
Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки, и сочинить новую. Постоянным элементом сказки является определенное количество действий, совершаемых её персонажами.
В настоящее время появилось много и других сказок: «Игра в карты», «Игра по готовому сюжету», «Именины» и др.
Таким образом, постепенно формируются отдельные игровые действия и, наконец, рождаются сюжетно – ролевые игры. Игра и творчество имеют много общего, позволяют активно выразить собственное отношение к миру.