Людмила Слободяник
Дополнительная образовательная программа Кружок «Знайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа Кружок
униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8 «Тополёк»
Города Клинцы Брянской области.
Утверждена:
Педсовет № 1 от 04.09. 2012г.
Председатель педсовета: Агеенко М. Н.
Возраст воспитанников: 4 - 5 лет.
Срок реализации программы : 1 год.
Воспитатель
1-й квалификациооной
категории
Слободяник Л. Н.
Г. Клинцы 2012 год.
Публикация «Дополнительная образовательная программа Кружок „Знайка“» размещена в разделах
Содержание дополнительной образовательной
программы :
1. Пояснительная записка …. 1-9 стр.
2. Учебно-тематический план…10-14 стр.
3. Содержание программы…. 15-20 стр.
4. Материальное обеспечение программы…. 21 стр.
5. Календарно-тематический план…. 22-39 стр.
6. Список литературы…. 40 стр.
Пояснительная записка.
Актуальность работы кружка :
В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В средней группе активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.
Основная цель программы :
Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы :
способствовать расширению кругозора.
развивать мотивацию к познанию и творчеству.
формировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников.
обучать младших школьников работе с различными источниками информации.
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Разделы программы :
Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.
Прямой и переносный смысл речевых оборотов.
Математические логические задачи загадки.
Геометрические задачи и головоломки.
Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.
Логические задачи на применение общих знаний.
Отличительные особенности программы :
В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний: (Области Познание, Художественное творчество, ФЭМП, ФЦКМ) Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идё т развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : 4-5 лет средней группы детского сада.
Сроки реализации образовательной программы : один учебный год.
Программа рассчитана на 36 занятий по 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы : ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников(4-5лет);
Основные дидактические принципы программы : доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.
В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.
Формы реализации программы :
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы и приёмы реализации программы :
Для качественного развития логического мышления предусмотрено:
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.
Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.
В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании в формировании наглядно – образного логического мышления.
Применяются такие методы:
Фонетическая зарядка
Настольно – печатные
Чистоговорки, языколомки,
Словестные игры
Анализ и синтез предметов.
Чтение микрорассказов.
Психогимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Загадки – складки.
Словарные упражнения.
Работа с раздаточным материалом.
Вопросы.
Работа с рабочими тетрадями.
В работе использовались следующие приемы:
В качестве исходных детям предлагались слова: хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т. п. (частнооценочная лексика, с которой они должны были составить словосочетания: хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. п.
Составление словосочетаний.
а) составление словосочетаний с синонимически близкими словами.
б) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.
в) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени) : суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.
3. Составление предложений:
а) Составить предложение с заданным словом: (хороший) – За окном хороший денек.
б) распространить предложение с помощью синонимов.
Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.
г) дополнить предложение словом с противоположным значением: Буратино веселый, а Пьеро…
Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.
Составление рассказов:
а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;
б) составление рассказов по серии сюжетных картин, предложенных из детских журналов периодической печати.
в) составление рассказов по картине и иллюстрации из журналов.
Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме. Значительное место уделяется использованию внешних опор и наглядно-иллюстрированному материалу.
Выполнение описанных выше упражнений способствует:
уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;
правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;
использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.
Это выражается в более точном определении ситуаций, происходящих событий и более полной оценке детьми характеров героев, их поступков. Игра и игровое общение в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры- читателей,
почемучкины игры
Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание к рассматриванию предлагаемой литературы и материала, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Организация деятельности.
Кружок первого года обучения формируется из учащихся 4-5лет.
Это дети дошкольного возраста средней группе детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, работа в парах, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности логического задания.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся кружка. Создание собственной загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения.
К концу года дети должны знать и уметь:
Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.
Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.
Знать особенности логических и математических задач, решать их.
Уметь решать и составлять рисуночные ребусы; ребусы, содержащие предлоги и числа,
Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.
Уметь решать и составлять кроссворды.
Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные).
Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.
Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.
Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.
Учебно-тематический план первого года обучения.
№
п\п Тема Количество часов
теоретические практические всего
1. Вводное занятие 1 - 1
2. Обобщение. 1 - 1
3. Обобщение предметов по признаку формы. 1 1 1
4. Обобщение предметов по признаку назначения. 1 1 2
5. Обобщение предметов по признаку цвета. - 1 1
6. Сравнение (вводное). 1 - 1
7. Сравнение предметов по форме и цвету. - 1 1
8. Сравнение предметов по размеру и массе. - 1 1
9. Сравнение предметов по скорости движения. - 1 1
10. Сравнение предметов по расположению. - 1 1
11. Сравнение предметов по назначению. - 1 1
12 Анализ и синтез. Решение и составление задач – шуток. - 1 1
13. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.
1
1
2
14. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
1
1
2
15. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».
-
1
1
16. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
-
1
1
17. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
1
1
2
18. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
1
1
2
19. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением. 1 1 2
20. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
1
1
2
21 Решение загадок и логических задач о сказочных героях. - 1 1
22. Обучение разгадыванию и составлению загадок. - 1 1
23. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
1
1
2
24. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
1
1
2
25. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
1
1
2
26. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.
-
1
1
Всего: 13 23 36
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Цели и задачи работы кружка. Рассказ о том, чем дети будут заниматься на занятиях в кружке, правилами поведения. Выставка детских журналов «Смекалочка», «Игралочка», «Учимся играя» за2012 год, детских книг по логике, рабочих тетрадей.
1. Обобщение.
1.1. Обобщение.
Логические упражнения «Назови одним словом», «Что мы имеем только по два», «У кого две ноги?», «Что бывает только одно?».
Материал: картинки с изображением (глаз, зуб, рука, нога, ухо, нос, язык, с изображением животных, насекомых, человека.
1.2. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Какие из этих предметов имеют треугольную (круглую, прямоугольную, квадратную) форму?», И/у «Дорисуй круг.», И/у «Дорисуй овал…», И/у «Дорисуй прямоугольник…», И/у «Дорисуй квадрат…».
Материал: картинки с изображением геометрических форм, изображением животных, насекомых, человека.
1.3. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Чем похожи, чем отличаются предметы?». И/у «Что похоже на данную фигуру?»
Материал: картинки с изображением геометрических форм, предметные карточки.
1.4. Обобщение предметов по признаку формы.
Логические упражнения «Какие геометрические фигуры использовал художник в этих рисунках?». Моделирование предметов из геометрических фигур по замыслу детей.
Материал: картинки с изображением геометрических форм, предметные карточки, набор геометрических фигур.
1.5. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Чем отличаются отличаются предметы друг от друга? Для чего они предназначены?». И/у «Что лишнее?».
Материал: картинки с изображением щёток, предметные карточки.
1.6. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Что общего между этими предметами?». И/у «Что лишнее?».
Материал: предметные картинки: лошадь, морской конь, детская лошадка - качалка, спортивный снаряд, предметные карточки.
1.7. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Чем похожи и чем отличаются предметы?». И/у «Что лишнее?».
Материал: картинки: часы и весы, свеча и лампочка, гитара и пианино; предметные карточки.
1.8. Обобщение предметов по признаку назначения.
Логические упражнения «Какая это посуда: чайная, кухонная или столовая? Почему?». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Собери разбившийся чайник».
Материал: картинки с изображением различной посуды.
1.9. Обобщение предметов по признаку цвета.
Логические упражнения «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?», «Назови предметы зелёного цвета, изображённые на картинке». И/у «Что лишнее?», «Найди пару».
Материал: Предметные картинки
1.10. Обобщение предметов по признаку цвета.
Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету», «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?». Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Соедини в комплекты». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Цветное лото».
Материал: Предметные картинки, лото.
2. Сравнение
2 .1. Сравнение (вводное).
Логические упражнения «Сравни предметы. Что в них общего?» - (Все предметы круглой формы, (Все предметы красного цвета); «Назови самый большой (маленький) предмет, самый солёный предмет, самый лёгкий предмет, самое медленное животное, самый быстрый транспорт, в какой книге больше всего страниц?»
Материал: предметные картинки из игры «Три предмета».
2.2. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Чья тень?», «Соедини каждый предмет с его тенью», «На кого составлен фоторобат», «Соедини каждого ребёнка с его отражением в кривом зеркале», «Найди двух близнецов». «Найди пять отличий».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.3. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Найди похожую вазу», «Подбери нужное окошко», «Соедини одинаковые фигуры», «Найди одинаковые предметы», «Найди одинаковые по форме флажки».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.4. Сравнение предметов по форме и цвету.
Логические упражнения «Подбери к варежкам их половинки», «Какая ленточка не похожа на остальные», «Помоги юному детективу определить кто оставил след», «Какой оттиск оставит эта печать», «Подбери правильный осколок к вазе», «Помоги шофёру подобрать недостающее колесо к машине».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.5. Сравнение предметов по размеру и массе.
Логические упражнения «В каком аквариуме рыбке просторнее плавать?», «Что тяжелее, что легче?», «Какие из этих предметов мягкие (металлические, деревянные)», «Расставь полоски в убывающем порядке по длине». Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.6. Сравнение предметов по размеру и массе.
Логические упражнения «Расставь полоски в возрастающем порядке по ширине», «Кто толще: большая ветка или тонкое бревно?», «Кто длиннее: короткая змея или длинный червяк?», «Кто больше: маленький медведь или большой жук?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.7. Сравнение предметов по скорости движения.
Логические упражнения «Кто быстрее движется?», «Расставь картинки в порядке ускорения движения», «Кто быстрее доберё тся до лепестков цветка: бабочка или червяк?», «Кто больше соберёт мё да: пчела или жук?», «Кто лучше летает: курица или лебедь?», «Кто быстрее двигается: ёжик или гусеница?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.8. Сравнение предметов по расположению.
Логические упражнения «Подбери парные картинки», «Подбери парные карточки».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
2.9. Сравнение предметов по назначению.
Логические упражнения «Найди предметы образующие пару», «Подбери товарищей», «Соедини головы зверей с их туловищами».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
3. Анализ и синтез.
3.1. Решение и составление задач – шуток.
Логические упражнения «Вставь пропущенное слово (числительное)», «Ответь на вопрос в конце стихотворения», «Закончи стихотворение», «Найди ошибку в стихах».
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме.
3.2. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.
Логические упражнения «Какой предмет на рисунке встречается пять раз?», «Преобразование фигур», «Сколько геометрических фигур ты видишь на каждом рисунке?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
3.3 Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
Логические упражнения «Составление предметов по образцу», «Составление предметов по контуру», «Придумывание собственных образцов».
Материал: Предметные картинки, образец, иллюстрации по теме, ребусы.
3.4. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».
Логические упражнения «Перебежки», «Разложи вещи по местам», «Что сначала, что потом?», «Превращение», «Что кому подойдёт?», «Кто спрятался?», «Найди где спрятано».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.5. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
Логические упражнения «Закончи рассуждения», «Задания – рассуждение», «Части каких животных совместились на этих рисунках?», «Что странного в этих людях?», «Где кто отдыхал?», «Когда это бывает?», «Что напутал художник?»
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.
3.6. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
Логические упражнения «Как ты понимаешь эти высказывания?».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, иллюстрированные логические задачи.
3.7. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
Логические упражнения «Объясни значение», «Что это означает?», «Как ты это понимаешь?».
Материал: Иллюстрации по теме пословицы.
3.8. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.
Логические упражнения «Найди дорогу». Показать различные лабиринты.
Материал: Иллюстрации по теме, лабиринты.
3.9. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
Логические упражнения «Решение кроссвордов», «Составление кроссвордов».
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме, журнал с кроссвордами.
3.10. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.
Логические упражнения «Узнай сказку», «Что перепутал художник?», «Что сначала, что потом?»,
Материал: Предметные картинки, лото «Узнай сказку», иллюстрации по теме, загадки о сказочных героях.
3.11. Обучение разгадыванию шарад.
Логические упражнения «Разгадывание шарад», «Составление шарад» - работа в микрогруппах.
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме.
3.12. Обучение разгадыванию и составлению загадок.
Логические упражнения «Разгадывание загадок», «Составление загадок» - работа в парах.
Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме.
3.13. Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
Логические упражнения «Решение ребусов», «Составление ребусов» - работа в микрогруппах.
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.14. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
Логические упражнения «Решение ребусов», «Составление ребусов».
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.15. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
Логические упражнения «Вставь пропущенное слово»,
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
3.16. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.
Логические упражнения
Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.
Материальное обеспечение программы.
1. Дидактические игры: «Неразлучные друзья», «Что сначала, что потом?», «Шиворот – навыворот», «Логическое лото», «Лото», «Вспомним сказку», «Логические игры дошкольникам».
2. Дидактические игры, изготовленные своими руками: «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Определение совокупности предметов по заданному числу», «Магический квадрат», «Логические игры и упражнения», «Лабиринты по различным темам», «Головоломки», «Найди пару (с цифрами)», «Ребусы», «Филфорды», «Кроссворды», «Тренинги».
3. Демонстрационный материал: иллюстрации из книг Г. П. Шалаевой «Больщая книга логических игр», «Увлекательные картинки – загадки»; «Учимся математике, играя», «Занимательная логика» Е. И. Соколовой.
4. Подписные издания «Смешарики», «Учимся, играя», «Непоседа», «Смекалочка».
5. Рабочие тетради для дошкольников «Логика» - «Найди отличия», «Противоположности», «Найди, что не подходит», «Развиваем связную речь».
6. Цветные карандаши, фломастеры, простые графические карандаши, ножницы,
Календарно – тематическое планирование кружка
«Знайка».
№ Месяц Неделя Тема Содержание
1 С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь 1 Книги – загадки. Вводное занятие
2 2 Мир вокруг нас. Обобщение.
3 3 На что похоже? Обобщение предметов по признаку формы.
4 4 Какой формы? Обобщение предметов по признаку формы.
5
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
1 Неразлучные друзья. Обобщение предметов по признаку назначения.
6 2 Кому что нужно? Обобщение предметов по признаку назначения.
7 3 Какого цвета лето? Обобщение предметов по признаку цвета.
8 4 Будь внимательным. Сравнение (вводное).
9
Н
О
Я
Б
Р
Ь
1 Что общего? Сравнение предметов по форме и цвету.
10 2 Самый лёгкий. Сравнение предметов по размеру и массе.
11 3 Кто быстрее? Сравнение предметов по скорости движения.
12 4 Найди пару. Сравнение предметов по расположению.
13
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1 Неразлучные друзья. Сравнение предметов по назначению.
14 2 Увлекательная математика. Анализ и синтез. Решение и составление задач – шуток.
15 3 Игры со счётными палочками. Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач.
16 4 Волшебный квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
17
Я
Н
В
А
Р
Ь
1 Магический квадрат. Обучение решению и составлению «магических» квадратов.
18 2 Что лишнее и почему? Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».
19 3 Умные цепочки. Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
20 4 Шиворот – навыворот. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
21
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1 Противоположности. Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними.
22 2 Пословица недаром молвится. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
23 3 Крылатые слова. Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц.
24 4 Путешествие на луну. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.
25
М
А
Р
Т
1 Поможем Знайке. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.
26 2 Скатерть – самобранка. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
27 3 Прогулка в лесу. Знакомство с кроссвордами. Обучение их решению и составлению.
28 4 Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.
29
А
П
Р
Е
Л
Ь
1 Карусель загадок. Обучение разгадыванию и составлению загадок.
30 2 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
31 3 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов.
32 4 Прятки с предлогами. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
33
М
А
Й
1 Загадки – шарады. Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги.
34 2 Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
35 3 Что увидел следопыт? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа.
36 4 Турнир головоломок. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон.
Список литературы.
1. Г. П. Шалаева «Больщая книга логических игр».Москва АСТ. 2011г
2. Свердлова Г. А. «Увлекательная математика». Брянск 1998г.
3. Соколова Е. И. «Занимательная логика». Москва. ОАО «Молодая гвардия».2005г.
4. Виноградова Н. Ф. «Увлекательные картинки – загадки». Москва «Вентана – Граф». 2009г.
5. ГорячевА. В. ,Горина К. И. «Информатика в играх и картинках». Москва «Балас».2010г.
6. Периодические издания «Роспечать» за 2011-2012годы «Смешарики», «Учимся, играя», «Смекалочка», «Непоседа».