Лариса Антонова
Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)
Потребность в чтении начинает формироваться задолго до школьных лет. В биографии будущего читателя решающую роль играют детский сад, родительский дом.
Чтобы чтение прочно вошло в духовную жизнь ребёнка, необходима предварительная эмоционально – эстетическая подготовка: прежде, чем ребёнок прочитает самостоятельно первое слово, он должен слышать ежедневно чтение взрослого.
Публикация «Дошкольник как читатель (Психологическая характеристика)» размещена в разделах
Способность сопереживать – одно из существенных условий полноценного восприятия искусства. У ребёнка возникает своё отношение к тексту, которое помогает ему воспринимать не только действия, но и мотивы действия героев, их взаимоотношения в различных ситуациях. Сопереживания позволяет ребёнку дать моральную оценку различным человеческим поступкам. Повышенная эмоциональность и непосредственность восприятия литературного произведения, вживание в художественный образ связаны с ещё недостаточным осознанием и подсознанием действительности. Но такое восприятие плодотворно, ибо способствует обогащению жизненного опыта ребёнка. Ведь на уровне обыденной реальности возможности расширения личного опыта ограничены и во многом зависят от взрослых.
Повышенная эмоциональность характеризует все стороны личности ребёнка. Эмоциональность влияет на процесс воображения, которое в дошкольном возрасте в основном связано сведущей деятельностью – игрой – и стимулирует его. Дошкольное детство – наиболее “сензетивный” возраст для развития ребёнка.
Ребёнок очень легко входит в воображаемые ситуации, предложенные ему в сказке или произведении другого жанра. У него быстро возникает симпатии и антипатии по отношению к “ хорошим “ или “ плохим” героям.
На отношение детей существенно влияет и такие психологические особенности возраста, как впечатлительность, острота восприятия, обусловленная их особым отношением к слову. Воспринимая слово, дети отчётливо представляют его подлинное содержание; их поражают, удивляют слова, давно ставшими обычными для взрослых. Всё это открывает воспитателю, родителю широкие возможности для работы с дошкольниками.
Свои первые книжки дошкольники постигают с помощью взрослого, и успех детских книг у них зависит прежде всего от настроения взрослого во время чтения. Взрослому необходимо “приблизиться” к уровню детского восприятия: радоваться и ликовать вместе с героями, помочь детям услышать тот ритм, который заложен в стихе. Нельзя читать детям скучно, монотонно, так можно загубить любое даже самое талантливое произведение.
Поэтому для руководителей чтением, работающим с дошкольниками, важна задача эмоционально – эстетической насыщенности процесса руководства чтением. Необходимо приобщать ребёнка к литературе познавательного характера. Воспитание и собственный опыт дошкольника постепенно изгоняют “волшебство” из сферы обыденной жизни в сферу сказки, игре, между которыми в сознании большинства детей 4 – 5 лет уже возникает определённая грань. Взрослый приобщая дошкольника к познавательной литературе, содействует тому, чтобы у него постепенно (к 6 годам) сложился” естественно - научный” способ объяснения мира, когда он перестает принимать жизнь и сознания каждому встретившемуся на его пути объекту.
На протяжении дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь в своём развитии. В эти годы закладывается творческий потенциал личности, происходит формирование характера, мышления, речи.
Специфика читательского развития дошкольника предполагает активное использование взрослым громких чтений; бесед о прочитанном, элементом различных литературных игр. Например, маленькие дети прекрасно чувствуют рифму, они её буквально ищут, им нравится что слова звучат похоже, и часто радуются не столько смыслу, сколько созвучию.
Читая детям новые стихи, можно пропускать последние слова в четверостишии, чтобы дети сами догадались, что нужно произнести в слух. Такая игра доставит детям только радость.
Литература для детей выполняет одновременно множество сложных воспитательных задач, приобщает к прекрасному, способствует развитию музыкальных данных, учит добру, воспитывает культуру речи.
В современной психологии и социологии чтения термин ” читатель” распространяется и на ребёнка дошкольника, не умеющего читать, он отражает общие особенности восприятия и понимания книги, свойственные слушанию в той же мере, что и чтению.
Учёные, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина и другие отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. В это время совершается переход от первоначального восприятия к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя, реализуется в активном мысленном сопереживании ребёнка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей.
Психологи выделяют в эстетическом развитии дошкольника два периода, имеющие резкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов определил К. И. Чуковский. Первый длится от” 2 до 5 лет”, когда малыш недостаточно отчётливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период, когда искусство, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры и становится самоценным.
Младший дошкольный возраст.
В младшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать потешки, заклички, прибаутки, сказки, рассказы, стихи, а так же следить за развитием действий, сочувствовать положительным героям.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребёнка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда дети неожиданно по – своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи. Особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включится в работу и текст не будет понят.
Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений. Сопоставление персонажей приводит к непроизвольной оценке, которую ребёнок включает в ткань пересказа.
Слушая литературное произведение, дети прежде всего усваивают легко осознаваемые связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребёнка - главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать в своём воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрации.
Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено. Ребёнок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Активно действуя (мысленно) вместе с героями, дети пытаются иногда вмешаться в события (прерывают чтение, закрывают глаза, шлёпают по картинки с изображением плохого персонажа и т. п.). Вместе с тем, в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда даёт возможность правильно понять произведение. Есть и ещё одна характерная особенность для младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
После четырёх лет у ребёнка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования (А. В. Запорожец, Т. И. Титаренко, О. О. Хоменко и др., дети начинают чётче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. На этом, рано появляющиеся у ребёнка, умении разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.). На данном возрастном этапе, воображение интенсивно развивается; оно становится более самостоятельным. Для понимания ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение ни в коей мере не отменяет, не отрицает иллюстрации. Оно помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства. На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественные произведения, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на представления о нормах поведения и свой личный опыт. Вместе с тем, при восприятии литературных произведений ребенок не ставить перед собой задачу оценить героя, события. Отношения детей к литературным фактам имеет действенное жизненное значение. Ребенок 4-5 лет прежде всего активный соучастник изображаемых событий, он переживает их вместе с героями.
Исследователи А. В. Запорожец, А. М. Мушина, Н. Х. Швачкин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и др., отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношение детей к языковым явлениям – ярко-выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить. Поддержание и развитие детской впечатлительности, интереса к слову – важная задача воспитателя, как сказал С. Я. Маршак «…острая впечатлительность, чуткость к слову, живое воображение – и есть то, что мы так ценим в читателях».