Получи документы

Дополнительная образовательная программа «Приключения Рублика или финансы для детей»

Елена Попова
Дополнительная образовательная программа «Приключения Рублика или финансы для детей»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Принято

Протокол заседания

педагогического совета №_

от ___

Утверждаю

Заведующий ___ И. В. Прокопьева

Приказ №___

Дата утверждения ___

п. Космынино

2019г

СОДЕРЖАНИЕ

№ Наименование Страница

1. Целевой раздел 3-5

1.1 Пояснительная записка 3-4

1.2 Цель и задачи программы 4-5

2 Содержательный раздел 6-15

2.1 Формы, методы и приемы обучения 6

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Приключения Рублика или финансы для детей“» размещена в разделах

2.2 Формы, методы и приемы реализации программы 6

2.3 Принципы реализации программы 7-8

2.4 Взаимодействие с родителями 8-9

2.5 Предполагаемый результат 9-10

2.6 Структура занятия 10-11

2.7 Учебный план 11-13

2.8 Содержание программы 13-15

3 Организационный раздел 16

3.1 Перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ и методических пособий 16

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность старших дошкольников речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.

Настоящая программа описывает курс по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Программа дополнительного образования предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность организованной образовательной деятельности составляет 25 мин, что соответствует возрастным нормативам. Общее количество занятий в год – 36 .

Планирование работы объединения строится с учетом следующих факторов:

- реализация индивидуального подхода к каждому ребёнку;

- подача материала в игровой форме;

- создание положительной мотивации выполнения заданий;

- чередование различных видов деятельности.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные :

формировать первичные экономические представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;

• научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

• показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности;

• сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

• научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.);

Развивающие:

• развивать экономическое мышление;

• развивать память, воображение, речь, внимание;

• развивать наблюдательность;

Воспитательные:

• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

• воспитывать трудолюбие, бережливость, экономность, ответственность;

• воспитывать уважительное отношение к труду людей.

2. Содержательный раздел

2.1 Формы, методы и приемы обучения

Представленная программа направлена на формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, способствует обогащению представлений детей о семейном бюджете, вводит в мир экономический понятий.

Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Программа предполагает групповую форму организации занятий. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, занятия предполагают широкое применение игровых образовательных технологий.

Использование здоровьесберегающих технологий реализуется в обязательном применении динамических пауз, малоподвижных игр, применяемых для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки.

Применение описанных технологий позволяет удержать внимание детей, активизировать их деятельность и сделать результат эффективнее.

Новизна настоящей программы заключается во внедрении персонажа Рублика в качестве экскурсовода в мир финансовой грамотности детей.

2.2 Методы и приемы реализации программы

Пути и методы реализации:

1. Наблюдение.

2. Рассматривание рисунков и фотографий.

3. Свободное и тематическое рисование.

4. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

5. Этюды.

6. Импровизации.

7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

8. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

9. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

10. Чтение художественных произведений.

11. Беседы.

12. Дискуссии.

Средства реализации:

Общение педагога и детей;

Игровая деятельность.

Художественная литература.

Методы реализации:

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Словесные: беседы, рассказ педагога.

Практические: игры, творческие задания, виртуальные экскурсии.

2.3. Принципы реализации программы

1. Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)

В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.

Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.

Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.

7. Принцип связи с жизнью.

Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

2.4. Взаимодействие с родителями:

Помимо планирования систематической работы с воспитанниками, программа предполагает тесное сотрудничество с их семьями. При этом предполагается использование следующих форм работы:

индивидуальные и групповые консультации;

анкетирование;

организация тематических практикумов;

ознакомление с данными о результативности работы;

2.5. Предполагаемый результат

К концу курса занятий дети должны уметь:

- различать виды денег;

- решать посредством математических действий экономические задачи, выполнять соответствующие возрасту поручения, трудовые действия, домашние обязанности.

- понимать потребности и возможности семьи, понимать необходимость экономии семейного бюджета, разумно расходовать деньги, уметь экономить и сберегать средства семейного бюджета.

К концу курса дети должны знать:

- историю происхождения денег;

- важность и необходимость профессиональной деятельности;

- основные экономические термины: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «планирование расходов», «спрос», «предложение», «реклама».

Работа объединения связана с образовательными областями :

1. «Речевое развитие» – умение грамотно использовать в речи некоторые экономические понятия.

2. «Социально – коммуникативное развитие» - развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование нравственных качеств личности: ответственность, бережливость, сила воли.

3. «Познавательное развитие» - введение детей в историю становления экономики в доступной для них форме.

4. «Физическое развитие» - развитие мелкой моторики, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

5. «Художественно – эстетическое развитие» - использование возможностей продуктивных видов деятельности в формировании основ финансовой грамотности детей.

2.6 Структура занятий

Каждое занятие имеет определенную структуру, отвечающую требованиям ФГОС ДО.

I. Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей).

II. Основная часть:

1. Работа по формированию основ финансовой грамотности в игровой форме.

2. Динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.

3. Закрепление пройденного материала в игровой форме.

III. Заключительная часть, рефлексия.

Работы с детьми старшего дошкольного возраста по программе подразумевает проведение как теоретических, так и практических занятий.

Техническое оснащение занятий

Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в группе создаёт возможность для успешного усвоения материала, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности.

В группе дошкольного учреждения, где будут проводиться занятия и реализовываться программа по развитию коммуникативных навыков у детей все необходимые условия соблюдены. Имеется просторное, комфортное, удобное помещение для проведения занятий, оснащённое современным техническим оборудованием, а именно:

- мультимедийный проектор;

- экран для проецирования изображений;

- персональный компьютер;

- музыкальный центр;

Освещение помещения соответствует СанПин. Соблюдены все правила охраны жизни и здоровья детей. В помещении имеется место для проведения малоподвижных игр и динамических пауз. Созданная обстановка способствует эмоциональному благополучию воспитанников.

Развивающая среда:

Реализация программы предъявляет следующие требования к организации развивающего пространства:

1. Каталоги игр по формированию основ финансовой грамотности;

2. Предметные и сюжетные картинки;

3. Наглядный материал: банкноты, монеты.

4. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Банк», «Магазин».

2.7 Учебный (тематический) план

№ п/п Названия разделов и тем Количество часов

всего теория практика

1. Вводное организационное занятие. 1 0,5 0,5

1.1. Вводное организационное занятие «Рублик в гостях у ребят» 1 0,5 0,5

2. «С чего все началась? Рублик рассказывает о своем прошлом». 10 4,5 5,5

2.1. Виртуальная экскурсия «История возникновения денег» 1 0,5 0,5

2.2 «Купюры или монеты?» 1 0,5 0,5

2.3 «Наши дни: загадочная пластиковая карта» 1 0,5 0,5

2.4 «Где хранятся деньги?» (банк) 1 0,5 0,5

2.5 Сюжетно – ролевая игра «В банке» 3 0,5 2,5

2.6 Виртуальная экскурсия «Монетный двор». 1 0,5 0,5

2.7 «Рублик в гостях у Доллара» (деньги стран мира) 2 1,5 0,5

3. «Рублик рассказывает, откуда берутся деньги» 10 6,5 3,5

3.1. «Зачем нужны профессии» 1 1 0

3.2. «За что платят зарплату?» 1 1 0

3.3. «Мир профессий» 5 4 1

3.4. Сюжетно – ролевая игра «Центр занятости» 3 0,5 2,5

4.1 Рублик планирует семейный бюджет. 11 4 7

4.2 «Потребности моей семьи» 2 1 1

4.3 «Как не потратить все деньги сразу» 1 0,5 0,5

4.4. «Такие разные цены» 1 1 0

4.5. «Планируем покупки!» 2 0,5 1,5

4.6 «Моя копилка» 2 0,5 1,5

4.7 Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в магазин» 3 0,5 2,5

5 «Рублик рассказывает о финансовых взаимоотношениях» 3

1,5 1,5

5.1 «Спрос и предложение» 1 0,5 0,5

5.2 «Реклама» 2 0,5 1,5

6. Итоговое развлечение «Рублик приглашает друзей» 1 0,5 0,5

Итого: 36 17,5 18,5

2.8 Содержание программы

Вводное организационное занятие «Рублик в гостях у ребят» - 1 ч.

Теория - 0,5 ч.

Практика - 0,5 ч.

Знакомство детей с главным героем Рубликом, формирование представления о правилах поведения и общения на занятиях, необходимости соблюдать технику безопасности.

«С чего все началась? Рублик рассказывает о своем прошлом» - 10 ч.

Теория - 4,5 ч.

Практика - 5,5 ч.

Введение детей в историю происхождения денег. Ознакомление с современными денежными средствами, понятиями «наличный и безналичный расчет». Формирование представления о том, что каждая страна имеет свою валюту. Закрепить полученные представления в сюжетно – ролевой игре.

«Рублик рассказывает, откуда берутся деньги» - 10 ч.

Теория - 6,5 ч.

Практика - 3,5 ч.

Введение детей в мир профессий. Формировать представление о том, что трудовая деятельность - это система взаимосвязанных компонентов. Работать - значит получать результаты, нужные людям. За добросовестный труд и хороший результат платят деньги. Важно своим трудом приносить пользу своей семье, обществу. Воспитывать уважительное отношение к труду. Познакомить детей с понятием «зарплата». Закрепить полученные представления в сюжетно – ролевой игре.

«Рублик планирует семейный бюджет» – 11 ч.

Теория – 4 ч.

Практика – 7 ч.

Помочь детям получить первичное понимание экономических терминов: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «планирование расходов». Формировать умение понимать потребности и возможности семьи, понимать необходимость экономии семейного бюджета, разумно расходовать деньги, уметь экономить и сберегать средства семейного бюджета. Закрепить полученные знания в игровой деятельности.

«Рублик рассказывает о финансовых взаимоотношениях» - 3 ч.

Теория - 1,5 ч.

Практика - 1,5 ч.

Формировать представление детей о понятиях «спрос», «предложение», «реклама». Научить применять их в жизни, принять участие в «съемке рекламного ролика».

Итоговое развлечение «Рублик приглашает друзей» - 1 ч.

Теория – 0,5 ч.

Практика – 0,5 ч.

Создать условия для закрепления знаний детей, усвоенных в ходе реализации программы.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет — организационный раздел III. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Для обеспечения выполнения.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Приключения Рублика или финансы для детей»
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 09:11
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД