Наталья Карагодина
Дорог первый шаг
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время никого не надо убеждать в том, что творческие люди живут гораздо интереснее и более полноценно работают. А ведь основы творческой инициативы закладываются в детстве. Сейчас все больше и больше внимания уделяется этой проблеме. В программе появился специальный раздел, где представлены задания по песенному, игровому и танцевальному творчеству. Но подводить к этим навыкам детей нужно постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста. Уже тогда дети должны пытаться творчески выполнять то или иное задание, доступное им.
Публикация «Дорог первый шаг» размещена в разделах
Я, как и многие музыкальные руководители, стремилась найти свой путь в развитии детского творчества. Правда, первоначально передо мной стояла несколько иная задача. Дело в том, что в течение трех последних лет я углубленно работала над улучшением певческих навыков дошкольников. Удалось уже достичь определенных результатов. Однако я столкнулась вплотную с такой проблемой: как дольше поддержать у детей интерес к выученной песне, каким образом при ее повторении дать им что-то новое, побуждающее и активизирующее их к более осознанному и эмоциональновыразительному исполнению?
Конечно, прежде всего, я использовала приемы из опыта других музыкальных руководителей. Дети пели в различных построениях: и по «уголкам» и в кучке, и в кругу, в нескольких кругах, врассыпную и т. д. Применяла я так же и такие известные приемы, как пение по фразам, по рядам, цепочкой, с солистами, с дирижером, по «телевизору», без музыкального сопровождения и т. д.
В дальнейшем, исходя из общего характера песен, предлагала ребятам двигаться во время пения. Например, если песня напевная, ласковая, то дети исполняли ее в хороводе, а если бодрая, энергичная - маршируя в колонне. Когда ребята привыкли к таким вариантам исполнения знакомых песен, разнообразила их, принимая во внимание не только общий характер музыки и возможность применения методических приемов, перечисленных выше, но и наличие выступления, заключения, отыгрыша, запева, припева, фразировки. В результате сразу же появилась масса новых вариантов исполнения, что давало возможность и мне, и детям более творчески подходить к повторяемой песне.
Например, дети выучили песню «Детский сад» А. Филиппенко, повторяли ее в различных вариантах, пели довольно хорошо, и мне захотелось использовать эту песню на одном из утренников. Но как сделать ее более интересной для детей? Во тут-то и пригодился мне приобретенный небольшой опыт.
Я обратила внимание на очень конкретный по смыслу припев и на характерный отыгрыш. В припеве поется о детских игрушках - красный мяч, синий мяч, куклы, медвежата. - значит, нужно дать их детям, чтобы они по- своему обыграли их, а затем на отыгрыш передали другими продолжали
исполнение песни. Использовав эту песню на утреннике, что она внесла то оживление, которого так иногда не хватает.
Есть и еще немаловажная причина. Ни для кого не секрет, что многие музыкальные руководители жалуются на то, что в программе трудно найти что-то новое, необычное. А ведь инсценирование песен как раз и дает одну из многих возможностей обновления знакомого репертуара, когда вроде бы на первый взгляд, обычная песенка вдруг оживляется неподдельным юмором, доброй шуткой, и дети, которые, казалось, ничем вас уже удивить не могут, вдруг решительно меняются на глазах. Так у меня было с одним мальчиком, Сережей Рощиным, который очень долго доставлял мне массу хлопот своим поведением и нежеланием старательно выполнять задания. И вот, когда в процессе работы над инсценированием песен я стала постепенно давать ему небольшие роли, то увидела, что он заинтересовался, стал более старательно выполнять задания. В итоге я доверила ему индивидуальную роль в песне «Я на кумушке сижу».
В репертуаре второй младшей группы есть песенка «В огороде заинька» В. Карасевой. Всего четыре короткие фразы. Но в них заключен очень яркий, понятный и доступный детям сюжет. Кроме того, образное музыкальное заключение и задорные слова, которые дети произносят говорком. Ну, как же не предложить детям попробовать свои творческие возможности! Ведь так сразу и представляешь себе, как малыш - заяц смешно, немножко неуклюже присаживается и начинает «есть капусту», «брать» морковку, а потом все вместе звонко приговаривают: «Смок, смок, побежал в лесок», и зайчик в заключение скачет «в лесок». Эту песенку я использовала на октябрьском утреннике. Она, безусловно, доставила удовольствие и детям и взрослым. Конечно, пришлось потрудиться и мне, и воспитателям.
Процесс работы остается тот же самый - отталкиваемся от развития сюжета песни. Правда теперь дети обладают определенными знаниями и умениями, полученными в младшей и средней группах, и им уже доступно освоение более сложных ситуаций. Если раньше работа над инсценированием строилась в основном на показе педагога, его указаниях, то теперь дети получают больше самостоятельности, вносят свои предложения. Помощь взрослого заключается в том, чтобы расширить кругозор дошкольников, подтолкнуть их к обсуждению вариантов инсценирования. Например, в песне «Я играю на пианино» А. Лепина. В самом тексте нет четкого развития сюжета, даны только отдельные моменты: мальчику купили пианино, он усердно целый день учит гаммы, а все кругом мучаются и только тогда, когда мама садится за пианино и играет «Собачий вальс», все получают удовольствие. Это шуточная песня, и в ней можно встретить не только определенную последовательность действий, но и показать отношение каждого из действующих лиц к происходящему. Задумались: а что же во время игры сына на пианино делают мама и папа, ведь в песне
ничего про это не сказано? Одни говорили - пусть мама стирает, а другие - что лучше готовит еду. Но тут же я вношу свои коррективы: ведь сын играет для папы и мамы, - значит, они должны быть здесь же, в комнате, и предложенные варианты не совсем подходят. Обращаю внимание детей на небольшую деталь: раз купили пианино, значит, в семье любят музыку, любят искусство, наверное, ходят все вместе в кино, в театр. И сразу воображение детей подсказывает им много вариантов. Останавливаемся на том, что мама собирается в театр, а папа в это время читает газету. Причем дети сразу сначала просто предложили, чтобы мама с папой вместе собирались. Но тут, уже исходя из своего житейского опыта, вношу уточнения: маме долго надо собираться, поэтому папа может и газету успеть почитать.
Очень интересно было наблюдать за детьми в процессе работы над образом мамы. Каждая девочка ее старалась изобразить по-своему: Катя очень долго расчесывала свои красивые волосы, Ира старательно красила глаза и губы. Но, когда стали обсуждать показ каждой девочки, то оказалось, что только одна Лиля все успела сделать - и причесаться, и подкраситься, и даже ногти лаком покрыть. Роль папы не вызвала таких долгих обсуждений. Здесь было все ясно - он сидит и читает газету. Правда, пришлось подсказать детям, что в газете могут быть разные новости - и смешные, и серьезные, значит, выражение лица у папы должно меняться.
В некоторых песнях есть непонятные выражения, слова, которые обязательно нужно объяснить, предварительно обговорить, потому что ребенок должен хорошо понимать то, что предстоит ему изображать. Например, в песне «Я на кумушке сижу» мне пришлось объяснять, что такое «тесать» колышки, «городить изгородь». Ведь нашим детям, не знающим сельской жизни, эти слова и выражения непонятны.
Очень важно оставлять за детьми право или возможность что-то менять, варьировать, дополнять по своему усмотрению, чтобы процесс творчества не прекращался, а наоборот, пополнялся и обогащался за счет более углубленного проникновения в суть происходящего.
И, конечно, нужно всегда помнить, что инсценирование песен и вообще всякое творчество развивает в ребенке эстетический вкус, чувство прекрасного, воспитывает самостоятельность, доставить радость другим. И мы, музыкальные руководители, должны стремиться воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту, чтобы, как сказал известный педагог Ш. А. Амонашвилли «. искорки их мысли образовывали царство мысли и чтобы они чувствовали себя в царстве властелинами».