Наталья Щегорина
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музыки.
Щегорина Наталья Анатольевна
МДОУ «Малыш»
Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот период у ребёнка закладывается ценностное отношение к миру, чувство сопричастности к своему народу, ответственности перед родителями, гордости за свою Родину, любви к ней. Дошкольное учреждение и семья несут ответственность за формирование личности малыша, воспитывают творческое мышление, патриотизм, способность осознанно строить свои отношения с другими людьми.
Публикация «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма дошкольного возраста может стать музыка. Она является одновременно практической и духовной частью жизни народа, формой общественного сознания, а также средством познания мира. Ребёнок осваивает мир эмоционально - образно, познавая его через переживание и сопереживание, т. е. через чувство. Любой вид музыкальной деятельности развивает малыша. Значит, музыка может способствовать идеологическому воспитанию. Музыкальные занятия способствуют формированию и усвоению гражданственно-патриотических критериев и ценностей, развитию музыкальной и социальной одарённости.
Можно выделить главные условия, при которых успешно формируется гражданственность у ребёнка в музыкальной деятельности : целенаправленный репертуар, привитие уважения к национальной символике (гербу, флагу, гимну, убеждённость педагога.
С целью формирования гражданственности у ребёнка используются различные формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников : музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги, режимные моменты. В репертуар обязательно включается народный фольклор, авторские произведения патриотического характера, имеющие героическое содержание, отражающие любовь к Родине, красоту родной природы, гуманность, доброту и мудрость нашего народа. А также репертуар произведений, отражающих красоту природы родной страны, её деревень и городов, лесов, полей и озёр, в которых рассказывается о труде народа. Именно фольклорные произведения раскрывают глубину национальной культуры, дают полное и глубокое представление о музыкальном наследии нашего народа, его истории, способствуют развитию идейного и духовного богатства.
Народная музыка используется в игре на детских музыкальных инструментах. Дети с большим удовольствием играют р. н. м. «Во саду ли в огороде», «Светит месяц», «Калинка», «Во поле берёза стояла», знакомятся с историей создания русских народных инструментов.
Широко используется народная музыка при разучивании танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Дети средней группы разучивают парную пляску под р. н. м. «Калинка», старшая группа исполняет хоровод с платочками, а девочки подготовительной группы полюбили танец «Гжель».
Следующим этапом работы в этом направлении является исполнение музыки при ознакомлении детей с образом Родины.
Для ребёнка дошкольника Родина – это мама, близкие люди, это дом, где он живёт, двор, где он играет, детский сад с его воспитателями и друзьями. Все дети любят своих мам. Они делают подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой;
А для милой мамочке
Испеку два пряничка
Кушай, кушай, мамочка
Вкусные два пряничка…
В мелодии этой песни звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер,
И звёзды и моря,
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!
и чувства дружелюбия: мама – старший друг в песне «Мы с мамой нашей большие друзья», и чувства нежности. В песни Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»
.Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар и широко используются на праздниках. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать «День матери», который проводится в ноябре.
Хочется отметить ещё один аспект, над которым необходимо работать – любовь к родной природе. В нашем детском саду это достигается разнообразными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А Васильевой много произведений, в которых переданы образы животных и птиц. В разделе слушания музыки масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям воспитывать любовь и красоту родной природы.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить развлечением или тематическим праздником. В нашем детском саду в рамках «Осенней ярмарки» проходит благотворительная акция «Помоги ребёнку – и ты спасёшь мир».
Цель акции – помочь детям, нуждающимся в лечении.
Особое значение в рамках гражданственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. Эта тема очень любима детям. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», «Будем в Армии служить». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим их с песнями тех времён. С концертными номерами наши воспитанники выступают перед ветеранами В. О. В, учувствуют в концертных номерах на центральной площади посёлка. Накануне празднования Дня Победы дети принимают участие в конкурсе «Песня из строя». Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании гражданственности и патриотизма. Таким образом, педагог, его опыт, знания, эмоциональность посредством речи через репертуар музыкальных произведений способны оказать воздействие на ребёнка, на развитие его музыкальных, творческих, социальных способностей, формирование гражданственности и патриотизма.
Литература.
1. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. Музыка и движение // из опыта работы муз. руководителей детских садов – М. : Просвещение, 1983г.
2. Л. Михеева. Музыка- детям. //Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л. : Музыка, вып. 3-1981, вып. 4-1976 г.
2. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников», М. : - Просвещение, Владивосток, 1994 г.
4. Аглиуллина И. И. Детский сад – культурные традиции. М., 2003
5. Антонова Т. В. Народный праздник как средство приобщения ребенка – дошкольника к национальной культуре и традициям. // Детский сад от А до Я. 2005, - № 6
6. Виноградова Н. Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю. М., 1983
7. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. / Под редакцией А. В. Орловой.
8. Радынова О. П. Народные колыбельные песни: «Слушаем и поем» : Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры». – М. : ВЛАДОС, 2000.
9. Камаева Т. Ю. Детские музыкальные праздники (русский фольклор).
Музыкальный руководитель : № 4, 2000; № 5, 2004; № 2, 2005; № 3, 2005.
Дошкольное воспитание : № 2, 2000.