Получи документы

Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности

Таисия Родкина
Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образование и цифровизация : риски и возможности

Тема «Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации» в последнее время стала весьма популярной.

Важность составляющих темы – Будущее. Цифровизация. Образование – очевидна. Если задать себе вопрос: «Как система образования связана с будущим и цифровизацией? - то ответом будет следующее: образование должно реагировать на изменения в обществе. Общество же, не владеющее информацией на технологическом уровне оперирует лишь короткими прогнозами.

Публикация «Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности» размещена в разделах

Что такое цифровизация? Если кратко охарактеризовать это понятие, то цифровизация - это процесс преобразования информации в цифровой формат, применение цифровых образовательных ресурсов в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Цифровизация - один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др.

Остановлюсь на цифровизации в образовании. Уже давно всем нам очевидна цифровизация административной деятельности в ДОУ. Даже сады, в которых информационно-коммуникационные технологии используются по минимуму, бухгалтерскую отчетность, взаимодействие с вышестоящими организациями осуществляют с помощью компьютера.

Уже сегодня в ДОО используются такие функции, как:

- анимация,

-единые образовательные платформы,

- ресурсы в интеренете.

Подготовка педагогических и управленческих кадров – так же неотъемлемая часть цифровизации образования. Вспомним хотя бы:

- онлайн-курсы,

-цифровые учебники,

-вебинары и др.

Тем более что вопрос цифровизации образования уже давно рассматривается в государственных программах, проектах.

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, являются и федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ», и указы президента о стратегическом развитии информационного общества, и поручения Президента по стратегическому развитию национального проекта «образование».

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

• Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

• Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

• Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р;

• перечень поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 по итогам совещания с членами Правительства;

• перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

• перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 5 августа 2021 г. № Пр-1383.

• Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ».

В ходе реализации стратегического направления в области цифровизации образования должны быть внедрены следующие технологии:

• искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий ("Цифровой помощник ученика", "Цифровой помощник родителя", "Цифровой помощник учителя");

• большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных ("Создание и внедрение системы управления в образовательной организации");

• системы распределенного реестра ("Цифровое портфолио ученика");

• облачные технологии ("Библиотека цифрового образовательного контента", «Электронная школа»).

Стратегическое направление утверждено до 2030 года и охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.

Все это содержание нашло отражение в рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Как наверняка вы уже отметили, во всех этих документах нет прямого указания на цифровизацию дошкольного образования. Но, во-первых, дошкольное образование – первый уровень общего образования и ФЗ об образовании в РФ и ФГОС ДО требует от нас создания информационно-образовательной среды, которая должна включать в себя электронные образовательные ресурсы, комплекс цифровых технологий и аудиовизуализацию технических средств обучения, интернет-ресурсы (веб-сайт организации, система электронного взаимодействия (электронный почтовый ящик, электронный документооборот, система дистанционного обучения и др.

Составляющие реализации цифровизации дошкольного образования)

№п/п Составляющие цифровизации образования Содержательное решение

1 Интернет-ресурс, состоящий из нескольких виртуальных страниц (веб-сайт организации) Направлен на информационную поддержку и методическое обеспечение образовательного процесса

2 Система электронного взаимодействия (электронный почтовый ящик) Помогает поддерживать коммуникационное взаимодействие с участниками образовательного процесса и сторонними организациями

3 Система электронного документооборота Осуществляет процесс обмена данными, анализа данных, сбора и хранения информации. Кроме того, обеспечивает планирование деятельности сотрудников ДОО и их ресурсного обеспечения

4 СДО (система дистанционного обучения) Реализует принцип доступности образования для всех участников образовательного процесса

5 Система поддержки пользователей компьютерной техники Создает технические условия для бесперебойной работы компьютерной техники

6 Интреактивные средства обучения (интерактивные доска, стол, планшет, девайс, пол, песочница, лаборатории и др.) Направлены на повышение познавательного интереса, усвоения материала, развитие памяти, творчества, воображения детей

, а во-вторых, уже с 2018 г. в рамках выпуска научных статей таких научных деятелей как Комарова Ирина Ильинична (Комарова Ирина Ильинична, о ней, проведения научных конференций (XI Научно- практическая школа- семинар «Информационные технологии в управлении образованием – 2020, онлайн-конференция «Дошкольное образование в цифровую эпоху») обсуждаются вопросы и проблемы, связанные с реализацией подходов цифровой трансформации ДО.

Да еще и пандемия показала необходимость цифровизации ДО (социальное взаимодействие с родителями воспитанников, изменения в сфере труда педагога – дистанционное образование).

Кроме того произошла смена образовательной парадигмы : от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование теперь превращается в динамично меняющийся вид человеческой деятельности.

Развиваются неинстуциональные формы образования (видеоуроки – видеоролики, которые можно смотреть онлайн или скачать на свой компьютер; онлайн-конференции, вебинары, дистанционные занятия с преподавателем в режиме видеоконференции онлайн и др.). Все это стало необходимым условием внедрения цифровизации в дошкольном образовании.

Рассмотрим риски и возможности этого процесса.

Какие возможности открывает внедрение цифровизации дошкольного образования? Это прежде всего:

1. Вовлеченность детей в обучение. Повышение интереса, внимания. Есть масса вариантов заинтересовать ребенка: интерактивная доска, обучающие роботы.

2. Возможность моделирования различных ситуаций, которые сложно понаблюдать в жизни (например, изучение космических объектов).

3. Приучение к самостоятельности детей. Получив необходимы объем знаний, ребенок может действовать самостоятельно, тем более, с подключением обратной связи при правильном-неправильном выполнении задания.

4. Экономия. Снижение времени на поиск информации.

5. Развитие творчества педагога и дошкольника. Педагог в работе с детьми творчески подходит к подаче материала с использование ЭСО, используя в своей деятельности озвучку, анимацию, цифровые эффекты, 3Д-моделирование и др. Использование же интерактивного оборудования открывает для ребенка возможности создания творческих проектов.

Однако следует отметить и восемь основных проблем развития цифровизации ДО :

1. Во-первых, Доступность. В условиях развития цифровизации есть регионы, которые до сих пор не обеспечены сетью интернет или обеспечены мало скоростным интернетом.

2. Следующая проблема - Оснащенность. Для развития доступной и гибкой цифровой среды в ДОО необходимы специальное оборудование и современная техника, что не каждое учреждение может себе позволить.

3. Готовность педагогического коллектива. Для развития цифровых компетенций у ребенка педагогу необходимо, прежде всего, сформировать данные компетенции у себя. Умение работать с техникой, выбирать обучающую информацию, создавать виртуальные занятия и проводить их - это умения, которыми должен обладать педагог (Профстандарт педагога).

4. Новизна и современность программ. Информация в современном мире быстро обновляется. Важно разрабатывать и внедрять новые цифровые программы, игры, образовательный контент. а сейчас еще и проблема с обновлением программного обеспечения от санкций.

5. Бесконтрольное включение детей в цифровое пространство. Необходимо системное и планомерное обучение.

6. Вред здоровью. Работа с клавиатурой и планшетом может привести к изменению физиологии пальцев, могут поменяться строение костей, суставов, мышц. Снижение слуха из-за наушников, ухудшение зрения от мониторов, от сидячего образа жизни -нарушение состояния мышц, осанки, сколиоз. Гиподинамия. Психологическая зависимость. Проблемы с речью, деградация речи. Кибербуллинг.

7. Как ни парадоксально звучит, но еще один минус это Снижение мыслительной и разумной деятельности. Порой мы перестаем использовать арифметические и логические действия, чтобы найти ту или иную информацию, анализировать и принимать решения при дефиците информации. Теперь нам достаточно ввести запрос и информация появляется на экране.

8. Плохая социализация. Погружение в виртуальный мир, Неумение общаться «вживую». Отсутствие желания познавать мир из вне, страх публичного выступления. Снижение эффекта взаимодействия взрослого и ребенка при нерациональном использовании ЭОР. (Взрослый дал ребенку планшет или телефон и свободен). Теряется воспитательная роль взрослого. Ведь воспитание предполагает «социальную ситуацию развития» (Выготский Л. С.).

Как же преодолеть негативное влияние цифровизации на детей и обеспечить их безопасное развитие?

Пути ослабления негативного влияния цифровизации

1. Необходимо государственное регулирование процесса цифровизации в ДО. Необходимо создание надежной системы защиты детей от противоправного контента для обучения и воспитания в ОО и в семье. Необходимы конструктивные законодательные решения, способствующие адекватному использованию цифровых технологий во всех сферах жизни, касающиеся ребенка (цифровые игры и игрушки). Ведь кроме требований в СанПиНе по длительности использования никаких других нормативных документов нет.

2. Необходимо разработать адекватную психолого-педагогическую теорию цифровизации ДО. Как уже говорилось выше сегодня идет речь о принципиально новой ситуации в образовании, о необходимости проведения теоретико-методологических прикладных исследований в рассматриваемой области по перестройке процесса обучения и воспитания, о снижении угроз и рисков негативного влияния цифровизации на детей, о целесообразности использования цифровой образовательной среды с учетом психо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста.

3. Создание детского позитивного контента. Обеспечение безопасного развития детства как чувство защищенности, внутренне психоэмоциональное благополучие, порождающее целостно-позитивную систему отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе. Детский позитивный контент распространяется не только на информационные технологии и электронные средства, детские сайты и Интернет но и на свою культурно-информационную инфраструктуру детства: телевидение, кинематограф, анимацию, детскую печать, книжную продукцию, детский театр, парки развлечений, игры, игрушки.

В заключении, все же отмечу, что необходимость применения цифровизации в современных условиях неоспорима. Но необходимо серьезно задуматься о разумном использовании ее на занятиях в дошкольном учреждении.

Нельзя применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает ребенку, задумываться, о рациональности их использования.

Коллеги, девизом нашей деятельности должно стать высказывание: «Шагая в ногу со временем, не навреди ребенку!».

Публикации по теме:

«Дошкольное детство, прощай!» Оформление музыкального зала к выпускному«Дошкольное детство, прощай!» Оформление музыкального зала к выпускному «Ну, вот и всё – Настал тот час, Которого все ждали. Мы собрались в последний раз В уютном нашем зале…» Сколько раз уже приходилось расставаться.

Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство»Фотоотчёт «Выпускной вечер «Чудесная страна — дошкольное детство» Сегодня нас ждет необычное, волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу – поступлению.

Фотоотчет выпускного бала «Прощай дошкольное детство, прощай!»Фотоотчет выпускного бала «Прощай дошкольное детство, прощай!» Наш любимый детский сад, Царство сказки золотой! Просим нас не забывать, Мы прощаемся с тобой. Детский сад нам стал родным, Скажем в этот.

Консультация для родителей детей подготовительной группы по теме «Интернет: риски и угрозы». Сейчас такое время, когда даже очень маленькие дети знакомы с интернетом. Что и говорить о более старших ребятах. Эта консультация посвящена.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Видеоотчет о выпускном «Вот и промчалось дошкольное детство» в подготовительной группе Под музыку"Кружится пусть вальс. " входят дети. Наш любимый, наш красивый, Наш чудесный детский сад! Ты сегодня в путь счастливый Провожаешь.

Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство»Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство» 1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). ФотоотчётВыставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 21:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольное образование и цифровизация: риски и возможности» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Родкина (УИ 1227439) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД