Получи документы

Дополнительное образование «Добрый мир»

Маргарита Кузьмина
Дополнительное образование «Добрый мир»
▼ Скачать + Заказать документы

«Добрый мир»

Дополнительная общеразвивающая программа

Социально - педагогической направленности

с детьми дошкольного возраста

разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Составитель:

Воспитатель: Кузьмина М. Н.

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации: 3 года

г. Талдом.

Содержание

Информационная карта программы 3

Пояснительная записка 4

Цели и задачи, принципы построения программы 4

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа 5

Режим занятий 7

Публикация «Дополнительное образование „Добрый мир“» размещена в разделах

Содержание программы 7

Механизм реализации программы 8

Условия реализации программы

8

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

8

Приложение 9

Список литературы 26

Информационная карта программы

Название программы «Занимательная астрономия»

Основание для разработки Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Автор-составитель Кузьмина М. Н - воспитатель

Организация исполнитель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Улыбка»

География 141900, Московская область, Талдом, Мичурина, 6а

Целевая группа Дети от 4 до 7 лет, родители (законные представители)

Тип программы Общеразвивающая направленность

Объём и сроки реализации Объем программы –96 академических часов.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Форма обучения Очная

Цель Развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи -духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

- создание условий творческого развития;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Источники финансирования Бюджетные (бесплатно, спонсорские средства

Краткое содержание программы Детям не только сообщаются готовые знания, но и ставятся проблемные ситуации, в разрешении которых они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии. Программа разработана на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, однако дополнена материалами духовно-нравственного характера.

Ожидаемые результаты В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:

а) любовь к людям (сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков,

б) стыд (различение в себе добра и зла и т. д)

в) чувство совести (оценка своего поведения и его мотивов).

Пояснительная записка

Направленность программы: В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой была разработана программа «Добрый мир», которая строится в соответствии с целью и общими принципами ФГОС. На основе этой программы была разработана адаптированная программа кружка "Добрый мир". Содержательный модуль реализует задачи возрождения традиционного для России духовно-нравственного воспитания. В процессе освоения программы решается задача развития личности дошкольника.

Актуальность: Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются в настоящее время наиболее актуальной задачей системы дошкольного образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей.

Педагогическая целесообразность : Процесс формирования личностных качеств ребенка имея сенситивный период развития в дошкольном возрасте, носит длительный пролонгированный характер, имеет отсроченные результаты, поэтому для получения полноценных личностных результатов должна быть преемственность на уровне дошкольного и школьного звена системы образования.

Цели и задачи, принципы построения программы.

Основная цель программы – развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

-духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традициям России

- приобщение к общечеловеческим ценностям;

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

- создание условий творческого развития;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития личности

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст детей, их психологические особенности.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка.

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение

В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Психологические особенности дошкольного возраста (4-7 лет)

Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

Этап 4-7 лет отличается целым рядом признаков.

Среди них:

Гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним — критический возраст для формирования способности любить другого человека.

Установление отношений со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам, включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

Развитие способностей к конструкторским играм, практического мышления.

Развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать, творчества.

Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами.

Синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия.

Мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки).

Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов, внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).

Интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).

Становление воли, произвольности действий.

Любознательность (дети — «почемучки»,

Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка ( детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния). Между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соотношение. (Л. С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний.)

Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия, которая затем перерастает во внутреннюю.

Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия).

Первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

В этот период отмечается множество новшеств:

У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям).

Становление произвольного поведения (стремление управлять собой и своими поступками).

Проявление личного сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

Готовится к школе, что проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного, эмоционального и социального развития.

Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.

Появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.

В интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного мышления; наличие фонематического слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и пальцев).

В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.

В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.

Таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Это характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Появляется интерес к связям, существующим между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать их волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в образовательной деятельности дошкольников. Серьезное внимание уделяет педагог развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению, важным становится содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Важным показателем самосознания детей этого возраста является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций.

2.2. Вид детской группы: постоянного состава.

2.3. Особенности набора детей в группу: набор свободный

2.4. Количество обучающихся: 1 год обучения - 10 -15 человек.

Срок реализации программы: на 3года

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Общее количество часов в год – 32 часа.

Количество часов в неделю 1 академический час. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности соответствует «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», возрасту детей (4-5 лет - 20 минут, 5-6 лет - 25 минут, 6-7 лет - 30 минут)

Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 1ч (с октября по май).

Содержание программы «Добрый мир»

Содержание программы «Добрый мир» ориентировано на:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным ценностям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

-приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

Направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к наблюдению и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- создание условий для самоанализа, творческой самореализации

личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной

культуры;

• укрепление психического и физического здоровья ребенка;

Программа состоит из 3 разделов:

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

. Управление реализацией Программы.

Основными исполнителями программы являются педагоги и родители воспитанников.

Контроль за реализацией программы осуществляет воспитатель. Эффективность программы анализируется исполнителями программы совместно с заведующим по ВМР, результаты обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Кадровое обеспечение. По программе могут работать педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, имеющие представления о содержании базовых понятий проблемы.

Материально-техническое обеспечение. Предметно–пространственная среда оснащена наглядными пособиями, конструкторами, игровым материалом для реализации Программы.

Условия реализации программы:

Материально – техническое обеспечение программы дополнительного образования детей «Добрый мир» включает:

магнитная доска, магнитофон; проектор, экран, ноутбук, краски, карандаши, мелки, альбомы, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, природный материал, иллюстрации, игрушки и т. д.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

-Способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий в культурно историческом и социокультурном контексте.

-Умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В результате работы по этой программе у детей развиваются базовые моральные качества:

а) любовь к людям (сострадание, желание порадовать близких, видение добра в людях, а не их недостатков,

б) стыд (различение в себе добра и зла и т. д)

в) чувство совести (оценка своего поведения и его мотивов).

В качестве критериев оценки личностного развития ребёнка была выделена группа отношений, которые характеризуются понятием духовной культуры - добрые, заботливые, честные, трудолюбивые. Противоположными им показателями являются: недобрые, эгоистичные, лукавые, ленивые.

Формы контроля могут быть вариативными, включая анализ продуктов творческой деятельности.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы дети будут участвовать в выставках, на праздниках детского сада.

«Устроение мира. Наш красивый добрый мир»

Темы разделов: «Свет. День. Ночь», «Небо», «Земля. Вода. Растения», «Солнце, луна, звезды», «Птицы. Рыбы. Насекомые», «Животные», «Человек», «День отдыха».

• Устроение отношений в мире. Что такое хорошо и что такое плохо?

Темы разделов: «О послушании. О трудолюбии», «О прощении, упрямстве», «О милосердии, любви, заботе. Помоги!», «О скромности и хвастовстве», «О воровстве, хитрости, о смелости, о совести»

• Как устроены отношения в нашей жизни.

Темы разделов: «Семья», «Родина», «Наши меньшие друзья»

Учебно- методическое обеспечение программы.

Список литературы:

1. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М. : Ценультура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно –исторических традиций Отечества, 2011г.

4. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

5. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

6. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

7. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л. Н. Антоновой. – М. : Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2011г.

8. Афонькина. Ю. А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Подготовительная группа [Текст] / Волгоград: Учитель, 2012. - 119 с

9. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.

10. Вишняковская В. Н. Свет Руси. Программа духовно – патриотического воспитания детей 5-7 лет Москва, 2004 г.

11. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство Скрипторий 2003»,2007 г.

12. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истории русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. 1997 г.

13. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. Москва, 2007 г.

14. Кондыкирская Л. А. С чего начинается Родина? М. : Сфера, 2004 г.

15. Маханева М. Д. Нравственно – патриотичекое воспитание детей старшего

16. дошкольного возраста. М. : АРКТИ, 2004 г.

17. Цикл «Мери Попинс», Памела Трэверс 1934-1939г

18. Цикл «Денискины проказы», Дэвид Шэннон 2012год.

19. Учебный курс Л. Л Шевченко, «Добрый мир», Москва 2019год

Электронные ресурсы.

https://www.zonar.info (Оригами, мир своими руками)

https://packpacku.com( Раскраски)

https://www.1umka.ru (Умка_ детский развивающий сайт)

www.solnet.ee/ (детский портал Солнышко)

https://teramult.org.ua/ (старые мультфильмы)

https://www.maam.ru/users/1925727

https://www.newauthor.ru/children (Рассказы для детей)

https://biographe.ru/politiki/aleksandr-nevskiy/ (рассказ о Александре Невском и его семье)

ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ. Н. А. НЕКРАСОВ

https://ОНЛАЙН-ЧИТАТЬ. РФ/НЕКРАСОВ-СТИХОТВОРЕНИЯ-ПОСВЯЩЕННЫЕ-РУССКИМ-ДЕТЯМ/4

https://miridei.com/idei-dosuga/kakuyu-knigu-pochitat/12-knig-vzraschivayuschih-v-detyah-um-i-dobrotu/(Рассказы)

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

В добрый путь, в добрый час, детвора! Фотоотчет о выпускном праздникеВ добрый путь, в добрый час, детвора! Фотоотчет о выпускном празднике Вот и заканчивается еще один учебный год… Звенят, гремят выпускные праздники. И у моих «Божьих коровок» прошел выпускной, совсем скоро.

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Фотоотчет о посткроссинге «На добрый привет — добрый ответ»Фотоотчет о посткроссинге «На добрый привет — добрый ответ» Фотоотчет о посткроссинке "На добрый привет - добрый ответ"Ирина Сорокоумова Как давно вы получали письмо или открытку? Не сообщение в.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольников» для старшей группы "Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. " В. А. Сухомлинский. ВСЁ, ЧЕМУ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ В ДЕТСТВЕ,.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Родительское собрание «Право на образование» Протокол №1 родительского собрания в старшей группе от 20.09.12. Тема: «Право на образование» Повестка дня. 1. Тема: «Мы рады встрече с.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование «Добрый мир»
Опубликовано: 6 сентября 2021 в 17:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительное образование «Добрый мир»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Кузьмина (УИ 1925727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД