Анна Никоненко
Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы «Выставка музыкальных картин»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представлен доминантный вид образовательной деятельности по слушанию музыки в старшей группе «Выставка музыкальных картин».
Цель: - приобщение детей к восприятию классической музыки, развитию способности выражать её характер с помощью исполнительских и творческих умений.
В ходе непосредственно образовательной деятельности прослеживается интеграция образовательных областей:
Публикация «Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы „Выставка музыкальных картин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
В области «Познание» - познакомить детей с творчеством великих композиторов М. П. Мусорского, П. И. Чайковского. Э. Грига;
В области «Художественное творчество» - развитие художественной культуры детей посредством ознакомления с картинами художников, развитие творческого воображения воспитанников
В области «Коммуникация» - расширять и активизировать лексический словарь;
В области «Социализация» - формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В области «Физическая культура» - накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие группы методов : наглядные, словесные, игровые.
Словесный метод:
• Обогащение словаря образных выражений, сравнений;
• Вопросы к детям, обобщение ответов педагогом;
• Словесная инструкция;
Наглядный метод:
• Иллюстрации картин, портреты композиторов;
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, мною применяется метод проблемной ситуации. Например: мы смогли увидеть умение дошкольников самостоятельно, проанализировав прослушанное произведение, определить его композитора.
При подготовке непосредственно образовательной деятельности была проведена предварительная работа, которая осуществлялась так же и в режимных моментах, в совместной деятельности с детьми:
• Знакомство детей с творчеством великих композиторов М. П. Мусорского,
П. И. Чайковского. Э. Грига;
• Закрепление представления детей о жанре вальса, передавать характер вальса в движении;
• Слушание классических произведений композиторов разных эпох;
• Работа над интонационной выразительностью речи;
• Совершенствовался навык петь спокойно, без надрыва, с солистами и в ансамбле, правильно дыша;
• Совершенствование знаний воспитанников в области вокальной и инструментальной музыки;
• Ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра, умение различать звучание струнных, духовых, и ударных музыкальных инструментов.
В работе с родителями использую разнообразные формы:
-консультации;
- рекомендации;
- посещение непосредственно образовательной деятельности;
- участие в совместных праздниках и развлечениях.
Последующая работа предполагает создание условий для развития творческих способностей и формирование гармоничной личности через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Я планирую продолжить знакомство детей с музыкальными шедеврами русской и зарубежной классики.
В ближайшее время в рамках перспективного планирования я хочу продолжить знакомить старших дошкольников с творчеством известных композиторов П. И. Чайковского, Сен-Санса, Шостаковича и организовать совместную с родителями воспитанников музыкальную гостиную по восприятию музыкальных произведений.
Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки
для детей старшей группы «Выставка музыкальных картин»
Цель непосредственно образовательной деятельности: Приобщение детей старшей группы к восприятию классической музыки, развитию способности выражать её характер с помощью исполнительских и творческих умений.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством великих композиторов М. П. Мусорского, П. И. Чайковского. Э. Грига;
-Развивать интерес и желание слушать классическую музыку композиторов разных эпох;
- Развивать творческое воображение детей;
- Расширять и активизировать лексический словарь
- Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости;
Музыкальный материал :
1. «Прогулка» («Картинки с выставки») М. П. Мусорский;
2. Приветствие «Здравствуйте, ребята» (фонограмма)
3. «Баба Яга» («Картинки с выставки») Мусорский;
4. «Вальс» (балет «Спящая красавица») П. И. Чайковский;
5. «Шествие гномов» (сюита «Пер Гюнт») Э. Григ;
6. Игра «Гном»
7. Песня «Добрая сказка» сл. и муз. В. А. Некрасовой
8. Танец «До свиданья и прощай»
9. Упражнение «Рисуем голосом картинки».
Оборудование:
Картины (Баба Яга, Золушка и принц, Гномы, портреты композиторов (Мусорский, Чайковский, Григ, конверт с приглашением, колпачок, диск в подарок, запись песни «В гостях у сказки», шум скрипучей двери.
В зале стоят на подставках сюжетные картины, портреты композиторов, только они перевёрнуты. Стоят стульчики полукругом, в стороне лежит письмо.
Дети парами входят в зал под музыку Мусорского «Картинки с выставки» (Прогулка).
Музыкальное приветствие.
Муз. рук. : Здравствуйте, ребята. В нашем зале сегодня много гостей, поздоровайтесь с ними.
Звучит фонограмма «В гостях у сказки».
Муз. рук. : Ой, посмотрите, ребята, какой-то конверт. Давайте заглянем в него.
Открывает, достаёт приглашение
Муз. рук. : Это приглашение прислала организатор выставки, нас приглашают на экскурсию, но необычную, а музыкальную и сказочную. Вы хотите там побывать, ребята? (да).
Воспитатель : Но как же мы туда попадём?
Муз. рук. : Да очень просто! Нужно нарисовать дверь и войти в неё. Но рисовать мы её будем голосом. Я буду рисовать в воздухе, а вы помогайте мне голосом. Чем выше будет подниматься моя рука, выше будет ваш голос, а если рука будет опускаться вниз, то и голос ваш будет ниже. Будьте очень внимательны.
Упражнение «Рисуем голосом картинки».
Воспитатель : Дверь то нарисовали, а она всё равно не открывается.
Муз. Рук. : Дверь очень старая, поэтому, наверное, и не открывается. Сейчас девочки покажут голосом, как скрипит дверь. Теперь мальчики. А теперь все вместе (дети выполняют задание).
Включается фонограмма скрипа двери.
Воспитатель : Ну, вот дверь мы и попали на музыкальную сказочную выставку.
Муз. рук. одевает большие очки, берет указку.
Муз. рук. : Здравствуйте, дорогие посетители нашей выставки. Проходите. Присаживайтесь. К сожалению, я не могу показать вам мою коллекцию картин, т. к. случилась неприятность. Кто-то в галерее решил пошалить и заколдовал все картины. Теперь мы их может только слушать, не можем их видеть.
Воспитатель : Ничего, я думаю, ребята, послушав музыку, сразу догадаются, чьи это проделки.
Муз. рук. : Тогда слушайте внимательно и постарайтесь определить настроение, выраженное в этой музыке.
Мусорский «Картинки с выставки» («Избушка на курьих ножках». «Баба Яга»).
Муз. рук. : Ребята, какое настроение в музыке вы услышали? (музыка тревожная, злая, сердитая)
Муз. рук. : Да ребята, вы правы эта музыка тревожная, злая, сердитая колючая, острая, таинственная, не добрая. (Играю фрагменты). Так кого же нарисовала эта музыка?
Муз. рук. : Догадались? Ну конечно это Баба Яга. Это она заколдовала все картины. Но колдовство начинает медленно, но верно исчезать. Подойди, пожалуйста, ---, и открой первую картину.
Ребенок подходит и переворачивает первую иллюстрацию. (Баба Яга).
Муз. рук. : Ребята, попробуем расколдовать следующую картину? Внимательно послушайте и, скажите, на каком торжестве звучала эта музыка?
Чайковский балет «Спящая красавица» (Вальс). Ответы детей.
Муз. рук. : Правильно, эта музыка звучит на балу. А как движется мелодия в музыкальном произведении? (плавно, певуче, кружась, качаясь). Как вы думаете, что делали на балу под эту музыку? (танцевали). Какой танец звучит? (вальс). Правильно это вальс принца и принцессы из сказки «Спящая красавица». Ну, вот мы расколдовали ещё одну сказочную картину. Пожалуйста, ---, подойди и открой вторую картину.
Ребенок открывает иллюстрацию.
Муз. рук. : А вы, ребята, хотели бы превратиться в принцесс и принцев и оказаться на том балу? Мальчики приглашайте девочек на сказочный вальс.
Импровизация в парах (Чайковский балет «Спящая красавица» («Вальс»).
Воспитатель : Пока мы все танцевали, я нашла чей-то колпачок. А чей он, об этом нам расскажет сейчас музыка.
«Шествие гномов» (сюита «Пер Гюнт») Э. Григ
Муз. рук. : Ребята, вы узнали, чей же это колпачок и о ком нам рассказала музыка? (Ответы детей)
(Гномика).
Муз. рук. : А ведь это проказы Бабы Яги. Ребята, а кто же такие гномы? (Это маленькие волшебные человечки, которые под землёй добывали драгоценные камни). Вы правы, они дружно трудятся день и ночь, но когда у них выдаётся свободная минутка, они очень любят веселиться и играть
Воспитатель : Ребята, поиграем в весёлую игру «Гном»?
Игра «Гном»
Муз. рук. : Вот и сняты все заклятья. ---, пожалуйста, открой последнюю картину.
Девочка открывает.
Муз. рук. : А теперь скажите мне, ребята, как называются люди, которые пишут картины музыкой? (ответы детей). Правильно, композиторы. Подойди, пожалуйста, ---, открой портреты композиторов. Открывает портреты М. П. Мусорского, П. И. Чайковского, Э. Грига.
Муз. рук. : Ребята, а кто назовёт этих композиторов? (индивидуальный опрос)
(Дети выполняют задание)
Муз. рук. : Правильно, на этих портретах изображены композиторы: М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Э. Григ.
Муз. рук. Ребята, какое из прослушанных нами произведений написал П. И. Чайковский…
Ну, вот и подошла к концу наша сказочно-музыкальная выставка. Вы, ребята, теперь знаете, что не только красками можно нарисовать сказки, но и при помощи музыки. Теперь пришло время нам вернуться домой, но мы должны закрыть волшебную дверь, ведущую на музыкальную выставку.
Упражнение «Рисуем голосом картинки». Движение голосом вниз.
Муз. рук. : Ребята, вам понравилась экскурсия по галерее? Скажите, вы любите сказки? (Да)
Муз. рук. : Ребята, давайте споём про сказку добрую, ласковую песню?
Песня «Добрая сказка» сл. и муз. В. А. Некрасовой
Муз. рук. : Ребята, что бы вы надолго запомнили о нашей выставке, я приготовила вам подарок на память. Я дарю диск с произведениями, которые мы с вами сегодня слушали. А на прощание для наших гостей мы исполним танец «До свиданья и прощай».
Муз. рук. : До новых встреч, ребята в нашем музыкальном зале.
Дети выходят под музыку Мусорского «Прогулка».