лариса штанкова
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Важным направлением дошкольного образовательного учреждения традиционно является поиск путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Детскому саду,как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления,формирование физической готовности к выходу из опасной ситуаций. Такие компоненты культуры безопасности,как мотивация к безопасности,компетенция безопасного поведения, психологическая готовность к преодолению опасных ситуаций,формируются прежде всего в семье.
Публикация «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Семья- основной институт социализации ребёнка. То,что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В. А. Сухомлинский писал: «Семья для ребёнка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Ребёнок –зеркало семьи» Ребёнок подражает действиям близких людей,учится действовать вместе с ними в реальных жизненных ситуациях, усваивает не только отдельные знания и навыки,но и стиль жизни, отношение к себе и другим людям, к окружающему миру.
Являясь первыми и главными воспитателями своих детей,родители несут ответственность за их воспитание и развитие. От готовности и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависит духовный мир ребёнка, его готовность к межличностному общению,стремление к знаниям,способность властвовать над своим умом и чувствами.
Важно понимать, что вне зависимости от особенностей отношения родителей к детям,наличия или отсутствия потребности их воспитывать, именно в семье происходит приобщение ребё нка к культурным ценностям:
• Дошкольники осваивают модели поведения, при этом образцами служат значимые для них взрослые;
• В ходе общения со старшими дети осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», усваивают определённую систему социальных ценностей,моральных норм и правил поведения в обществе;
• С раннего детства взрослые являются проводниками ребёнка в мир предметов и явлений,учат понимать их качества,назначение, ценность, потенциальную угрозу;
• От близких ребёнку взрослых зависит направление и интенсивность процесса
Его личностного становления, обретения самостоятельности и социальной активности.
Не является исключением и культура безопасности как важный компонент общей культуры человека.
Культура безопасности -это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности. Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая,нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности. В каждой семье складывается своя система воспитания, определяющая специфику взаимодействия родителей и детей. Тип взаимоотношений во многом обусловливает результат воспитания культуры безопасности в семье. Так, в семьях, где не используются запреты и ограничения со стороны родителей,не осуществляется контроль за поведением детей,практикуется ситуативное обучение выполнению правил,требований. У ребёнка отсутствует образец должного взрослого ответственного поведения,на который ему можно было ориентироваться. В этом случае у дошкольника не формируются психологические механизмы,необходимые для самостоятельного,ответственного безопасного поведения.
Чрезмерный контроль всех поступков ребёнка,суровые запреты,жёсткие требования и правила,практикуемые в семье,необходимость бесприкословного подчинения родителям,приводят к формированию поведения,основанного на чувстве вины или страха перед наказанием. Таким детям сложно самим принимать решения,они не уверены в себе,недостаточно самостоятельны,замкнуты,тревожны,агрессивны по отношению к слабым,враждебны к окружающим.
Крайне негативно сказываются на развитии детей такие типы родительских тактик воспитания :
• Гипопротекция-недостаточное проявление заботы о ребёнке.
• Доминирующая гиперпротекция –чрезмерная озабоченность проблемами и действиями ребёнка.
• Потворствующая гиперпротекция,эмоциональное отвержение,непрогнозируемые эмоциональные реакции,противоречивые воспитательные воздействия.
Все эти тактики способствуют возникновению у ребёнка виктимости (от лат. viktima –жертва) –склонности стать жертвой преступления.
Родительская компетентность предполагает наличие знаний,умений,опыта в области воспитания ребёнка,а также необходимых личностных качеств и мотивов. Целью образовательного процесса вы ступает понятие «личность безопасного типа»-человек,ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья,защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств,навыков и умений. В исследованиях посвящённых данной проблеме,подчёркивается необходимость интеграции разума,чувств и действий взрослого.
Таким образом,комплекс черт компетентных родителей соответствует наличию в родительских действиях четырёх измерений – контроля,требовательности к социальной зрелости,общения и эмоциональной поддержки.
Балансом этих измерений определяется воспитательный потенциал семьи,который в современных условиях и учёными, и педагогами-практиками признаётся зачастую невысоким. Многие родители недооценивают роль семьи в воспитании у детей безопасного поведения,недостаточно информированы в области воспитания культуры безопасности у дошкольника. В итоге родители выбирают непродуктивные тактики воспитания,что приводит к конфликтам в семье,проблемам социализации детей,психологическим травмам. Распространён сегодня и вариант самоустранения семьи,делегирования воспитательных полномочий детскому саду.
В этой связи,выбор задач родительского образования определяется целями осмысления и преодоления в сознании родителей типичных проблем семейного воспитания.
Анализ практики взаимодействия с родителями воспитанников представляющими разные слои общества,имеющими разный уровень образования,позволяет выявить наиболее типичные затруднения по вопросам воспитания культуры безопасности. Хотелось бы также отметить, что без определённого багажа знаний и компетенций семья не может не только полноценно решать задачи воспитания ребёнка,но и выполнять по отношению к нему защитную функцию. Это и обеспечение соблюдения прав и интересов ребёнка, и предвидение опасных ситуаций и их предупреждение, и создание безопасной среды в местах постоянного пребывания ребёнка, и компетентное осуществление присмотра за ним. Всё это-гражданский долг родителей. Важнейшими результатами образования родителей должны стать изменение места,которое занимают дети в их жизни,улучшение взаимоотношений взрослых с ребёнком,осознание значимости воспитательной деятельности семьи,появление родительской ответственности,освоение конкретных умений. связанных с воспитанием своего ребёнка.
Организуя взаимодействие с семьёй по вопросам формирования культуры безопасности у дошкольников,необходимо помнить, что каждый из родителей прежде всего стремиться найти ответы на волнующие его вопросы о воспитании собственного ребёнка.
В соответствии с этим каждый образовательный цикл должен быть построен в единой логике,наглядной для участников взаимодействия,включающей следующие структурные элементы.
1. Мотивационно-ориентировочный этап,посвящённый выявлению определённой проблемы воспитания,круга родителей,для которых она актуальна.
2. Поисковый этап, нацеленный на актулизацию представления и опыта родителей по данной проблеме,организацию поиска путей её решения,сбор необходимой информации.
3. Практический этап,предполагающий применение собранной информации,знаний и умений для решения практических задач,отработку новых приёмов,методов воспитания и обучения детей,создание обучающих и развивающих материалов. конструирование ситуаций.
4. Рефлексивно-оценочный этап,чаще всего связанный с «примеркой» родителями освоенных в ходе данного образовательного цикла и ранее возможностей к своей семейной ситуации,индивидуальным особенностям своего ребёнка.
5. «Домашний практикум», представляющий собой блок самообразования и практических действий. Материалы,предлагаемые родителям, призваны помочь организовать наблюдение, выявить особенности своего ребёнка, область его интересов, подобрать наиболее эффективные методы воспитания, научиться общаться с ребёнком, понимать его.
Хотелось бы особо отметить,что только при соблюдении рассмотренных выше принципов эффективными станут активные методы обучения взрослых,заслуженно обретающие всё большую популярность при организации взаимодействия детского сада и семьи. Это тренинги,креативные игры,анализ педагогических ситуаций,решение проблемных педагогических задач,управляемое игровое взаимодействие родителей и детей,игровое моделирование способов родительского поведения двигательные,игровые,рисуночные упражнения проективного
характера,анализ мотивов детского поведения примеров из личной практики семейного воспитания и другие методы.
Комплекс рассмотренных условий позволяет создавать единое образовательное пространство как основу для решения задач формирования культуры безопасности детей.