Папки-передвижки

«Детская филармония». Специализированная программа для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Попова
«Детская филармония». Специализированная программа для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Специализированная программа

«Детская филармония»

для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике. Друг за другом то появляются, то пропадают новые названия – педагогика сотрудничества, эвристическое, проблемное обучение, деловые игры, рефлексия, структурный анализ, диалог культур, социо–игровая педагогика, методика погружения, школа радости и т. д. За каждым из них подразумевается новое, достаточно своеобразное педагогическое (или дидактическое) направление.

Публикация «„Детская филармония“, Специализированная программа для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Но, во-первых, смысл каждого из направлений заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – «хорошая педагогика» или «качественное обучение», и поэтому, в своем конечном идеале почти все направления сливаются. И, во-вторых, каждое из направлений, по сути дела, является открытием современного варианта ранее известного.

В связи со всем вышесказанным, необходимо особо подчеркнуть роль искусства в познании мира ребенком дошкольного возраста. Нам важно, чтобы ребенок вырос не только Homo Sapiens, но и духовным существом. И вот именно в этом призвано помочь искусство, и особенно музыка – как самый эмоциональный и доступный его вид. Именно музыка обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, всю многообразную гамму чувств и настроений. Ведь по своему содержанию музыка – это модель человеческих взаимоотношений. Опыт, к сожалению, показывает, что музыка иногда занимает в жизни детского сада непозволительно малую нишу. Отзвучала в НОД, на празднике – и все. О. Шпенглер считал, что музыка – это «высшая форма человеческого познания», а Б. М. Теплов считал музыку – «эмоциональным познанием».

Памятуя о том, что в основе любой музыкальной деятельности лежит восприятие, мы пришли к мнению, что надо расширить и углубить этот процесс, сделав его более значимым, образным и увлекательным. Так появился Гудоша, мальчишка лет шести, и его наставник – Маэстро. Теперь надо было оформить их процесс общения, и было решено облечь его в форму музыкального лектория, по типу абонементских концертов, что и подсказало название этих встреч – «Детская филармония», специализированный факультативный курс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. Возникновение и расширение «зон вхождения в музыку», или соблюдение принципа ЭМОЦИОГЕННОСТИ, позволяет детям легче раскрыться, т. е. каждый сможет найти то, что созвучно его душе, его внутреннему миру.

Принимая во внимание некоторые оплошности прошлых лет, подбор музыкального репертуара осуществлялся по принципу её ИСТИННОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, САМОЦЕННОСТИ и УМЕНИЯ ПОТРЯСТИ душу ребенка. Основным критерием подбора являлось то, относится ли это произведение к сокровищнице мирового музыкального искусства.

Формой работы в «Детской филармонии» были избраны встречи по типу абонементских концертов с частотой 2 раза в месяц, итого за учебный год – 18 встреч.

Цель программы: формирование у детей старшего возраста эстетического отношения к миру средствами музыки.

Условия осуществления цели программы: сама содержательная часть программы, игровые модели, эмоционально – проблемные ситуации, проектирование, рефлексивный анализ, игровые перевоплощения.

Задачи программы:

- воспитывать у детей основы музыкально – эмоциональной культуры,

- учить вживаться в образ, осмысливать его состояние,

- обогащать интонационно – речевой опыт, умение пользоваться

эмоционально – образным словарем,

- учить находить способы познания собственного эмоционального

Состояния, развивать эмпатические способности средствами музыки.

Программа строилась с учетом следующих принципов:

- принцип культуросообразности, выстраивающий содержание

программы как последовательное освоение общечеловеческих

ценностей,

- принцип эмоциогенности, предполагающий погружение ребенка в

такую атмосферу, где он бы понимал свое состояние и состояние своего

собеседника, сопереживателя.

- принцип другодоминантности, когда состояние другого воспринимается

как свое (по А. А. Ухтомскому,

- принцип эстетизации, предполагающий наполнение жизни ребёнка

переживаниями от встреч с искусством.

Области развития при реализации программы:

- социально – коммуникативная,

- познавательная,

- физическая,

- художественно эстетическая,

- речевое

Предполагаемые результаты:

Наличие устойчивого интереса к музыке, умение СЛУШАТЬ и ПОНИМАТЬ выразительные средства, давать развёрнутую характеристику музыкальным произведениям, соотносить свои переживания с переживаниями и чувствами героя.

Содержание программы «ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ»

Слушание:

Продолжать формировать устойчивый интерес к музыке, музыкальный вкус. Рассказать о том, где «живет» музыка, как она рождается, о музыкальных инструментах разных времен и народов.

Дать понятие о мелодии как основе смысловой нагрузки музыкального произведения, как основном выразительном средстве музыки. Научить различать выразительные и изобразительные средства, опираясь на выразительные интонации человеческой речи, уметь сравнивать их.

Научить чувствовать и видеть цвет в музыке, сопоставлять его с характером музыки (пастельные, светлые тона – с нежным, спокойным; темные, густые – с мрачным, тревожным; интенсивные, яркие - с торжественным, праздничным). Обратиться в этой работе к репродукциям художников – М. Врубеля, В. Васнецова, И. Левитана; использовать стихи русских поэтов А. Фета, А. Майкова, А. Пушкина, Ф. Тютчева и др.

Различать музыку инструментальную и вокальную, уметь слушать оркестровую, узнавать в ней знакомые инструменты. Знать, кто такой дирижер, и какова его роль. Знать, понимать и уметь пользоваться специальной терминологией.

Пение:

Закрепить знание о песне, как об одном из «китов» музыки (по Д. Б. Кабалевскому). Рассказать об истории появления, развития, видах песни.

Дать понятие о песне народной, авторской, романсе, серенаде, баркароле, гимне.

Голос – это природный музыкальный инструмент. Рассказать о том, как важно уметь им правильно пользоваться, познакомить с музыкальными произведениями только для голоса, дать понятие о пении без сопровождения – a capella. Рассказать о видах голосов.

Познакомить с оперой, её особенностями, познакомить с детской оперой.

Музыкально – ритмические движения:

Познакомить с другими «китами» музыки – маршем и танцем. Рассказать об истории возникновения и развития отдельных танцев: вальс, кадриль, мазурка, полонез, полька, менуэт. Научит понимать различия между танцем и пляской.

Чувствовать и понимать в движении не только ритм музыки, но и её интонации, характер, образное содержание.

Познакомить детей с музыкальной пантомимой, одним из раздело языка движений: жесты общения или музыкальная лексика – «Прошу!», «Не надо!», «Иди сюда», «Уходи!» и др. Уметь пользовать ими в соответствии с характером музыки.

Познакомить с балетом, как видом искусства, рассказать об истории появления, познакомить с балетной музыкой П. И. Чайковского.

Игра на детских музыкальных инструментах:

Закреплять умение пользоваться ручными знаками при определении звуковысотности и длительности звуков, уметь оформлять это графически, используя карточки и фланелеграф. Уметь выкладывать звуковысотный и римический рисунок знакомых песенок и попевок, исполнять его «с листа» и по памяти на металлофоне. Использовать для этого дидактические игры и пособия.

Учить оркестровке с целью дальнейшего углубления понимания характера музыки и выражения его при помощи сознательно выбранных инструментов.

Дать понятие об ансамбле, добиться понимания этого термина, играть в ансамбле и слышать собственное исполнение, и исполнение друзей.

Содержание встреч в «Детской филармонии»

1. Знакомство с Гудошей. Гудоша в гостях у Маэстро. Поход в

музыкальный зал. Прощание Музыки с Гудошей.

2. Гудоша узнает, что музыка умеет общаться и разговаривать.

3. Гудоша начинает изучать язык музыки.

4. Первый экзамен.

5. Игра в игру. Знакомство Гудоши с ритмом, темпом и тембром.

6. Открытие Гудоши. Знакомство с историей рождения

музыкальных инструментов.

7. Поиграем? Нет, потанцуем! А, может быть, споем?

Неправильный концерт!

8. Музыка и настроение.

9. «Когда хорошо – хочется петь!»

10. «И танцевать тоже!»

11. Гудоша встречается с китами.

12. «Кто вы, Маэстро или дирижер?»

13. Гудоша командует оркестром.

14. «Петь – проще!» - решает Гудоша. Путешествие в оперу.

15. «Играть легко и петь легко, а танцевать – ещё проще!» -

Гудоша отправляется в балет.

16. Неожиданный концерт.

17. Возвращение Музыки.

18. Праздник «Здравствуй, Музыка!»

Мониторинг для определения уровня развития детей в конце встреч в «Детской филармонии» состоит из ряда тестовых заданий:

- «Как звучит картина?»

- «Кто с кем дружит?»

- «Нарисуй музыку»

- «Рожицы»

- «Художественный салон»

- «Разноцветная музыка»

- «Узнай, кто я»

Авторские дидактические игры:

«Кого встретил колобок»

«Маэстро» http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-didakticheskaja-igra-mayestro.html

«Музыкальная тропинка» http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskaja-muzykalno-didakticheskaja-muzykalnaja-tropinka.html

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. О. П. Радынова «Слушаем музыку» М. «Просвещение», 1990г.

2. А. Кленов «Там, где музыка живет» М. «Просвещение» 1986 г.

3. Э. Финкельштейн «Музыка от А до Я» Л.»Сов. комп.» 1991г.

4. Ю. Алянский «Азбука театра» Л. «Детская лит-ра» 1990г.

5. А. Кленов «Секрет Страдивари» М. «Музыка» 1989г.

6. Д. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое» М «Дет лит-ра» 1072г.

7. Г. Абрамян «Солнечный круг» М «Малыш» 1985г.

8. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» М. «Сов. комп.» 1986г.

9. С. Газарян «Рассказы о гитаре» М. «Дет. лит-ра» 1987г.

10. «Музыка – кудесница» сб. М.

11. Л. Школяр «Ребенок в музыке и музыка в ребенке», ж. «Д. В.»,

№ 9,10 – 1992г.

12. Е. Юдина «Первые уроки музыки и творчества» М.

«Аквариум» 1999г.

13. «Ребенок в мире культуры», п/ред. д. п. н.

проф. Р. М. Чумичевой, С «Старопольсервисшкола» 1998г

Публикации по теме:

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно - речевому и художественно.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Детская филармония». Специализированная программа для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2014 в 13:34
+140Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Детская филармония». Специализированная программа для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Попова (УИ 60645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 137.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД