МААМ-картинки

Доклад Тема: «Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Людмила Тямова
Доклад Тема: «Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района детский сад "Светлячок"

Доклад

Тема : "Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста".

Воспитатель: Тямова Л. И.

2011 год

Публикация «Доклад Тема: „Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружающем мире и природе.

Причина этого - серьезные изменения в социальной, экономической и политической сферах, приведение к социальному рассмотрению, что привело к учащению вспышек негативизма, агрессии, жестокости. Все это оказывает отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного действия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л. И. Ботович, Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец и др.).

У дошкольников заботливость формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а также в совместной с ним деятельности. Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у них и в слове, и в действии. Например, видя потребность живого объекта в чем либо, ребенок стремится удовлетворить ее, т. е. проявлять заботливость в действии (налить молоко котенку, полить цветок). Кроме того, обращаясь к животному, ребенок ласково разговаривает с ним: "Какой ты хороший, добрый, веселый попугайчик. Сейчас я покормлю тебя, и тебе будет радостно. ".

Итак, чтобы воспитать у ребенка заботливость нужно научить ребенка:

1. быть настойчивым (доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, считаться с интересами живого организма);

2. совершать трудовые действия (самостоятельно осуществлять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями);

3. умение быть ответственным (это способность ребенка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершенное (или несовершенное) им вовремя заботливого действия);

4. наличие такого качества как оперативность. Дошкольникам важно научится незамедлительно при необходимости оказывать помощь нуждающимся или обратится за помощью к товарищам или взрослому;

5. проявление альтруизма, умение жертвовать своими потребностями ради заботы о другом;

6. проявление эмпатии - это умение эмоционально откликаться, сочувствовать, сопереживать, выражать свои положительные эмоции.

Детский сад, при взаимодействии с родителями, выявляет особенности проявления ребенком заботы к объектам природы в семье. Проявляя заботу к объектам природы ребенок чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

Решая задачу по формированию у детей заботливого и бережного отношения к животным, растениям, птицам, провожу как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Работу провожу по трем разделам:

1. Формирование представлений о заботливости.

2. Формирование эмоционального отношения к природе.

3. Формирование заботливого проявления к окружающему.

Выполняя работу по первому разделу провожу беседы о том, что означает заботится, в чем может проявится забота, как мы можем заботится о птицах,. Развиваю у детей понимание того, что в заботе нуждаются живые объекты. Учу способам проявления заботы.

Формирую у детей чувство эмпатии к природе. Для этого использую этические беседы, чтение природоведческой литературы нравственного содержания. Провела с детьми беседу "Поможем природе". Дети находят ответы к таким вопросам: "Как мы можем помочь природе?", Как мы можем о ней заботится?". Дети говорят, что мы можем убирать мусор, мастерить кормушки, скворечники, охранят, не ломать деревья, важно не только сажать, но и заботится о них.

Беседуя о лесе, о заботе о нем, использую поэтические строчки:

"У красы - березки платье серебрится

У красы - березки зеленые косицы

Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка - в слезы,

Защищать березку стали мы гурбою,

Чтоб краса - березка выросла большою.

П. Воронько

или:

"Пастух кору надрезал у березы,

Склоняясь тянет сладкий сок.

За каплей капля падает в песок,

Березы кровь прозрачная, как слезы.

Ф. Сологуб

Какой вред наносит человек дереву, когда надрезает кору? К чему это может привести? Как можно дереву помочь? Затем знакомлю детей с действиями по оказанию помощи "больному" (ранки замазать воском, либо глиной, либо замазкой, либо пластилином).

Также знакомлю и учу с детьми пословицы, разбираем содержание, почему так говорят:

"Много леса - береги,

Мало леса - не губи,

Нет леса - посади".

Пословицы "учат" детей заботятся, беречь природу. Развивается эмоциональная сфера ребенка.

Для того, чтобы научить ребенка, как нужно вести себя в лесу, изготовила схемы, которые напоминают детям, чего нельзя делать в природе. Познакомила детей с "Правилами друзей природы".

Например, правило №1 запрещает разорять муравейники. Муравьи - санитары леса. Они защищают деревья от насекомых - вредителей. Если бы леса остались без муравьев, то урон, наносимый вредителями леса, сравнили бы с пожаром.

Журнал "Управление дошкольного образования", стр. 100

Для закрепления этих правил прочитала детям экологическую сказку, нравственного содержания:

• сказку-быль Е. Арефьевой "Природа и ее друзья", журнал "Дошкольное воспитание" №7, 2005г. ;

• эскимоскую сказку "Зеленая бумага", журнал "Дошкольное воспитание" №5, 1999г., которая рассказывает какие этапы проходит лес, прежде чем стать бумагой. Сказка наводит детей на рассуждения, дети делают выводы: "Лес надо беречь";

• познакомила детей со сказкой "Что такое лес?". Каждый раз детям дети отвечают, без чего и без кого не может быть леса? Почему? Что произойдет, если не будет. ?";

• также провела беседы о диких и домашних животных, выясняя какую пользу они приносят, о способах ухода за ними и об условиях, необходимых для их жизни.

Часть занятий посвящена птицам. Прочитала детям логическую задачу "Птичья столовая". Дети делают вывод: зимой птицам холодно, голодно, многие из-за недостатка пищи погибают. Было принято решение заботится, кормить птиц зимой. Предложила папам с детьми сделать кормушки.

Беседы, сопровождаю просмотрами иллюстраций, чтением рассказов, стихотворений:

"Мерзнут лапки у синичек,

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз.

Я им семечки принес:

- Посмотрите-ка, сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся.

Греют лапки. Не боятся.

О. Высотская

Также любуемся красотой растений, цветением садов, цветов, комнатных растений и др. Наблюдаем за отклонениями в росте, за изменениями. Выясняем нуждается ли растение в дополнительном уходе. И в каком? Например, на комнатном растении клещи, поможем? Как? Что требуется ему в данный момент? Что будет, если мы не окажем ему вовремя помощь? (рисуем карточки).

Работа по третьему разделу, учу детей вовремя проявлять заботу, знакомлю с различными способами труда с растениями, животными, птицами. При этом знакомлю детей с фактом, что дикая природа прекрасно обходится без человека. Для закрепления знаний прочитала логическую задачу "Жучок - солнышко".

Продолжая работу по данному направлению, учу детей систематически ухаживать за комнатными растениями, организовываю дежурства, коллективный труд, труд на участке детского сада, в цветнике, в подкормке птиц, на огороде. Труд сочетаю с наблюдениями, беседами, загадками и др.

Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных методов являются игровые методы, поэтому создаю условия для сюжетно-ролевых и дидактических игр ("Доктор Айболит", "Скорая помощь" и т. д.).

Один из способов решения этой задачи - решение проблемных ситуаций, которые позволяют ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, птицах, растениях и др.

В результате проведенной работы детского сада и семьи, у детей сформировались такие качества, как заботливость и бережное отношение к природе.

Публикации по теме:

Дидактические игры в детском саду Я работаю в детском саду воспитателем младшей группы. Каждую неделю в нашем саду проходят педсоветы. На одном из таких собраний нам предложили.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад Тема: «Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Опубликовано: 28 апреля 2013 в 18:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад Тема: «Формирование заботливого и бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Тямова (УИ 98577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД