Лучший педагог года

Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС

Ольга Кребель
Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС

«Роль педагогов дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ

при реализации модели предшкольной подготовки как фактора модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС»

Кребель Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

Центра раннего развития

МОУ ДОД Центра детского творчества

г. Волгодонска

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования с 2011-2012 года из режима эксперимента перешли в режим функционирования.

Публикация «Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

В этой связи существенно возрастает роль и значение системы дополнительного образования детей.

В Центре детского творчества сложилась определенная модель интеграции с общим образованием в рамках ФГОС. Это – организация различных кружков, творческих объединений, освоение профильной образовательной программы; углубление и расширение предметного материала в виде элективных курсов, предпрофильной подготовки и др. Тесное сотрудничество, существующее уже не один год, сложилось между Центром и лицеями, школами и гимназиями города. Данные учебные заведения включены в лицензию Центра детского творчества. Особые отношения связывают нас с интернатами шестого вида, №2 и 14. Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества занимаются с воспитанниками вышеназванных учреждений на их базе. По реализации ФГОС со школами мы работаем с 2010-2011 учебного года.

В 2013-2014 учебном году образовательными программами было охвачено около 572 учащихся вышеназванных учреждений. В рамках интеграции реализовывались различные программы, но наибольшее число – это программы художественно-эстетического и социально-педагогического направлений. В реализации образовательных программ средствами дополнительного образования были задействованы 19 педагогов ЦДТ.

На базах общеобразовательных учреждений образовательная деятельность нашего Центра детского творчества представлена по следующим направлениям:

– ИЗО и декоративно-прикладное творчество на базах 7 ОУ;

– фольклорные ансамбли в 2 ОУ;

– прикладная военно-спортивная подготовка в 1 ОУ;

– шахматы в 1 ОУ;

– предпрофильная подготовка в 1 ОУ;

– военно-патриотическое воспитание в 1 ОУ;

Образовательные программы всех этих детских объединений направлены не только на освоение узкоспециальных профилирующих навыков, но и предоставляют богатый опыт социальной деятельности и позитивного межличностного взаимодействия.

Организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей. Эта модель осуществляется по модели полного дня – группы продленного дня. Часть детей, изъявивших желание заниматься, уходят в Центр детского творчества, часть детей занимаются внеурочной деятельностью на базе общеобразовательной школы. В 2013-2014 учебном году в ЦДТ по данной модели мы сотрудничаем со школами и гимназиями. Образовательными программами было охвачено около 150 младших школьников. В реализации данных программ было задействовано 8 педагогов дополнительного образования ЦДТ.

На наш взгляд – организация внеурочной деятельности на базе учреждения дополнительного образования детей одна из наиболее перспективных и педагогически продуктивных форм интеграционных процессов, так как ребенку даются возможности обогащать свой индивидуальный социальный опыт, в том числе и за счет расширения своего коммуникативно-образовательного пространства.

Еще одна модель взаимодействия существует между центром детского творчества и дошкольными образовательными учреждениями в рамках реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Мы сотрудничаем с детскими садами города. Образовательными программами было охвачено 680 воспитанников детских садов. Педагоги дополнительного образования Центра детского творчества занимаются с воспитанниками детских садов по программам ИЗО и декоративно-прикладного творчества, театра.

Немного подробнее я хотела бы остановиться на деятельности Центра раннего развития, который в этом году начинает восьмой учебный год, так как аналогичных проектов на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования нашего города нет. В нем ежегодно занимаются более 100 воспитанников от 4 до 7 лет. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития не только физических и умственных сил ребенка, но и его чувств, нравственно-волевых качеств, эстетического восприятия окружающего мира. От уровня развития этих качеств во многом зависит будущее ребенка. Дошкольная пора – старт развития личности, во многом определяющий жизненный путь человека. Это период начальной социализации ребёнка, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы и с собственным внутренним миром.

Центр раннего развития работает по образовательной программе предшкольной подготовки, которая является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности, соответствует дошкольному общему уровню образования. В основу образовательной программы положены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Актуальность и востребованность предшкольной программы обусловлена социальным заказом родительской общественности детей дошкольного возраста, так как сегодня далеко не все дошкольные учреждения, в силу социальных и экономических условий, могут обеспечить разностороннюю деятельность детей. Кроме того, ввиду большой загруженности дошкольных образовательных учреждений, не все дети дошкольного возраста могут их посещать.

Комплексная образовательная программа Центра раннего развития актуальна в настоящее время, потому что направлена на всестороннее развитие дошкольников, не посещающих и посещающих дошкольные учреждения, а также на подготовку их к обучению в школе. Основной идеей программы является личностно-ориентированный подход.

Комплексная образовательная программа предусматривает:

Развитие речи;

Обучение грамоте;

Формирование математических представлений;

Окружающий мир;

Раннее изучение английского языка;

ИЗО, лепка;

Психологическое консультирование детей и родителей.

«Центр раннего развития» можно по праву назвать родительским клубом, где родители вместе с детьми готовятся к главному этапу жизни ребенка - переходу в школу.

В течение работы Центра раннего развития в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми.

Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить комплексную программу Центра раннего развития.

Детям очень нравятся совместные праздники с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением.

Летом прошлого года коллектив Центра детского творчества принимал участие в Конкурсе благотворительных проектов ОАО «НИАЭП» на территориях присутствия ОАО «НИАЭП» с социальным проектом «Мир вокруг нас», направленным на реализацию программы предоставления бесплатных образовательных услуг для развития творческого потенциала ребенка, осуществления предшкольной подготовки детей от 4 до 6 лет не посещающих детский сад, в том числе детей с ограниченными возможностями.

Данный проект получил высокую оценку, а Центр детского творчества – гранд на сумму 350 тысяч рублей для реализации проекта, который был направлен на оснащение образовательного пространства Центра раннего развития.

Но особая роль в реализации задач стоящих перед дополнительным образованием сегодня принадлежит педагогам дополнительного образования. Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники открывают для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию.

Поэтому, кадры для нашего образовательного учреждения - важный ресурс, позволяющий качественно осуществлять образовательный процесс. Одна из основных задач, решаемых администрацией Центра детского творчества - создание благоприятных условий для поддержки и профессионального роста педагогов. Кадровая политика учреждения направлена на повышение уровня профессионализма педагогов через аттестацию, курсовую подготовку и переподготовку, самообразование, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Педагогический коллектив МОУ ДОД Центра детского творчества объединяет 84 сотрудника. Более половины из них имеют высшее образование, аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию.

В коллективе есть «Заслуженный учитель РФ», звания «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ» присвоены 6 педагогам.

7 педагогических работников Центра детского творчества являются победителями и призерами городского и областного этапов конкурса «Сердце отдаю детям» В педагогическом коллективе работают 7 человек, которые были в прошлом воспитанниками учреждения.

Педагоги дополнительного образования проходят курсы повышения квалификации ИПК и ПРО, авторские курсы в Ростове-на-Дону, Москве, Санкт-Петербурге. Всего за последние три года курсовой подготовкой было охвачено 37 человек.

Рассматривая педагога как ключевую фигуру в вопросах инновационных преобразований в нашем образовательном учреждении, планируется дальнейшая работа по расширению профессиональных интересов педагогов в овладении научно-методическим, психолого-педагогическим инструментарием в аспекте изучения становления социально-активной, творческой личности.

На учреждения дополнительного образования возлагаются большие надежды в обеспечении реализации стандартов второго поколения для общего образования. Нам предстоит решать в наступившем учебном году не одну проблему. Но я надеюсь, что мы все преодолеем. Ведь цель у нас одна – и для учреждений дополнительного образования, и для школ главное – это воспитать разносторонне развитую, успешную личность, свободно ориентирующуюся в быстро меняющемся мире. И достичь этого можно только вместе. Мы всегда открыты для сотрудничества!

Публикации по теме:

План работы методического объединения старших воспитателей г. Гуково на 2013–2014 учебный год Руководитель Пестова Людмила Николаевна старший воспитатель МБДОУ детский сад №17 «Звездочка» Творческая.

Презентация «Использование нетрадиционых изобразительных техник в создании эстетической развивающей среды в ДОУ» Презентация из опыта работы по оформлению эстетической предметно-развивающей среды в ДОУ. Содержание презентации знакомит педагогов с техниками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование как фактор модернизации образовательного пространства в условиях введения ФГОС
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 17:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД